При повороте оверштаг яхтсмен иногда совершает ошибку – слишком много времени тратит при безветренном положении паруса во время разворотов, а конкретно – пересечения линии ветра. И из-за затянувшегося перехода из старого галса в уваливание на новом и возникает попадание в положении строго против ветра, а в результате – катастрофическая потеря скорости, если не полная остановка.
Зависание в левентике
В эту ловушку может попасть яхтсмен (причем не обязательно неопытный) при смене галса (в частности, при повороте оверштаг). Оказавшись в таком положении, невозможно быстро взять новый курс, да и на старый вернуться тоже не получится. Происходит эта неприятность из-за того, что, например, при повороте не был достаточно набран импульс хода. И, чем меньше лодка, тем больше у нее шансов попасть в столь затруднительное положение – из-за ее малого веса. Одни судна при этом резко теряют скорость, другие, еще более легкие, могут просто остановиться. Тяжелая килевая яхта все-таки имеет больше шансов пройти еще какое-то расстояние с заполощенными парусами и благополучно развернуться.
Как выйти из левентика
Итак, если лодка сильно потеряла скорость, пересечь линию ветра будет уже сложно. Шкоты стакселя лучше пока оставить в положении старого галса – это нужно для того, чтобы стаксель в итоге оказался подветренным, и было легче развернуть нос яхты. Можно немного потравить грот.
Выход из левентика в бейдевинд буде похож на отход от буя – принцип очень похож. Так как грот и стаксель все равно сразу не смогут поймать ветер, то и трогать их пока не стоит. Рано или поздно, яхта, стоящая против ветра, начнет дрейфовать назад, и тогда нужно работать рулем, стараясь повернуть нос на нужный курс. При удерживании стакселя от задувания вы облегчаете поворот носа лодки в нужную сторону. Если же его нет, значит нужно завести грота-гик в сторону, противоположную той, в которую вы поворачиваете судно – это тоже поможет развороту.
Сразу после того, как вам удалось выйти в крутой бейдевинд, настраивать под него паруса не нужно – дождитесь достаточной скорости. Начав выбирание шкотов раньше времени вы рискуете снова вернуться в левентик. Или еще хуже – ветер может оказаться на одной стороне парусов, что приведет к потере аэродинамической тяги. Ситуация опасна тем, что судно может начать сильно мотать с большим риском ее опрокидывания.
Чтобы избежать неприятностей, при выходе из положения против ветра нужно уваливаться под ветер и ждать набора скорости, а только потом пытаться снова совершить поворот оверштаг.
Зависание в левентике – неприятная штука, но, наверное, каждый яхтсмен хотя бы раз в жизни должен попасть в такую ситуацию – это подарит бесценный опыт и придаст уверенности в своих силах.