По мере того, как искусственный интеллект (AI) и машинное обучение (ML) перешли от научной фантастики к повседневной действительности, отрасли начинают расширяться от экспериментов к внедрению. В долгосрочной перспективе выгоды обещают стать трансформационными, поскольку большие данные позволят первым пользователям не только снизить затраты, оптимизировать операции и лучше управлять рисками, но и подпитывать инновации.
«Потенциал для впечатляющего и стремительного прогресса во всех аспектах яхтинга у нас под рукой», – говорит Джефф Боулз, директор фирмы DLBA в США. «Даже Volvo Penta теперь имеет возможность самостоятельной стыковки в своих системах IPS, которая десять лет назад была только для самых дорогих судов, оборудованных Kongsberg. Мы считаем, что это даёт значительные преимущества».
Сегодня DLBA принадлежит компании Gibbs & Cox, которая специализируется на разработке надводных кораблей. Теодор Мордфин, технический директор по беспилотным системам в Gibbs & Cox, входил в группу, недавно получившую заказ на сумму 35 миллионов долларов США для ВМС США на разработку и изготовление прототипа среднего беспилотного надводного корабля (MUSV).
Он также является членом команды DLBA, занимающейся исследованием концепции 58-метровой автономной яхты под названием Tempo. Мордфин предполагает автономную навигационную систему как расширение режима автопилота с расширенными данными.
«В контексте яхтинга автономные навигационные системы будут объединять данные от бортовых датчиков и источников информации, таких как GPS, радар, AIS [система автоматической идентификации], электронные карты, системы информации о погоде и видеокамеры, чтобы ориентироваться более безопасно и эффективно», – говорит он.
«Экипаж по-прежнему будет присутствовать, пока судно ведёт само себя, но меньший уровень концентрации внимания и стресса, необходимый для навигации, приведёт к более высокой ситуационной осведомлённости и меньшему количеству аварий или поломок из-за человеческой ошибки».
Большие данные откроют путь к машинному обучению и профилактическому обслуживанию на основе условий. Плановые осмотры часто не имеют отношения к фактическому состоянию бортового оборудования. Используя датчики для мониторинга, сбора и анализа данных из нескольких систем в режиме реального времени, ML может заранее предоставлять диагностику и прогноз, позволяя исправлять ошибки до того, как возникнут потенциальные неисправности, и максимально увеличивая использование и удовольствие владельца судна.
Джозеф Адир — основатель и генеральный директор WinTech.AI, придумавший термин «интеллектуальная суперяхта». Он разрабатывает решение с открытым исходным кодом, основанное на военной платформе искусственного интеллекта для компаний, занимающихся производством суперяхт, для взаимодействия с их системами мониторинга, регистрации данных и интегрированными решениями. Он отмечает, что профилактическое обслуживание не только увеличивает надёжность и доступность яхты, но и увеличивает срок службы актива.
«Плановое техническое обслуживание проводится OEM [производителем оригинального оборудования], который часто стремится продавать больше запасных частей, потому что таким образом это приносит больше денег», – говорит он. «Профилактическое обслуживание, с другой стороны, сообщает вам фактическое состояние компонентов — от водяного насоса до всей двигательной установки – и что необходимо сделать, чтобы предотвратить отказы или поломки. Это означает, что дорогое оборудование служит дольше».
Искусственный интеллект также может принести пользу яхтостроительному бизнесу, но верфи отстают от других секторов в принятии Индустрии 4.0, постоянной трансформации традиционных производственных и промышленных практик в сочетании с новейшими интеллектуальными технологиями. Адир считает, что для включения больших данных в ядро процесса проектирования и разработки требуется решительный сдвиг.
«Реальность такова, что недостатка в данных о суперяхтах нет, но они используются для ручного мониторинга, а затем исчезают», – говорит Эдвин Эделенбос, независимый консультант по AV/IT. «Мы не можем начать говорить об искусственном интеллекте и машинном обучении, пока не начнём собирать, добывать и анализировать большие данные, но мы не видим, чтобы это произошло в значительной степени в индустрии суперяхт».
Однако уже есть верфь, серьёзно относящаяся к большим данным, – это Oceanco. Голландский строитель собирает данные со своих яхт, чтобы обеспечить профилактическое обслуживание, а также не ограничиваться процессом строительства и ввода в эксплуатацию.
«Наша конечная цель — это создание виртуальных копий или цифровых двойников, которые могут имитировать реальную производительность будущих проектов», – говорит Яап Коувенховен, директор по знаниям и инновациям Oceanco. «Основная задача состоит в том, чтобы определить, сколько данных вам нужно как минимум, и требуемую скорость выборки, которая варьируется от датчика к датчику.
Отсутствие высокоскоростного, надёжного и безопасного соединения в море делает невозможной прямую потоковую передачу терабайт данных со спутника в облако, поэтому мы должны определить, сколько сравнительных данных нам нужно, сколько мы можем передавать и сколько должны храниться на борту, чтобы быть загруженными позже».
В краткосрочной перспективе Эделенбос предвидит поэтапный подход, при котором меньшие объёмы информации за пределами области больших данных используются для интеллектуального улучшения отношения сигнал/шум, тем самым повышая простоту использования и безопасность, снижая стресс и информационную перегрузку от зуммеров.
«Я верю, что в яхтинге действительно есть место искусственному интеллекту», – говорит Эделенбос. «Владельцы суперяхт хотят иметь на борту самое новое и лучшее, но на данный момент у них этого нет. Достаточно скоро новое поколение технически подкованных владельцев поймёт, что их яхты не оснащены новейшими технологиями, и они начнут желать этого».
Хотя большая часть технологий искусственного интеллекта уже доступна, регулирование движется медленнее. Автономные суда представляют собой область особого интереса для Международной морской организации (ИМО), которая приступила к нормативному анализу воздействия беспилотных судов.
Степень регуляторных изменений будет зависеть от уровня автономии. Морское право — одна из старейших правовых систем в мире, которая успешно адаптировалась от паруса к пару и не только, поэтому без сомнения, в будущем она будет учитывать автономные суда, работающие по проводам.