Несколько столетий назад в центре Британской столицы, в таверне Thatched House собрались сорок два человека, чтобы обсудить за трапезой их совместное увлечение – яхтинг. Это, казалось бы, дружеское мероприятие имело бешеный успех. После чего и было принято решение собираться любителям яхтинга несколько раз в год. Яхтсмены собирались в столице и в своих загородных резиденциях. Такие собрали и породили создание знаменитого на весь мир яхтенного клуба – Royal Yacht Squadron. На протяжении нескольких столетий существования клуба его членами были известные и королевские особы. Члены клуба много раз становились победителями различных соревнований мирового уровня.
Связь клуба с королевской семьей
Поначалу клуб назывался более скромно – The Yacht Club. Пафосная и гордая приставка Royal (королевский) появилась позже. Случилось этого после коронации Георга IV. Дело в том, что когда его короновали, он состоял в рядах этого клуба, поэтому клубу было решено добавить приставку «королевский» и с тех самых пор королевская семья тесно связана с ним. В наши дни Елизавета II покровительствует яхтенному клубу. Кроме того, появление яхтинга в Каусе вызвало огромный интерес Королевского флота, который много раз заимствовал корабли и помещение у знаменитого клуба.
Томас Харди был одним из первых почетных участников яхтенного клуба. Он участвовал в Трафальгарском сражении. За долгие годы существования клуба его членами были многие известные английские джентльмены, в том числе и военные моряки. Это плотное сотрудничество клуба и флота закрепилось в 1829 году. Тогда Адмиралтейство вменило в обязанности всем, состоящим в рядах клуба кормовой флаг белого цвета.
Королевский клуб является единственным гражданским предприятием, которое имеет такую привилегию.
По сей день этого флаг гордо реет над зданием клуба в Каусе, который расположился на северном побережье Уайта. Построили это историческое здание еще при монархе Генрихе VIII. Было это в XVI-ом веке. Сейчас от первозданного строения мало что осталось. Здание, похожее на замок много раз перестраивалос и реконструировалось. Так, со временем оно стало больше походить на поместье, а не на исторический замок времен Тюдоров.
Королевскому клубу это здание досталось в 1855 году. Тогда члены яхт-клуба решили провести реконструкцию. Для этих работ был приглашен архитектор, которому поставили задачу: преобразить недавний замок в шикарный и уютный дом. Здание клуба должно было соответствовать его целям и задачам. Ведь в то время клуб был очень известен не только на Родине, но и за ее пределами.
Местечко для аристократов
Место, где расположился известный клуб является поистине аристократическим. Здесь с большой настороженностью относятся к навигации. Англичане по натуре своей консерваторы и архитектура и атмосфера этого места доказывает это. Изысканность участников, красивые изысканные вещи подчеркивают консервативное великолепие клуба. Членам Королевского удалось воплотить свою идею в жизнь: членами клуба должны быть те, кому не чуждо истинное великолепие и исконные британские ценности, которые не меняются даже со временем.
Даже после этой реконструкции здание не осталось в первозданном виде, потому что следующее поколение любителей яхтинга затеяло свою реконструкцию. И это стало доброй традицией. Для ремонтных работ используются исключительно камни из прежней кладки замка, а не современные материалы. Двадцать лет назад было последнее обновление здания – был открыт павильон рядом с историческим замком.
Новый павильон образец элегантности и английской изысканности, который спроектировал архитектор Томас Крофт. Сделано это было для того, чтобы у яхтсменов и членов их семей было больше места для комфортного отдыха и общения. При этом сэр Крофт сохранил первозданную аристократичность основного строения.
Отдыхающие имеют возможность трапезничать в тихой непринужденной обстановке, любуясь красотами острова и просто разговаривая друг с другом.
Знаменит замок множеством артефактов и шикарным интерьером, представляя собой исторический музей. Пускают в замок в определенной одежде и обуви: строгий костюм с галстуком и палубная обувь из кожи. Поношенная обувь является визитной карточкой морского волка, прошедшего ни один десяток морских миль. Возникла здесь интересная традиция надевать красные брюки и синюю рубаху на торжественные мероприятия. Такую форму одежды прозвали сowes trousers (брюки из ковра).
Холл клуба украшен великолепной живописью с изображением Вильгельма IV, который встречает всех входящих в эти стены. Он был первым адмиралом Королевского клуба. На картинах изображены военные корабли. В красивой раме находится письмо английского моряка лорда Горацио Нельсона. которое он написал за несколько месяцев до своей кончины во время сражения.
Каждое помещение здесь имеет собственное имя , а на входе есть справочник с описью того, что находится в этих исторических стенах. Излюбленное место членов клуба – библиотека, в который стоят удобные мягкие кресла, есть камин. Среди книжных полок красуются картины различных кораблей и знаменитых в истории Англии яхт. Одна из полок заставлена произведениями известного всему миру сэра Уинстона Черчилля. Имеется отдельная комната для бесед. Она выполнена в розовых тонах, что придает ей особую атмосферу покоя и романтики. Меблирована комната комфортабельными креслами, которые располагаются рядом с камином.
