Вступление
В приведенном выше разделе я указал, что вы должны сообщить потенциальному покупателю обо всех существенных недостатках на судне.
Данная область является спорной среди брокерского (и юридического) братства, и в ней используются два подхода:
Вы не должны сообщать такую информацию
При подготовке раздела небольшое количество брокеров и юристов убеждало меня в том, что брокер по продажам не несет ответственности за передачу такой информации. Покупатель принимает решение о привлечении сюрвейера, который должен будет выяснить такие проблемы. Если он этого не сделал, то применяется принцип ‘caveat emptor’ (качество купленной вещи на риске покупателя), и покупатель может винить только себя, в случае возникновения серьёзных проблем с яхтой.
Считается, что брокер может нести ответственность за неудачную продажу, если это было вызвано тем, что он сообщил покупателю о существенном дефекте судна без согласия продавца.
Вы должны сообщать такую информацию
Однако большинство брокеров и юристов считали, что важно, чтобы брокер по продажам был открыт и честен касаемо любых известных существенных дефектов, и предоставлял эту информацию покупателю в ходе ранних обсуждений.
Подобное мнение подкрепляет ряд причин, в их числе:
- Раздел 5.1 BMF ‘Условный договор продажи’ разрешает покупателю отказаться от сделки, если во время морских испытаний или обследования были обнаружены существенные дефекты (больше 5 процентов от цены продажи), которые ранее не были раскрыты. Большинство других контрактов на подержанные лодки будут иметь такой же пункт. Депозит должен быть возвращен, или от продавца может потребоваться исправить дефект за свой счет.
- Покупатель со временем станет продавцом. Вам необходимо зарабатывать репутацию в отрасли путём честного и справедливого обращения с людьми. Сокрытие значительных дефектов на судах, с которыми вы осуществляете брокерскую деятельность, нельзя назвать идеальным способом заработка репутации
- Продавец почти наверняка должен будет отремонтировать лодку в любом случае. Возможно, можно разделить расходы с заинтересованным покупателем, если проблемы будут раскрыты на достаточно ранней стадии переговоров
Требуемая от продавца информация
На ранних этапах обсуждения с продавцом вы должны узнать у него, есть ли у судна какие-либо существенные дефекты, о которых ему известно. В эту категорию должны входить любые существенные статьи расходов, такие как повреждённый двигатель, вибрация на определенных скоростях, утечки, износ корпуса и т.д.
Если продавец скажет вам, что таких проблем абсолютно нет, то вы можете доверять его словам только в той ситуации, если только ваши собственные проверки не предоставят информацию об обратном.
Если продавец сообщит вам о наличии проблем, вам следует обсудить с ним, можно ли считать эти проблемы существенными. Покраска, потерявшая блеск, не является существенной проблемой. Это проблема покупателя. Поврежденная обивка также не является проблемой. Множество проблем, связанных с использованием масла в двигателях, вибрацией, протеканием дейдвудных сальников и т. д., могут считаться значительными. Вам следует провести работу с продавцом для оценки вероятных затрат на ремонт и решить, следует ли ремонтировать судно перед продажей или учесть затраты при расчете цены продажи.
По окончании обсуждения с продавцом вы оба должны договориться о том, каким образом следует представить потенциальному покупателю информацию о любых существенных дефектах. Описательная формулировка и этап предоставления информации должны быть согласованы между вами и продавцом.
Затем вам нужно придерживаться этого согласованного сценария.
Если впоследствии продажа не состоится, то вы относились ко всем сторонам честно и открыто и должны быть в состоянии избежать любых юридических проблем, вызванных сорвавшейся сделкой.
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж