Покупка судна – дело ответственное и к нему не стоит относиться легкомысленно. Не имея соответствующих знаний и опыта, новичок чаще всего оказывается сбитым с толку. Например, наиболее красивыми кораблями. Воодушевляющие дизайнерские концепции привлекают особое внимание. Или, ещё потенциальному покупателю могут рассказать о замечательных, просто сногсшибательных функциях и нигде больше не повторяющихся инновациях, которые он, на самом деле, уже приобретя яхту, никогда не будет использовать.

Имея это ввиду, мы побеседовали с несколькими опытными владельцами кораблей, знающими особенности яхтинга и разбирающимися в процессах строительства и покупки судов. Внимательно выслушав и проанализировав всё, что они сказали, стало понятно – все основные рекомендации могут быть сведены к нескольким конкретным пунктам. Итак, мы предлагаем важнейшие советы от профессионалов. Ознакомившись с ними, вы получите ответы на главные вопросы: Что и где искать? Чего стоит избегать? Как убедиться в правильности выбора? Что же нужно сделать, чтобы найти именно то судно, которое вы хотите?

Итак, приступим – пункт номер один, конечно, то, что нередко привлекает внимание начинающего яхтсмена больше всего – внешний вид.

1. Эстетика

Camarina Royale
Camarina Royale

И первым делом нужно сказать, что эстетика… Это ещё не всё. Когда корабль Джека и Мэри МакКлюрг, под названием Camarina Royale, сгорел в пожаре, они отправились за новой суперяхтой. Но супруги не могли определиться с тем, какой дизайн будет наиболее подходящим. Предложенная Джеком Marcato настолько не нравилась Мэри, что она рассматривала другие яхты несколько часов, после чего консультант сказал, что такими темпами мы доберёмся до модели Copasetic (теперь Marcato), которую хотел поближе увидеть Джек, только к вечеру. «Но даже после этого она отказывалась идти» — сетует глава семейства. Когда чета МакКлюрг наконец-то добралась до Marcato, то Джеку судно понравилось сразу же, но Мэри оно казалось крайне неэстетичным, при этом, она не говорила, что именно вызывает такую реакцию – но ей категорически не хотелось приобретать данную модель. Как рассказывает сама Мэри: «Я знала, что ему нравится эта яхта. Если бы ещё цена была хоть сколько-нибудь приемлемой, тогда ладно, может быть. Но в итоге я подумала, что не хочу становится преградой между Джеком и так нравившимся ему кораблём, мы купили Marcato».

Marcato
Marcato

И после приобретения яхты началось масштабное переоборудование. Нетрудно догадаться, что жена Джека была инициатором изменений. Мэри контролировала буквально всё – и переделку расположенного на верхней палубе салона в зону отдыха и перепланировку кормовой каюты. А также множество других мелких реформаций. «Мы зашли практически в каждый порт Флориды» — шутит она. «Прежде чем признать, что теперь я люблю нашу яхту также, как Джек». К тому же, красота судна не гарантирует его качества.

2. Не бойтесь импульсивных покупок

В самом деле, просчитывать всё до мелочей – это прекрасное качество, равно как и продумывать действия на пару шагов вперёд. Но очень часто ваша интуиция может оказаться вернее всех расчетов.

Возьмём, к примеру, ситуацию, в которой оказались Элизабет и Рори Брукс. Они – владельцы классического FeadshipHeavenly Daze. И это судно супруги купили совершенно спонтанно, не собираясь заранее ничего приобретать. «Мы плыли вдоль Юга Франции, на арендованной моторной яхте, и вдруг она сломалась» — говорит Элизабет. «Поэтому нам пришлось остаться в Порт-Коголине, мы там буквально застряли. Feadship Heavenly Daze просто стояла недалеко от того места, где мы были вынуждены высадиться. Она, конечно, продавалась, но всё произошло случайно, даже заметили мы её не сразу. Корабль был очень красивым, выполненным в классическом стиле, он сразу нам понравился. Мой муж переговорил с капитаном. Тот разрешил провести осмотр. Интерьер был также красив как внешний вид и показался очень удобным» — поясняет Элизабет. «Поэтому выбор того, что первое вам понравилось и запало в душу – очень часто правильный» — заключает жена Рори Брукса.