Пристальное внимание
С давних пор королевская семья интересуется делами клуба, который находится в Соленте, первым адмиралом которого был Вильгельм IV. Огромное влияние на развитие этого клуба оказала королева Виктория. Не менее участливым был Георг V, а также Эдуард VII. В наши дни эстафету переняла действующая королева, супруг которой был первым адмиралом клуба. Покровительство королевской семьи яхтингу стало традицией.
В этом клубе любимым местом членов клуба и их семей является столовая. Помещение оформлено настоящим золотым, большой обеденный стол, оснащенный механизмом благодаря которому стол можно разложить, расположен в центре комнаты. На стене висят портреты членов королевской семьи, которые покровительствовали клубу. Кухня здесь отменная, повара готовят блюда, достойные самых придирчивых гурманов. Белоснежные скатерти тщательно отпарены, столовые приборы начищены до блеска и выложены на столы с точностью до миллиметра.
На большой веранде можно расслабиться с чашечкой или бокалом любимого напитка. Веранда похожа на балкон, с которого открывается великолепный вид на Солент. Есть комнаты для бесед меблированные диванами и креслами, отдельные номера для тех, кто желает подольше побыть в этом шикарном месте.
За длинным коридором располагается просторная веранда, где обосновался гоночный комитет. Работает комитет только во время проведения соревнований. Рядом располагается орудие, которое дает старт участникам регат. Здесь располагаются модели известных судов с табличками на которых написаны имена владельцев и победителей соревнований. Штурвал с золотым напылением от шхуны Victoria & Albert красуется здесь же. Бывшая мачта судна Bloodhound, а ныне флагшток клуба находится над верандой.
В клубе существует строгое правило: посторонние не имеют права прикасаться к флагштоку.
В Соленте соревнования начали проводить, как только он был основан и они представляли собой личное соперничество рьяных яхтсменов, которые желали померяться свои мастерством. Главная деятельность клуба заключалась в общих морских походах в которых все члены клуба принимали участие. Совместно выбирался командор для такого похода.
Позже, гонки стали обычным делом для членов клуба, так как многие яхтсмены желали посоревноваться. Тогда же была учреждена награда для победителей – золотой Кубок. Поначалу это был кубок от королевской семьи и преподносил его победителю член королевской династии. Эта традиция была учреждена Георгом IV и существовала вплоть до середины XX-го века. Эту престижную награду, которая пользовалась огромной популярностью потеснил Кубок «Америки», который долгое время англичане пытались выиграть у американцев, в связи с чем он стал более желанным для британских яхтсменов.
Борьба за Кубок
Середина XIX-го века для Royal Yacht Squadron ознаменовалась тем, что клуб заявил о том, что победивший в соревновании, которое будет проходить вокруг острова Уайт получит в награду легендарный Кубок ста соверенов, который впоследствии стал называться Кубок «Америки». Члены клуба также объявили, что принять участие в гонке могут не только британские яхтсмены, но и любители морского спорта из других стран.
Заявку на участие оформили американские спортсмены, и на своей шхуне под названием America пересекли Атлантический океан для участия в соревновании и выставке, которая проходила в Английской столице. Американцы представили свою шхуну, чтобы доказать, что американское судостроение намного превосходит британское. Действительно судно было признано опережающим свое время по быстроходным своим качествам. Но, когда в конце августа, наряду с America, стартовали опытнейшие британские яхтсмены, в победу американцев никто не верил. В ходе гонки, ветер так сильно раздул паруса американской шхуны, что она стремительно вырвалась вперед.
Это поражение было очень болезненно для англичан, настолько, что до сих пор члены Royal Yacht Squadron вспоминают об этой гонке с досадой и болью. Королева Виктория наблюдала за ходом соревнования из своей резиденции на острове. Она видела как американское судно рвануло вперед, а английские яхты остались далеко позади. С тех пор много раз британцы предпринимали попытки вернуть заветный трофей на Родину. Но, все они заканчивались поражением. Знаменитый Кубок подарили создателям быстроходной шхуны – яхтенному клубу в Нью-Йорке.
Название изменили американцы, он стал именоваться Кубок «Америки» в честь шхуны, которая получила его в награду.
С тех пор трофей стал легендарным, его получают в награду победитель одноименного соревнования, которое проводится один раз в четыре года. Победитель нынешнего соревнования получает право на участие в следующем, остальные участники выбираются путем проведения соответствующих соревнований. Английский Royal Yacht Squadron ни один раз пытался вернуть Кубок, снова и снова участвуя в этом соревновании. Известный на весь мир производитель чайной продукции сэр Томас Липтон пять раз пытался вернуть награду в родные пенаты, но ему это так и не удалось. Однако, за упорство американцы присвоили ему титул почетного гостя Америки.
