Постепенно рынок роскошных суперяхт поправляется после серьезных экономических потрясений. В последнее время производители даже смогли ухватиться за технологические возможности внедрить инновационные инженерные мысли в процесс изготовления, предоставив на рынок яркие высокотехнологичные модели. Со времен Великой депрессии тридцатых годов это большой прорыв в суперяхтенной индустрии. В последние годы эта сфера достигла масштабов мирового уровня, будучи способной пережить любые кризисы. В перспективе ожидается, что рынок яхт будет отличаться от нынешних тенденций развития парусного сегмента.
Кризисные годы
Благо, «состояние свободного падения» осталось позади. В настоящий момент развитие основывается на реализме. Особенно яхтенный мир помнит 2010 год, как полный трудностей переломный момент. Тяжелый год настоящих сложностей, серьезных испытаний. Некоторым компаниям удалось выйти из этого состояния «сухими из воды». Другие держались на плаву ради сохранения бизнеса. Наиболее трудную задачу представляли собой мероприятия по заключению сделок и согласованию между предпринимателями цены. Многие транзакции остались «висеть» между окончательным определением стоимости, подписанием договора. На протяжении года нижний сектор терпел значительные убытки. Средний сектор активно шествовал по рынку. Производство крупных яхт продолжало развиваться, хотя с трудом. Отмечается: за год сделок совершилось на 40 млн. евро. Мало! Ничтожно мала цифра по заключению крупных сделок на 50 млн. евро — лишь пять.
Следующий 2011 прошел по похожему сценарию. Некоторые тенденции сохраняются по сей день. Брокеры обладают большим количеством лодок, томящихся на причалах в ожидании. Рынок наводнен лодками в формате «лишь бы избавиться». Цены с 2011 года фактически выросли ненамного, каждая сделка является удачей для брокера. Ожидается, что в сегменте крупных яхт в перспективе появятся ростки надлежащего развития.
Однако цены имеют тенденцию падать, что невыгодно производителям.
С того кризисного года сектор новых заказов тоже страдает. Ввиду брокерских яхт, выставленных на продажу по доступным ценам, страдают изготовители крупномасштабных лодок. Люди не спешат их покупать, отдавая предпочтение заманчивым ценам брокерских вариантов. Такая ситуация наблюдалась из-за парусников, которые производились с целью продажи, а не для индивидуального заказчика. Подобная продукция наводнила рынок яхтенного пространства. Производители уже выбрасывают на рынок яхты по реальным ценам, не зависящим от намеченного прайса в начале их строительства.
Выход из кризиса
В 2012 году также был нелегким год там для верфей. По мнению представителя компании Burgess, покупатели и производители долго «плавали» неуверенно в плане сделок. Наблюдалась тенденция так называемого «осторожного оптимизма». Однако постепенно начало увеличиваться число заказов на постройку новых яхт. Парусники стали пользоваться спросом благодаря некоторой финансовой стабильности. Кроме того, отдельные верфи попытались удержаться на плаву, выпустив лодки хотя бы ради одного или двух заказов, дабы избежать простоев. При этом они сделали самыми привлекательными условия и цены.
В отношении чартеров 2010 год также сильно запомнился яхтсменам. Особенно вяло протекал первый квартал. В итоге с мая по август наблюдался всплеск заказов, причем осложнялось дело поздним бронированием и запросами на скидки.
Лето немного подправило ситуацию, по крайней мере, по сравнению с 2009 годом. Дальше рынок качало по волнам кризисов: рост то намечался, то падал спрос на яхты. Рождество было совсем унылым для парусников, пришвартованных на Карибах. Клиентов не было. Яхты томились в ожидании.
Понятным пожеланием заказчиков является использование лодок на просторах Средиземноморья в период летнего чартера. Зимний заплыв для любителей яхтенного спорта перестал быть нормальным явлением. Хотя прогнозы выглядят довольно оптимистично. Этим объясняется поток раннего бронирования, наблюдаемый в последнее время. Сезон обещает быть хорошим, хотя по-прежнему сохраняется давление на расценки. Эксперты ожидают повышение спроса, количества заказов в Рождество, Новый год. Хотя прогнозы по зимнему периоду по-прежнему остаются довольно-таки бледными.
Рынок, похоже, принесет приток новых вариантов лодок.
Несмотря на любые кризисы, яхтенная индустрия остается прочной. Она пока держится на плаву и достаточно стабильно. При этом удается добиться константного положения в чартере, в строительной сфере судов, брокерском сегменте неспокойного рынка. Хотя, несомненно, рыночные факторы остаются влияющими критериями развития.