Утверждение, конечно, интересное. Но вероятно, так оно и есть. Если судно действительно кажется вам хорошим, а не только красивым (не стоит сразу же забывать первый совет), и не вызывает нареканий, то может быть, и неприятных моментов не стоит искать. Им ведь попросту не обязательно всегда наличествовать. Все, кто принимают участие в создании яхты, от проектировщиков и до строителей, пытаются создать такой корабль, который бы действительно соответствовал гордому званию частной яхты. Это товар штучный и оттого, как правило, особенно качественный. Его создают, прежде всего, с целью того, чтобы конечный продукт вам на самом деле понравился и вызвал только позитивные эмоции. Поэтому выбор судна, в большей степени вопрос личных предпочтений.

3. Хотите создавать с ноля? Найдите «вашего» человека

Если вы не желаете покупать уже готовый корабль, то естественно, можете руководить процессом его проектировки и строительства с самого начала. Можно сделать так, чтобы судно отражало именно вашу индивидуальность. Но как этого добиться? Найдите такого дизайнера, который поймёт ваше видение. Ведь помимо собственно, работников верфи, что соберут яхту, нет более важного человека в её создании, чем дизайнер. И даже не важно, в первый или в пятый раз вы будете сотрудничать с ним при проектировании уникального корабля. Очень важно, чтобы этот человек мог посмотреть вашими глазами, выразить как раз то, что нужно в новом и неповторимом судне.

Pier Luigi Loro Piana, владелец роскошного парусника Baltic 130 My Song IV, собранного специально для него, красноречиво объясняет важность данных положений, описывая взаимоотношения с дизайнером Марио Педолем: «Он не только проектировщик, но и владелец собственной судостроительной компании. Марио сотрудничал с архитекторами, мастерами своего дела, такими, как Брюс Фарр из judel /Vrolijk & Co. И я уверен – он номер один во всей Италии. Но самое главное – Подель точно знает – чего я хочу. Действительно понимает мой вкус и предпочтения».

4. Убедитесь, что яхта соответствует вашим планам

Приобретение плавательного средства чаще всего происходит для того, чтобы использовать его по прямому назначению. Может быть кому-то приятно просто наблюдать и владеть гигантом на воде, но больше вероятность того, что оный покупают именно для совершения путешествий по речным, морским, океаническим, одним словом — водным просторам. А потому, важно обратить внимание на то, насколько подходит тот или иной вариант, эта или другая модель для эксплуатации. Куда бы вы хотели отправиться на своей новинке? Делать выбор, ориентируясь на данный вопрос может быть особенно эффективно.

Приведём пример. Когда Тара Гетти купил свою классическую Blue Bird, это запомнилось всем членам его семьи. Он приобрёл судно с конкретной целью – определённого путешествия, хотя конечно, после достижения желаемого, начал использовать корабль и для совершения других вояжей. Но обо всём по порядку.

Итак, эпическое приключение в стиле лучших приключенческих романов о сокровищах! Гетти решил отправиться в путешествие, и заодно поискать клад, захороненный давным-давно на далёких Кокосовых островах. И конечно, как лучше это сделать, если не на яхте Blue Bird, названной в честь, нет — не корабля, а гоночного болида предыдущего путешественника и искателя сокровищ? Таковым был знаменитый сэр Малкольм Кэмпбелл. Пусть он и совершил свой полёт на острова 67 лет назад. Конечно, Кэмпбелл попал сюда не на машине, но, тем не менее, гонщик был здесь. Он вложил в экспедицию немало средств, довольно много времени потратил на поиски, но был вынужден улететь ни с чем. Он, кстати говоря, был далеко не первым охотником за этим кладом.

«Мы добились своего – закончили путешествие, начатое Кэмпбеллом», — рассказывает Гетти. «Понятно, что главными инициаторами поездки стали мои дети. Они вообще путешественники. Старший сын у меня закончил школу в Южной Африке в декабре 2014 года, и поступил в британский вуз в сентябре 2015. С декабря по сентябрь у нас было время на отдых и это оказалась удивительная поездка. Может быть, одна из лучших идей, как провести время с детьми».

