Кипр – это не только один из крупнейших островов Средиземноморья (уступает пальму первенства Сицилии да Сардинии), но и превосходная оффшорная зона, где регистрация судов так и манит простотой и совершенством. Добро пожаловать на Кипр!
В чем же совершенство этого оффшора?
Вашему вниманию пятерка преимуществ Кипра по сравнению с другими конкурентами:
1) членство в Европейском Союзе;
2) возможность опереться на плечо дипломатии ЕС, если Ваша яхта плавает под кипрским стягом;
3) Кипр известен как один из подписантов 25 двусторонних соглашений, регулирующих аспекты международного морского права;
4) Вам, как собственнику, предоставлен уникальный шанс избрать тип регистрации судна – временный, постоянный или же параллельный;
5) и, наконец, льготный НДС в случае регистрации прогулочной яхты – новые правила Налогового кодекса Кипра предусматривают минимальную налоговую ставку НДС, если используется схема яхтенного чартера.
Важно! Кипрский законодатель не различает такие понятия, как «судно» и «прогулочная яхта». Тем не менее, следует остановиться именно на регистрации второго типа плавсредств, так как оформить документы на прогулочную яхту намного проще.
Каковы же требования к судовладельцу?
Стоит отметить, что на Кипре зарегистрировать судно можно и на юридическое лицо (то есть фирму), и на физическое. Интересно, что гражданин Кипра или, если это нереально, то гражданин любого другого государства, входящего в ЕС, обязан владеть не менее, чем 50% долей судна. Представим, что процентная доля в 50+ находится во владении не киприота, а, скажем, француза или немца (главное – чтоб это был гражданин Европейского Союза). Должен ли такой пайщик постоянно проживать на этом острове? Кипрский Реестр говорит утвердительно: нет. Однако на Кипре должен всё время находиться специальный агент этого человека, его уполномоченный представитель, готовый, к примеру, обслуживать яхту на острове.
Итак, кипрский законодатель запрещает нерезиденту ЕС зарегистрировать под своим флагом яхту. Что же тогда делать? Тогда стоит зарегистрировать на Кипре собственную компанию, а потом на нее же оформим свою яхту. Как Вам решение? Что интересно, внимательно изучив юридическую сторону вопроса, приходишь к выводу, что киприоты – люди далеко не глупые. Ведь учредителем такой фирмы разрешено быть как физическому, так и юридическому лицу любой страны мира, и даже России или Украины, то есть нерезиденту ЕС.
Как только Кипр присоединился к Евросоюзу, было изменено налоговое законодательство, и все имеющиеся до этого различия между обычными компаниями-резидентами и оффшорами исчезли. Компания будет признана кипрским резидентом в том случае, если контроль за её деятельностью и управление ею осуществляются только с территории Кипра. И второе обязательное правило – большая часть её директоров – это резиденты Кипра. Таким образом, Кипр может похвастать льготным налогообложением и высоким уровнем сервиса.
Еще одна особенность местного законодательства состоит в том, что полномочиями по регистрации плавсредств под флагом Кипра или, например, по учреждению компании на острове наделены исключительно юристы, но при условии их регистрации на Кипре в качестве практикующих адвокатов.
Детальнее о видах регистрации яхт
Законодательство Кипра оговаривает всего три вида регистрации прогулочных судов (критерием является срок действия документов):
1) Временная (не более 6 месяцев). Срок её действия максимально можно продлить на три месяца. Для этого необходимо до истечения полугодичного периода подать специальное заявление и оплатить пошлину. Трехмесячное продление является окончательным, то есть срок действия регистрации составит лишь 9 месяцев.
2) Постоянная. На ее оформление законодатель выделяет 6-9 месяцев с того момента, как судно получило временную регистрацию. Но данные требования не касаются яхты при условии ее присутствия в кипрском порту.
Уладив все формальные тонкости и предоставив необходимые документы, в том числе и заявления, Вы получаете официальный номер для своего судна. Кроме того, Реестр снабжает Вас инструкциями об обязательной маркировке лодки. По окончании маркировки, Вы получаете изданный Реестром постоянный сертификат регистрации, он же – свидетельство о праве собственности на Ваше плавстредство.
3) Параллельная. Ее оформляют только на определенный период (зачастую это два года), который подлежит продлению. Условиями для параллельной регистрации яхт являются:
1) разрешение этой процедуры законодательством государства, где проводилась первая регистрация плавсредства;
2) сдача судна в бербоут-чартер компании на Кипре,
3) предоставление необходимой документации в Реестр Кипрских судов (Registry of Cyprus Ships). Под необходимыми бумагами имеются в виду надлежащим образом оформленное (в письменном виде) согласие иностранного реестра (то есть реестра страны, где была осуществлена первая регистрация) и залогодержателей яхты (при наличии).
Важно также помнить и о таких нюансах, прописанных в «The International Convention on Tonnage Measurement of Ships 1969». Во-первых, зарегистрированная под кипрским флагом яхта подлежит обязательному осмотру, и, если длина ее корпуса 24 метра и более, она получает Международный тоннажный сертификат; а вот Кипрский тоннажный сертификат выдается судам длиной всего до 24 метров.
Обратите внимание на перечень документов, обязательных к подаче в Кипрский Реестр, при условии, что яхта, подлежащая регистрации, прогулочного типа. Итак, это:
1) Application for the Registration of Yachts on the Cypriot Ship Registry,
2) Bill of Sale,
3) Certificate of Deletion of the vessel from the register,
4) Declaration of Ownership on behalf of a body corporate,
5) Registration Form of a Mobile Maritime Radio Station,
6) Customs Clearance Certificate/Confirmation from the Customs Department (in the event that the yacht is in Cyprus),
7) Ship’s Carving and Marking Note.
А как насчет льготного налогообложения?
Напомним, что с недавних пор на Кипре действует обновленное налоговое законодательство, а именно: налоговая схема и принципы налогообложения в отношении яхтенного чартера. Данные новации предложены кипрским отделом НДС. Таким образом, при регистрации судов в пределах Европейского Союза налоговая ставка НДС минимальна, благодаря действию схемы выгодной аренды лодок.
Рассмотрим детальнее договор лизинга, опираясь на который и происходит покупка и эксплуатация транспортных средств. Так, в случае, если яхты постоянно пребывают в водах государств, обладающих членством в Евросоюзе, насчитываемая ставка НДС обычная и составляет 17 %. Собственник яхты – это компания, регистрация которой произошла на Кипре (она же лизингодатель). Напротив, лизингополучатель – это зарегистрированная в любой точке света фирма. Если Вы не нарушаете ни один из пунктов, то оплатить 17 % придется исключительно при последнем взносе в лизинговой схеме оплаты. Берете сертификат, в котором указана стоимость судна, договор лизинга и вместе с заявлением представляете кипрским властям. Делать это желательно заблаговременно. В данных документах должно быть ходатайство об одобрении цены плюс процентов за эксплуатацию лодки в водах государств с «паспортом» Евросоюза. Размер процента варьируется, исходя как от типа судна, так и длины его корпуса.
Надеемся, что данная информация будет Вам полезна, и получение Вашей прогулочной яхтой кипрского паспорта не за горами.