Новый бизнес остаётся сильным, и спрос характеризуется устойчивостью и опытом, а не только размером.
Завершив год, который оказался на удивление успешным для новой строительной отрасли, строительная команда Burgess рассуждает на тему, почему новый строительный бизнес был таким сильным в 2020 году, и чего отрасли следует ожидать в ближайшие годы.
«Рынок новостроек в 2020 году столкнулся с проблемами, связанными с COVID. Однако, что несколько удивительно, мы увидели повышенный уровень работы, никаких спадов не было. Конечно, нам пришлось изменить то, как мы работаем, но во многих отношениях мы нашли более эффективные способы работы с верфями и клиентами», – начинает Шон Бьянки, партнер и глава новой строительной группы Burgess.
«Онлайн-платформы высвободили намного больше времени. Недавно я разговаривал с клиентом и четырьмя верфями на новом этапе строительства, и мы достигли того же результата за полдня, который в противном случае занял бы у нас неделю в минувшие годы. У всех заинтересованных сторон есть желание заставить новую среду работать, потому что, если они этого не сделают, бизнес просто не будет развиваться».
Однако предполагать, что 2020 год был положительным на всём протяжении, значило бы искажать реальность беспрецедентного года. Когда коронавирус начал распространяться по всему земному шару, всепроникающее чувство было вызвано опасениями по поводу расторжения контрактов, требований о форс-мажорных обстоятельствах и падения финансового состояния клиентов, от которых так зависит рынок суперяхт.
Однако, в отличие от финансового кризиса 2008 года, когда начался длительный период рецессии, фондовые рынки, похоже, восстанавливаются гораздо быстрее, чем предполагалось изначально, и, в общем и целом, люди сохранили своё богатство, а во многих случаях оно увеличилось.
«Даже в самые нестабильные периоды в 2020 году мы всё ещё получали много запросов, но намерение подписывать контракты по проектам несколько ослабло, а по-настоящему усилилось только во второй половине года. В сочетании с типичными запросами на новостройки, которые следуют за летними месяцами, многие заинтересованные люди не взяли на себя обязательства и начали продвигать проекты за границу», – комментирует Эд Беккет, партнёр и военно-морской архитектор Burgess.
«С точки зрения исследования и создания новых концептуальных проектов, бизнес был успешным в течение всего года, хотя намерение подписать проекты периодически достигало пика или падало в течение всех 12 месяцев».
Теперь, когда линия 2020 года подведена к завершению, для отрасли настало время смотреть в будущее и размышлять о тенденциях, которые будут характеризовать рост рынка новостроек в ближайшие годы. Судя по всему, желание владельцев строить всё более крупные проекты суперяхт идёт на убыль. Конечно, такие суда не исчезнут с рынка полностью, но по мере того, как клиенты начинают уделять больше внимания использованию и опыту, а не размерам, кажущаяся бесконечной гонка за всё более крупными яхтами, похоже, замедляется.
«10 лет назад была потребность в больших и длинных судах, кульминацией которой стала поставка 180-метровых судов Azzam и Dilbar с их колоссальной валовой вместимостью. Эти суда являются важными проектами компании Burgess. Глядя на рынок сейчас, мы видим не только влияние молодых клиентов, но и влияние молодых членов семьи на выбор покупателей. На повестке дня стоит более экологичная и удобная суперяхта», – продолжает Бьянки.
«Сегодня речь идёт об образе жизни и опыте, а не о лодке. Речь идёт о том, как люди хотят жить, а не о размере проекта. Клиенты хотят иметь возможность использовать лодку и заходить в уединённые места или помещаться в маринах. Огромные проекты будут продолжать реализовываться, но размер больше не является основным фактором, как раньше, и поэтому мы можем ожидать их меньшего количества», – добавляет Беккет.
И Бьянки, и Беккет ссылаются на идею о том, что крупнейшие в мире проекты могут временами оказывать пагубное влияние на самые основные требования рынка суперяхт, а именно на желание клиентов быть ближе к океану. При длине 130 метров и более суперяхты иногда могут напоминать плавучие отели, из-за чего теряется «близость» или «связь» с океаном, о которой говорится во многих пресс-релизах, выпускаемых верфями, дизайнерами и брокерами.
Меньшая суперяхта в диапазоне 60-80 метров может быть гораздо более эффективным способом насладиться океаном. Чтобы подтвердить эту тенденцию, достаточно взглянуть на желание некоторых крупнейших производителей суперяхт строить меньшие по размеру суда, в первую очередь Lürrsen, которая в настоящее время строит проект длиной 55 метров.
«В целом мы видим, что клиенты молодеют, и на Дальнем Востоке появляется много миллиардеров. Информирование этого региона мира о нюансах яхтинга является для нас основным направлением, и это также невероятно увлекательно, потому что, возможно, больше, чем основные рынки, эти клиенты полагаются на наше руководство. Таким образом, с технической точки зрения, у нас есть чистый холст, чтобы попытаться вывести на этот рынок более экологичные технологии и более интересные системы», – объясняет Бьянки.
«Экологические разработки будут иметь большое значение в двигательной установке, будь то водородная технология или технология топливных элементов, но у нас пока нет точного ответа. Это похоже на обсуждение Betamax и VHS 80-х».
По словам Беккета, также будет невероятно интересно увидеть, как будет развиваться конкуренция на верфях рынка. Хотя, по мнению владельцев суперяхт, верфи Северной Европы остаются наиболее привлекательными с точки зрения качества, и не обязательно цены, с улучшением стандартов строительства в различных других регионах, а также с тем, что различные верфи продвигаются к более широким диапазонам полустандартных размеров.
Будет интересно увидеть, как весь спектр верфей станет конкурировать в диапазоне 50-80 метров, особенно с учётом привлекательной цены и времени постройки относительных новичков в больших размерах.
С учётом того, что отрасль приближается к критической точке в области окружающей среды и проявляется большой интерес со стороны как обычных владельцев, так и более молодых клиентов и новых регионов, краткосрочное будущее рынка новостроек выглядит безопасным и даже сильным.