Но современная яхта – не старая гоночная машина. Гетти и его семья по-настоящему отдохнули, наслаждаясь всеми функциями корабля, среди которых было немало новинок, наличествующих далеко не на каждой яхте. К примеру, стабилизаторы скорости позволяли перейти на «нулевую», что очень важно при пересечении скалистых отмелей Тихого Океана. «Также я купил всю необходимую технику в двух экземплярах», — рассказывает Гетти. «Стиральные машинки, сушилки и тому подобное, — всего по два! Поэтому, если бы что-то сломалось, мы могли бы спокойно продолжать путешествие».

Конечно, приобрести «всего по два» — это замечательная идея. Но учитывая, что во время путешествия яхта на которой вы плывёте, как правило, всё же одна, было бы не плохо найти такую вариацию, чтобы в ней уже было всё, что важно и нужно. Вы можете отправляться на Юг или Север, в тропические воды, или же плыть над рифами в скалистых отмелях, и в каждом случае, рекомендации относительно выбора корабля будут особыми. Чем больше нюансов учитывать, тем более комфортным будет ваш отдых.

5. Подумайте о том – зачем вам яхта?

Действительно, задайтесь вопросом, с какой целью вы хотите приобрести судно и для чего оно вам необходимо. И желательно это сделать до того, как начнётся проектирование корабля, если выбран вариант «собрать его с ноля». Возможно, именно такой строгий и закономерный вопрос убережёт вас от множества проблем с яхтой в будущем.

Умудрённый опытом владелец парусника Майк Слейд сталкивается с проблемами при создании небольших судов-чартеров, или специальных яхт для регат, выполняемых им на заказ. Его главный совет как исполнителя тем, кто к нему обратится – знать, чего вы хотите прежде, чем начнётся строительство.

Вопрос часто состоит в том, что требуется заказчику – рассказывает Майк. Например, если он хочет себе нечто массивное и величественное, то тяжесть такого судна должна как-то компенсироваться, в случае необходимости соблюдения относительной быстроходности. Проще говоря – хотите гиганта, плывущего быстро? Он должен быть очень мощным.

Также часто приходится применять различные ухищрения и проводить расчёты. Множество разных тонкостей предстоит обдумать и реализовать, прежде чем мы достигнем идеального необходимого результата. Но вся проблема в том, что во время строительства затруднительно что-то менять. Хотя бы по той причине, что расчеты проводились с учётом всех важных моментов. Были приняты во внимание требования заказчика, все сочетания выполнены наилучшим образом. При смене изначального плана всегда появляется огромный объём дополнительной работы. Поэтому стоит повторить ещё раз, считает Майк Слейд – тщательно обдумайте заранее, чего же всё-таки, вы хотите? Ну а после решения и начала строительства, наилучшее, что можно сделать со стороны ожидающего свой корабль человека – уважать собственный выбор и ожидать завершения работ.

6. Будьте терпеливы

Отнеситесь с пониманием к тем, кто будет сотрудничать с вами при постройке или выборе яхты. Не забывайте – они хоть и профессионалы, но тоже люди, проявляйте терпение и уважение – этот совет действенен не только при выборе корабля, но и вообще в жизни. Благодаря такому отношению вы увидите, что и в обратную сторону будет поступать аналогично — уважение и понимание, а сотрудничество станет максимально эффективным.

Всегда остаётся шанс, что проектировщики и строители могут увидеть окончательный вариант немного не так, как вы. Не расстраивайтесь и вспомните совет № 3 – один раз не получилось донести свои пожелания? Совсем не значит, что не удастся это сделать вновь. То, что понять вас могут не совсем так, как нужно, обнаружила и Патти Сэри, когда началось строительство её индонезийской пиниси. Пиниси – классический вариант двухмачтового корабля, выполненный, как понятно, в лучших традициях судостроителей восточноазиатского государства. Модель, выбранная Сэри – Silolona.

