Как ни странно, полный бакштаг – это самый медленный курс. Уваливаясь под ветер, переходя от бейдевинда к фордевинду приходится все время подтравливать паруса, чтобы они эффективно прилагали и тяговые, и толкающие усилия.
Но как только вы берете 150 градусов к ветру, уходя за пределы крутого бакштага, грот и стаксель просто наполняются воздухом и тянут лодку вперед. Такая ситуация и называется – идти полным ветром, или полным бакштагом.
Как выжать максимум из парусов
При полном бакштаге судно приводится в движение истинным ветром и, чем быстрее вы плывете, тем меньше его толкающая сила. А в фордевинде даже в ветреную погоду может показаться, что воздух совсем не движется, но эти ощущения обманчивы – вы снова почувствуете силу воздушного потока, едва приведетесь к ветру.
Идя в крутом бакштаге, несложно заставить паруса забирать как можно больше вымпельного ветра. Но, при приближении к фордевинду, стаксель может “спрятаться” за грот и обмякнуть – уйти в тень. В такой ситуации попробуйте вытянуть передний парус из-за грота и дать ему расправиться на противоположной стороне от него, сделав этакую “бабочку”. Это называется идти “крыло на крыле”. Моряки XIX века, ходившие под такой бабочкой на шхунах, называли такой метод “чтением сразу двух страниц”. Это помогает повысить скорость судна, но стоит быть внимательными и следить за рулем, чтобы не сбиться с курса, особенно при нестабильной погоде.
Ветер меняет направление
Во время спокойной ходьбы бакштагом поток воздуха может неожиданно поменять направление, переведя к смене курса. Хорошо, если воздушный поток и грот в этот момент будут находиться на одной стороне, если же нет – возникает довольно напряженная ситуация. Паруса могут начать метаться из стороны в сторону, и в этот момент главная задача – держать во внимании грота-гик и такелаж.
В морском деле есть понятие “поворот фордевинд”, и он действительно иногда нужен, и его технику стоит знать. Но это именно намеренный поворот. Мы же говорим о ситуации, когда его как раз нужно избежать. То есть, когда ветер неожиданно начинает дуть в другую сторону кормы, и грот перебрасывается, меняя курс лодки – это и есть неконтролируемый поворот, который иногда случается при полном бакштаге.
Как не допустить поворота фордевинд
Как понять, что надвигается не намеренный поворот:
– воздушный поток пересек линию кормы;
– край гика начинает подниматься;
– полощется задняя шкаторина грота.
Наблюдайте за флюгаркой на топе мачты. При появлении этих признаков быстро приведитесь круче к ветру – чем дальше от стороны, где находится грот, тем лучше. Чтобы снизить подводное сопротивление, можно до конца поднять шверт, но смотрите по ситуации – на некоторых лодках шверт лучше оставить – он поможет в управлении и обеспечит устойчивость судну. Для облегчения управления рулем, можно сместить вес тела на корму – но это тоже в порядке эксперимента.
Нюансы хождения по ветру в каждой конкретной ситуации будут зависеть от опыта моряка, веса и способностей судна и, конечно, погодных условий.