Самое неприятное, что может произойти с яхтсменом, это крушение судна где-то посреди океана, вдали от суши и спасательных станций. Однако в этой критической ситуации не стоит паниковать – достаточно лишь прислушаться к советам тех, кто смог выжить после этого пренеприятнейшего события.
А поможет нам в этом французский биолог и врач Ален Бомбар. К сожалению, он покинул этот мир еще летом 2005 года, достойно прожив 80 лет, полные экстрима и невероятного драйва. Именно ему принадлежит гениальное достижение – переход через Атлантику без пищи и воды за 65 суток. Расстояние от Канаров до Барбадоса (Антильские острова) Бомбар одолел не на мега-яхте, а на обычной надувной лодке 15 футов длиною (это чуть менее 4,5 метра) и с парусом, площадь которого не дотягивала и трех квадратных метров. «Зодиак» вмиг стал «Еретиком» – возможно француз решил сменить название «судна», чтобы всем показать, что совершил невозможное. Произошло это невероятное событие в 1952 году. Однако этот переход не был спонтанным. Бомбар долгое время проработал морским спасателем. Он годами изучал особенности выживания человека, брошенного наедине с природой. Проанализировав все случаи чудесного спасения после крушения судна и гибели, казалось бы, спасенных и оказавшихся на плавсредствах, француз сделал величайшее открытие: решающая роль – за моральным фактором. Статистика утверждает, что после спасения из кораблекрушения в 9 из 10 случаев человек погибает на протяжение первых 72 часов. И умирает не от жажды или голода – смерть без воды и пищи пришла бы намного позже.
За тонущим кораблем, резюмировал биолог, уходит под воду и весь окружающий мир; вместе с досками пола как будто покидают бренную повседневность разум и мужество. Чудесное появление шлюпки вовсе не гарантирует спасения жизни. Почему? Да потому что движение у спасенного остановлено, он сражен нахлынувшим ниоткуда горем. Он больше не жилец. Его опутывают в своих объятиях тьма ночи, неудержимое течение и буйный ветер, – вот она, бездна, поглощающая его за трое суток.
Французский исследователь категоричен в своих выводах. Он уверен, что спасенных после кораблекрушений убила вовсе не морская стихия, не голод и отсутствие жидкости в организме. Нет, они погибли от страха, погибли тогда, когда находились на спасательной шлюпке и слушали эпитафии чаек.
Что же советует знаменитый яхтсмен тем, кто оказался в неприятной ситуации потерпевшего кораблекрушение?
Спасательный плот
– проверяем степень его наполненности;
– вычерпываем воду, а потом осушаем днище, используя для этого губку;
– проверяем герметичность плота, более всего нас интересуют водо- и воздухонепроницаемость;
– связываем концы нашего плота с концами других спасательных плотов;
– если мы оказались в холодных водах, необходимо установить палатку. Для согрева нужно постараться прижаться, как можно ближе, к своему партнеру. Купание – запрещено!
Если мы в теплых водах, также стоит установить палатку. Одежду снимать нельзя. Запрещено сидеть на солнце. Лучше всего спрятаться от палящих лучей за темными очками и надеть головной убор;
– спрашиваем совета у товарищей и стараемся выработать план дальнейших действий;
– неплохо помогает спиннинг. Таким образом, Вы успокоитесь, а заодно и разделите свое хладнокровие с командой.
Сигнализация
– если на борту исправно работает радио, поднимаем антенну и стараемся передать сигнал о помощи на волне Мейдей;
– используем зеркала. Нам может помочь зеркальный гелиограф, если мы заметим пролетающий над кораблем самолет или же вдруг приметим неподалеку лодку;
– не стоит забывать и о ракетах с дымовыми шашками: их проверяем и всегда держим наготове;
– а вот об этом реагенте не все знают. Итак, флуоресин, то есть вещество, которое способно окрасить большую площадь воды в яркий цвет, можно бросать за борт только в светлое время суток и лишь тогда, когда на море полный штиль.
Вода и провиант
Вода
Имеете запасы пресной воды? Тогда:
– вводим жесткий рацион ее употребления – не более литра на душу в сутки;
– пошел спасительный дождь – не радуемся раньше времени. Успокойтесь. Сначала нужно промыть крышу нашей палатки, а потом уже браться за сбор воды. До слития ее в резервуар пробуем воду на вкус.
Запасы пресной воды отсутствуют. Значит:
– пьем морскую воду, но осторожно и небольшими глотками по чуть-чуть целый день, из расхода не более литра на душу;
– ловим рыбу и делаем на ее спине V-образные надрезы, пьем сок рыбы: глоток раз в 30 минут обеспечит нас суточной нормой.
– Что бы ни случилось, пить необходимо медленно-премедленно, избегая больших и торопливых глотков.
– Старайтесь максимально беречь силы и чаще отдыхать.
– Запрещено употреблять вовнутрь урину!
– Безопасной считается вода из старого синего растопленного льда.
Не забудьте о графике приема воды: шесть дней к ряду употребляем морскую воду, затем три дня – пресную, и снова по схеме: шесть суток морская – три пресная. Это – путь к спасению. Жить – это так прекрасно!
Провиант
– Рыба. Съедобна абсолютна вся рыба, поэтому употребление ее в сыром виде допустимо.
– Планктон. Является прекрасным средством от цинги. Для его сбора нужно аккуратно спустить в воду плавучий якорь или рубашку. Для профилактики достаточно ложки-двух в сутки.
– Консервы. Их потребление должно быть экономным. Не больше банки за раз.
Опасности
1. Болезни:
– всем знакомая морская болезнь. Чтобы упредить обезвоживание, стараемся постоянно питаться, хоть маленькими кусочками. И не забываем о средстве от укачивания.
– Запоры. Они приходят всегда не кстати, но в данной ситуации о них просто стоит забыть.
– Страх. Забудьте о нем раз и навсегда. Будьте хладнокровны, и тогда Ваша уверенность передастся всей команде.
2. Акулы:
– если не хотим познакомиться с ними поближе, то не смеем бросать за борт отходы от еды. А если уж не можем не выкинуть, тогда заворачиваем, например огрызок, в бумажку или тряпку.
– Невтерпеж окунуться в воду – делаем это в присутствии коллег.
– Замечаем приближающихся к плоту непрошенных гостей – бросаем специальный порошок, который должен их на время отпугнуть.
Поверьте в себя! Выживание – возможно!
Ведь тысячи людей, оказавшихся в подобной ситуации, смогли выжить.