«Я решила выбрать пиниси, поскольку слышала, что их делают особенно качественными и безопасными, в случае, если судна предназначаются для продажи за рубеж. Плюс, я люблю исторические моменты, а данный вариант яхты, самой её конструкции, содержит в себе опыт и исторически закрепившиеся традиции корабельщиков Южного Сулавеси. Кроме того, мне просто очень приятно стоять на деревянном судне» — объясняет свой выбор Патти Сэри. Западный дизайнер, который смог бы работать с индонезийскими мастерами – вот кого любительнице восточных традиций пришлось искать довольно долго и конечно, проявить терпение.

«Я начинала сотрудничество с четырьмя проектировщиками, пытаясь найти кого-то, кто понял бы моё видение. Быть может, искать пришлось бы ещё долго. Но мне повезло. Я встретилась с Майклом Кастеном – профессионалом своего дела, услышавшем и понявшем меня полностью. Кроме того, подружилась я и с группой строителей из народности Konjo, живших в крохотной деревне Ara. Лучших мастеров было бы трудно найти. Кстати, именно эта «бригада» строила множество крупных деревянных судов, составляя значительную конкуренцию другим подобным группам, да и вообще всем судопроизводителям индонезийского архипелага. Проблема была одна – они никогда не делали кораблей, подобных Silolona» — подробно рассказывает Патти Сэри.

Но, в конце концов, Кастен и деревенские строители сработались, после долгого и старательного поиска заказчица нашла то, что искала. Поэтому, не стоит отчаиваться, если первый, второй, или даже третий дизайнер или судостроитель не будет оправдывать ваших ожиданий. «Ищите и обрящите». Главный ключ в таком деле – терпение.

7. Постарайтесь увидеть границы

О чём идёт речь? Образно говоря – важно понимать, что вам нужно в тот или иной момент и каковы границы ваших возможностей, именно на данном отрезке времени. Вспомним опыт владельца крупного яхтенного бизнеса (его суть — сдача в аренду судов, которые используются организаторами чартерных рейсов) Барри Хоутона. Приобретя корабль Salperton II, самую большую яхту, когда-либо построенную компанией Alloy Yachts, на тот момент, Барри был уверен, что это — то самое судно; именно о нём предприниматель мечтал.

Купил он корабль для конкретной цели – участия в регате. Но затем осознал, что Salperton II слишком уж велик для него. «Мне пришлось продать данную модель – она действительно была слишком крупной» — говорит бизнесмен. «Мне повезло продать судно на довольно выгодных условиях, и мой следующий выбор должен был быть ориентирован на нечто намного меньшее».

«Результат – я остановился на 44-метровом Salperton III (который сейчас переименован в честь греческой богини Артемиды), построенном Fitzroy Yachts в Новой Зеландии» — продолжает Барри. Но он тоже оказался не совсем подходящим и пришлось проводить множество дополнительных работ. «Непосредственно перед тем, как я получил то, что было нужно, пришлось заказывать немало изменений, в итоге яхта была улучшена так, как следовало», — говорит он. «К сожалению, я потерял деньги, но это было оправданное решение».

8. Ваше желание – лучший двигатель

Когда сэр Чарльз Данстон решил провести огромную реставрационную работу с его классической яхтой Shemara, многие друзья сочли Чарльза сумасшедшим. Корабль был в запустении, после того, как несколько лет простоял заброшенным «призраком» на верфи. Но страсть Данстона сделала своё дело – он искренне хотел реабилитировать старое судёнышко.

«Я вижу Shemara и думаю – насколько было бы интересно переработать этот проект, сколько всего хорошего тут можно сделать» — рассказывает он. «У меня есть очень плохая особенность. Не замечать потенциальных негативных последствий и думать – а, не имеет значения, всё обойдётся и будет хорошо». Также, Чарльз добавил – «Смешно, но чем больше проект и чем крупнее его проблемы, тем с большим энтузиазмом я принимаюсь за дело. И всегда подхлёстывает мысль – мы справимся, обязательно, всё закончится так, как нужно».

