Многокорпусные суда имеют, как можно догадаться по их названию, более чем один корпус. Наиболее распространенными из них являются катамараны с двумя корпусами и тримараны с тремя корпусами. Иногда брокер может встретить многокорпусные суда, которые называются проа. Проа имеют два корпуса, как катамараны, но один из их корпусов является основным, а второй корпус, который обычно называют аутригером, устанавливается сбоку от основного. Эта продольная асимметрия является главной особенностью проа.
Многокорпусные суда все еще встречаются гораздо реже, чем однокорпусные. Они обладают значительными преимуществами в скорости, парусности и имеют внутри себя больше свободного пространства, однако находятся в невыгодном положении из-за своей ширины. Пришвартовать многокорпусное судно на пристани для яхт может дорого вам обойтись, поскольку такое судно, как правило, занимают два причала, однако, такие суда, довольно часто, являются мелкосидящими поэтому вы с лёгкостью сможете его пришвартовать на мелководье или причале.
Иногда терминология, используемая по отношению к многокорпусным судам, имеет в себе полинезийские корни. Боковые корпуса тримарана или проа называются «амас». «Вака» – это термин для основного корпуса (редко используется), а «акас» – это поперечные балки или опоры, которые соединяют корпуса вместе.
Наружные корпуса тримарана также можно назвать спонсонами, хотя этот термин первоначально применялся к платформам по бокам военных кораблей или к опорам для колёсных кожухов боковых колёс пароходов.
Парусные суда
Парусные многокорпусные яхты, предназначенные для круизов и гонок, имеют совершенно иной облик. Крейсерское многокорпусное судно, как правило, довольно высокое, поскольку размещение находится над ватерлинией, тогда как в гоночной лодке размещение находиться на одном из последних мест в списке приоритетов. В результате чего лодки имеют более элегантный и низкий корпус.
Катамараны
Термин катамаран происходит от тамильского языка, где слово «ката», означает связать, а слово «маран» означает дерево. Первоначальное значение термина подразумевало плот из двух связанных стволов дерева.
Парусные катамараны были спроектированы как в виде крейсерских, так и гоночных лодок. В крейсерском катамаране главной особенностью обычно является большое количество внутреннего пространства, доступного на мостиковой палубе. Также довольно часто в подобное судно можно разместить ряд двухместных кают.
Гоночные катамараны, как правило, очень сильно отличаются от своих собратьев. В своих узких корпусах они имеют очень малое количество свободного пространства, а вместо твердой палубы корпуса имеют между собой небольшой помост.
Тримараны
Круизные тримараны, как правило, имеют меньше жилого пространства, чем крейсерский катамаран аналогичной длины. Центральный корпус обычно похож на корпус с небольшими аутригерами, которые могут обеспечить небольшое количество пространства для хранения, но обычно являются просто герметичными отсеками плавучести. Некоторые тримараны могут складывать свои аутригеры так, что они занимают на пристани столько же места, сколько и однокорпусная лодка эквивалентной длины.
Гоночные тримараны также имеют очень небольшое количество свободного пространства в центральном корпусе с небольшими помостами, покрывающими пространство между центральным корпусом и аутригерами.
Проа
Помимо небольшого пула гоночных и экспериментальных судов, проа очень редко встречаются за пределами районов, в которых они являются привычными средствами передвижения. Парусные проа, как правило, имеют мачту, установленную в главном корпусе с аутригером, который используется для поворота по ветру или против него. В некоторых случаях направление корпуса меняется на противоположное, когда лодка прикреплена, а в других случаях наветренный корпус противовеса становится подветренным плавучим корпусом, когда лодка прикреплена.
Моторные
На данный момент в конструкции многокорпусных моторных лодок катамараны превосходят по численности тримараны, однако совсем недавно, была спроектирована, по крайней мере одна большая тримаранная суперяхта, и вполне вероятно, что другие архитекторы могу подхватить эту идею. Конструкция пентамарана, который является пятикорпусным судном, похожа на тримаран, однако в боковых корпусах данной конструкции присутствуют небольшие зазоры. Вполне возможно, что конструкция пентамарана сможет снискать популярность на большом яхтенном рынке.
Катамараны используются в качестве крейсерских катеров и в основном в качестве небольших рабочих лодок. Главным достоинством крейсерской лодки является большая каюта между корпусами а, для рабочей лодки, большая устойчивая кабина, обеспечивающая удобное рабочее пространство.
Высокоскоростные глиссирующие многокорпусные лодки работают по другому принципу, поскольку они получают аэродинамическую подъемную силу от палубы моста или других структур между корпусами, а также гидродинамическую подъемную силу от самих корпусов.
Производительность многокорпусных судов
Расчет производительности и стабильности многокорпусных лодок чрезвычайно сложен.
Если вы в этом заинтересованы и хотите углубиться в различные расчеты, есть отличная статья “Соображения по конструкции многокорпусных судов ” под авторством Джона Шаттлворта, которую можно найти на веб-сайте http://www.shuttleworthdesign.com.
Читать далее — Форма корпусов. Форма
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж