Вступление
Концепция ограничения погрузки судна путем недопущения его выхода в море с надводным бортом менее установленного минимума представляет собой одну из первых попыток обеспечить безопасную эксплуатацию судов. Корпус судна четко обозначен линиями нагрузки, указывающими минимальный разрешенный надводный борт, допустимый при работе судна в определенной географической зоне. В целом, в более низких широтах допускается более глубокая нагрузка, чем в более высоких широтах. Владелец и капитан несут уголовную ответственность не нагружать судно настолько, что соответствующая грузовая линия погрузится под воду.
Такие ограничения на загрузку явно влияют на коммерческую конкурентоспособность судов, что обусловливает необходимость введения одинаковых ограничений для всех судов. Это было достигнуто с помощью международных соглашений, последним из которых является Конвенция о марке грузовой 1966 года. В этой конвенции подробно изложены правила, которые должны применяться при определении минимальной высоты надводного борта для судов, однако осуществление требований Конвенции возлагается на законодательство государства флага. Таким образом, присвоение надводного борта конкретному судну определяется законом государства флага (то есть для яхты с флагом Каймановых островов в это определяется в Реестре Каймановых островов в Саутгемптоне, Великобритания).
Конвенция требует, чтобы все государства флага применяли требования Конвенции ко всем судам, участвующим в заграничных рейсах (рейсах между двумя суверенными государствами), где длина судна составляет 24 метра или более, и выдавали таким судам международно признанные и принятые сертификат грузовой линии – Международное свидетельство о грузовой марке.
Конвенция прямо исключает из своих требований военные суда, прогулочные суда, не занятые торговлей, и рыболовные суда. Кроме того, государствам флага разрешается освобождать свои собственные суда на индивидуальной основе от соблюдения части или всех требований Конвенции. В последнем случае судну будет выдано Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки.
Некоторые государства (например, Соединенное Королевство) требуют, чтобы для судов длиной менее 24 метров и судов, не участвующих в заграничных рейсах, назначалась высота надводного борта и применялась грузовая марка, даже если эти суда освобождены от требований Конвенции. В случае Великобритании таким судам будет выдаваться сертификат грузовой линии Соединенного Королевства.
Закон о торговом судоходстве 1995 года (Пункт 89) вместе с Правилами грузовой ватерлинии приводит в действие Конвенцию о грузовых марках в пределах Соединенного Королевства и в отношении зарегистрированных в Соединенном Королевстве судов в целом.
Данный закон требует, чтобы все морские суда, зарегистрированные в Соединенном Королевстве, за исключением рыболовных и прогулочных судов, соблюдали требования Конвенции о грузовой марке, если только конкретное судно не получило свидетельство об изъятии для грузовой марки. Законодательство также применяется ко всем другим морским судам (т.е. не зарегистрированным в Соединенном Королевстве, но находящимся в пределах территориальной юрисдикции Соединенного Королевства) длиной 24 метра или более. Суда, используемые для спортивных и развлекательных целей, которые по определению не являются прогулочными судами, должны иметь грузовую ватерлинию и соответствующий сертификат грузовой марки.
В 1993 году MCA ввела Свод практических правил по безопасности малых коммерческих парусных и моторных судов соответственно. Владельцы яхт, эксплуатируемых в коммерческих целях (длиной менее 24 метров по ватерлинии) могут обратиться в MCA за сертификатом о том, что судно выполняет соответствующий кодекс практики. Судно, получившее Сертификат соответствия, не требует сертификата грузовой марки, как указано выше, и не подчиняется следующим требованиям к грузовой ватерлинии. Однако попытка такого судна выйти в море считается преступлением, если оно не соблюдает требования соответствующего Кодекса практики и / или сертификат не располагается на борту.
То же самое относится и к яхтам длиной более 24 метров, которые должны соответствовать Своду правил безопасности крупных коммерческих парусных и моторных судов (так называемый “Кодекс мегаяхт” или, правильнее сказать, “LY3”).
Выдача сертификатов
Для получения сертификата грузовой ватерлинии на судно необходимо подать заявку в уполномоченный орган, утвержденный государством флага. Для судна Соединенного Королевства утвержденными “Назначающими органами” являются MCA и основные классификационные общества (например, регистр Ллойда, Бюро Веритас и т. д.). Судно будет осмотрено в соответствии с требованиями государства флага, после чего отчёт будет предоставлен уполномоченному органу. Затем будет рассчитана высота надводного борта, и после того, как судно будет помечено соответствующими линиями загрузки, будут выданы сертификаты. Одним из условий выдачи сертификата является удовлетворительная остойчивость судна. Расчеты остойчивости производятся в рамках присвоения надводного борта и информационного буклета остойчивости, выпущенного вместе с сертификатом. Сертификат грузовой марки и буклет остойчивости должны быть сохранены на борту, и кроме того сертификат должен отображаться на судне так, чтобы его можно было легко увидеть.
Срок действительности свидетельства о грузовой марке
Свидетельство о грузовой марке действительно течение максимального периода в 5 лет или меньшего периода, который может быть определен назначающим органом, при условии периодических проверок, проводимых ежегодно в течение 3 месяцев с даты годовщины выпуска. Однако интервал между этими проверками не должен превышать 15 месяцев без согласия MCA. Запись о каждом осмотре производится в сертификате грузовой ватерлинии. Срок действия сертификата может быть продлен более чем на 5 лет, но только с учетом физических трудностей, связанных с доставкой нового свидетельства на судно после успешного проведения полного освидетельствования. В этом случае старый сертификат может быть продлён до 5 месяцев до получения нового сертификата.
Аннулирование свидетельства о грузовой марке
Сертификат может быть аннулирован назначающим органом и / или администрацией государства флага на следующих основаниях:
- Если в любое время судно не соответствует условиям назначения.
- Если прочность конструкции снижена настолько, что корабль становится небезопасен.
Если информация, по которой была назначен высота надводного борта, окажется неверной.
- Если сертификат грузовой ватерлинии не был использован для доказательства того, что судно было осмотрено, как это описывается выше. Условия назначения осмотра для каждого конкретного судна изложены в буклете под названием “Список сведений, относящихся к условиям назначения”, который должен постоянно храниться на борту и предоставляться по требованию любому уполномоченному должностному лицу правительства любого государства Конвенции о грузовой марке.
Если судно продолжает движение или пытается выйти в море в нарушение требований грузовой линии, владелец и капитан виновны в совершении преступления, и судно может считаться небезопасным (Немореходным).
Судно с грузовой маркой не должно выходить в море, если:
- Оно не было обследовано в соответствии с требованиями.
- Не соответствует условиям сертификата.
iii) Не имеет обозначенной линии палубы и линии нагрузки.
- Информация об устойчивости, загрузке и балластировке (при необходимости) недоступна для руководства капитана.
- Капитан не предоставил копию сертификата таможне на момент получения разрешения на плавание.
Судно должно иметь маркировку в соответствии с требованиями линии нагрузки. Сокрытие, удаление или порча маркировок являются уголовным преступлением, наказуемым штрафами.
Грузовая ватерлиния не должна быть загружена настолько, что:
- У судна, находящегося в прямом положении в морской воде надлежащая линия нагрузки с каждой стороны погружается под воду; или же
- В любом другом случае, когда ватерлиния будет погружена в морскую воду, в то время как корабль находится в прямом положении.
В случае если будет замечено одно из вышеизложенных нарушений владелец и капитан считаются виновными в совершении преступления и подлежат наказанию в виде штрафа.