После того, как неунывающий яхтсмен утвердился в своём решении, он сделал следующее: «… я сам арендовал всё необходимое для работы, нанял людей, и мы приступили к воплощению идеи в жизнь. Изначально я даже не был уверен в окончательном варианте, но мы продолжали и делали всё лучше и лучше. В итоге – получилось замечательно, а судно Shemara обрело новую жизнь».

Словами классика – «Есть желание – тысяча способов, нет желания – тысяча поводов». Если вы действительно хотите что-то сделать, то не забывайте, что мотивация – половина пути к успеху.

9. Определитесь с тем, что вам по душе

Когда знаменитейший модельер Джорджо Армани приступил к руководству над проектированием и строительством своей первой яхты, ему очень помогли впечатления, полученные ранее. Какие? Он рассказывает следующим образом — «…иногда корабли, за которыми я наблюдал, принадлежали моим друзьям, или просто знакомым, временами интересные судна попадались на глаза в тех или иных обстоятельствах. И я наблюдал за ними. Многие не вызывали восторг — уж слишком белыми, слишком освещёнными они были. Переизбыток мрамора, хрусталя и красного дерева, как бы это ни звучало» — объясняет он.

Текущий вариант, выбранный Армани, это 65-метровая CodecasaMain. И она, как можно догадаться, далека от всего среднестатистического, что мы можем видеть в дизайне яхт. Здесь нет сверкающего белого корпуса и тому подобных моментов «переизбытка». Зелёные оттенки, что довольно необычно, стали выбором знаменитости. На вопрос, почему именно так, Армани с готовностью даёт ответ. Таким образом судно не вышло слишком кричащим, оно, в каком-то смысле, «маскируется» под водную гладь и растворяется в ней. «Я проводил полный контроль при планировании и строительстве CodecasaMain. Вдохновение навеивали, надо сказать, конкретные военные корабли. Они выглядели очень практично. Кроме того, на них я видел хорошую оптимизацию пространства – ничего лишнего, так сказать. Это характерно особенно для старых судов. Отдельно отмечу, что решил избавиться от всяческих надстроек, могущих разрушить чистоту и строгость» — подробно излагает Армани.

Как видим, заказчик получил то что хотел, по одной простой причине – он понимал свои требования и мог их чётко и понятно выразить. Поставить верную и ясную задачу перед проектировщиками и строителями, весьма важное дело. Как и в любом подобном вопросе, чтобы люди, работающие на вас, могли совершать всё необходимое максимально эффективно и быстро, следует как можно более чётко объяснить им – каковым должен быть результат и что следовало бы делать, оставляя минимум свободе интерпретации. Ведь там, где начинается неточность заказчика, может возникать и неверное понимание со стороны исполнителя.

10. Попробуйте арендовать – это поможет определиться

Когда вы опробуете несколько различных вариантов яхт, у вас сложиться общая картина – получится понять то, что было прямо и косвенно упомянуто в нескольких предыдущих рекомендациях. А именно, ответить самому себе на вопросы – «Что я хочу?», «Почему именно это?», «Каким образом стоит реализовать мой проект и к кому обратиться с ним?». Арендуя, получаете корабль на время, но опыт остаётся с вами навсегда. Никогда не вредно попробовать несколько альтернатив, чтобы выбрать лучшее. Особенно, если нет спешки и имеется возможность всё это реализовать. Арендовав пару яхт, вы не составите общей картины обо всех. Поэтому попробуйте некоторое количество кардинально разных судов.

Может быть, вашим выбором станет «золотая середина», а возможно, больше понравиться как раз одна из крайних позиций. В любом случае, если располагаете временем и средствами на то, чтобы «посмотреть» не одну яхту, сделайте это – лишними такие мероприятия точно не окажутся. Кроме того, именно так вы можете обнаружить какой-нибудь новый концепт, совершенно неизвестный ранее и он станет наилучшим объектом яхтенного капиталовложения.

11. Не зацикливайтесь на чём-то одном

Очень часто ошибки происходят тогда, когда мы не хотим видеть иных вариантов, кроме уже вызвавших симпатию. Так, находясь в поиске наилучшего, можно остановиться на просто – хорошем. Всегда учитывайте различные предложения, или по крайней мере, обращайте на них внимание. Корабль, как правило, не мелкое рядовое приобретение и к его выбору не лишним будет подойти с максимальной ответственностью.

Одним из аспектов такового может стать полный анализ рынка интересующих предложений. Когда решите остановиться при наличии новых вариантов, подумайте, а может быть, как раз следующий окажется немного лучше того, что был уже окончательно выбран? Устойчивость и однозначность предпочтений, особенно, уверенность в них, это очень хорошо. Но только тогда, когда вы знаете все возможные вариации.

12. Не торопитесь

Как при постройке, так и при выборе своего нового плавательного средства, не спешите. Это, может быть, ключевое правило, с которого следует начинать. Скорость в таком деле – не самый лучший помощник. Чем больше времени вы посветите выбору и анализу собственных потребностей, тем наиболее точно ваши желания будут удовлетворены.

Обращайте внимание на все нюансы. То, что сейчас кажется малозначимым, или вообще, не важным, потом может оказаться главной проблемой или же, совсем неразрешимым противоречием с вашими пожеланиями. Не исключено, что потребуются дополнительные затраты и переоборудования. Но такого можно избежать, если правильно отнестись к данному шагу — покупке яхты. Лишний раз (хотя на самом деле, совсем не лишний) проконсультироваться со специалистами, или опытными в этом деле друзьями, прочесть дополнительную информацию, взвесить все «за» и «против».

Ещё, если вы не будете спешить, то повышается вероятность не только того, что будет найдено наиболее подходящее по внешним параметрам судно, но и проработанное в деталях. Дело в том, что при быстрых осмотрах и спешке, часто упускается множество мелких моментов. Но позже, хотя возможно и не сразу, они всплывут и не обрадуют владельца корабля.

Продумайте все отдельные нюансы. Понятно, что, покупая судно, вы, скорее всего, уверены – хотите ли деревянный корабль, выполненный в древних традициях восточных народов, как упомянутая выше яхтсмен – Патти Сэри; или же предпочтёте ультрановую суперяхту, оснащённую всеми прелестями современных технологий. Вероятно, вы также знаете и интересующие габариты – это должен быть мини-парусник для скоростных регат, или же гигант не менее, чем сто метров от носа до кормы. Но кроме таких масштабных и, казалось бы, очевидных приоритетов, задумайтесь о том, что бывает не принципиально для некоторых покупателей. Позже вы с удовольствием вспомните это и порадуетесь, что в своё время обратили внимание на небольшие детали. Ведь теперь они не смогут испортить впечатление, но наоборот, создадут картину идеального судна – ведь всё в нём будет таковым, как выбрали именно вы.

Например, тщательно исследуйте все функции интерфейса. Обратите внимание на детали интерьера. Даже если он в целом прекрасен, каждое общее состоит из частного, а с последним будете сталкиваться каждый раз, поднимаясь на борт своего корабля.

Если у вас действительно есть друзья-специалисты яхтенного дела, покажите им готовый результат, что собираетесь приобрести, или же проект, который только планируете построить. Знания, даже самых дельных советов со стороны, это ещё не всё. Нельзя забывать и о живом опыте, ведь его приобретают годами и нередко специалисты парусного спорта замечают такие моменты, о каких не написано в информационных источниках. С чем-то им повезло столкнуться самим, что-то они слышали, или видели. Поэтому — в целом, не пожалейте времени и на это, если располагаете такой возможностью.

Расспросите об особенностях внутреннего устройства яхты. И может быть, не каждому новичку сразу станет понятно то, что будет рассказано, но ведь в современном мире всегда можно обратится к, наверное, самому объёмному и доступному источнику информации – интернету. Если ничего не сказали сложные названия технических устройств, или вы ещё не знаете всех производителей, просто проанализируйте полученную информацию, почитайте отзывы других яхтсменов. Может быть, скоро вы последуете их примеру, и напишете восторженную рекомендацию о том, насколько прекрасный корабль приобрели.

А пока мы желаем вам удачи в покупке своей первой яхты.