Гонки членов клуба в Соленте превратились в знаменитое и размашистое мероприятие в мире, которое получило название Парусной недели. Она проходит в начале августа, участвуют в ней яхтсмены со всех уголков земного шара вне зависимости от опыта и профессионализма. На тысяче судов собирается около восьми тысяч спортсменов на различных лодках и яхтах. Это соревнование зародилось в стенах древнего английского замка, но за долгие годы своего существования вышло за пределы Британии.
В честь двухсотлетия учредили праздничную программу, в которую входит серия гонок. Соревнование будет проходить не один день. Члены клуба желают укрепить репутацию клуба, как самого лучшего в плане профессионализма своих яхтсменов. На мероприятие были приглашены 25 клубов, имеющих мировую известность. Организаторы устроили настоящую праздничную феерию. Гонки на воде, теплый прием гостей на высшем уровне в лучших английских традициях являются визитной карточкой Королевского яхтенного клуба.
Добрые традиции
Королевский клуб славится на весь мир своими традициями и богатейшей историей. Хотя жить только прошлым невозможно, необходимо поддерживать свою репутацию на должном уровне, а этого можно добиться только новыми победами в мировых соревнованиях. Поэтому клуб передает свой опыт и знания молодежи, заботясь об их и своем будущем. Ведь, от молодых яхтсменов зависит репутация и доброе имя клуба. Специально на столичном озере размещен флот с судами класса J/80 для тренировочных походов. Королевский клуб не боится перемен и всегда шагает в ногу со временем. Семь лет назад было принято решение, разрешающее вступать в клуб представительницам прекрасного пола, а до этого времени Королевский клуб принимал в свои ряды только джентльменов. Реализацию этого решения тогда отсрочили на два года.
Мир меняется, за двести лет существования клуба яхты стали быстроходнее, навигация доступней благодаря появлению гаджетов, которые не обошли своим вниманием и водный транспорт. Добрые традиции и то чувство, которое когда-то объединило джентльменов, которые собрались в Лондонской таверне два века назад остались неизменными.
Сейчас любовь к парусам и морю объединила миллионы людей по всему миру.
Юбилей Королевского клуба является замечательным поводом для того, чтобы почетных членов клуба и историю создания его и развития. Их было очень много. Например, лорд Брэсси был первым яхтсменом, который отправился в кругосветное путешествие в XIX-том веке. Шкипер, королевского судна сэр Филип Ханлок вместе с Джоном Мартином лидировали в регате Fastnet. Знаменитый Липтон и сэр Томас Сопвич много раз пытались вернуть на Родину знаменитый на весь мир Кубок «Америки», награду, которая была учреждена членами Королевского клуба и доставшаяся в первом же соревновании американцам.
Были те, кто пересекал Атлантику в одиночку и многие яхтсмены становившиеся победителями в различных соревнованиях мирового уровня. Все они творили историю Королевского яхтенного клуба, поддерживая его репутацию. Сейчас члены клуба ожидают очередного соревнования за Кубок «Америки», затаив дыхание, наверное не только члены клуба, но и все англичане, неравнодушные к парусам, ожидают этой борьбы. До сих пор в британцах теплится надежда на возращение легендарного трофея в родные стены. Кроме этого, Королевский клуб воспитывает и обучает подрастающее поколение, занимается материальной поддержкой многих значимых мероприятий с участием молодых людей, которые мечтают выходить в море, жить морем.
Членство в знаменитом клубе
Перечень требований к людям, которые желают вступить в этот знаменитый клуб был учрежден еще в далеком 1815 году, когда никто не думал, что увлечение морем и парусом выльются в такое серьезное дело. Каждый кандидат в члены клуба должен владеть судном с водоизмещением в десять тонн. Яхтсмену должно быть не менее 21 года. Он должен быть интересующимся яхтингом, в соответствии с рекомендациями, которые предоставят как минимум три человека, являющимися членами Королевского клуба.
Однако, в рядах клуба всегда должно быть 535 человека, не больше и не меньше. Обязательно должно быть два десятка почетных членов, семьдесят из рядов Британских ВМФ, 35 человек с преимущественным статусом, пять сотен обычных яхтсменов, живущих морем и активно участвующих в различных гонках. Заявив о своем участии, яхтсмен должен ждать пока одобрят или отклонят его кандидатуру. Как правило, в течение нескольких лет.
Знаменитый адмирал Нельсон, в своем последнем бою, командовал эскадрой. Сражались моряки под знаменем белого цвета. Этим знаменем было укрыто тело адмирала после его кончины. Поэтому члены Королевского яхтенного клуба учредили именно это знамя в качестве своего символа. Право поднимать на яхтах белое знамя является почетным для членов клуба.
Это особая привилегия и дань памяти и уважения к морякам, погибшим в Трафальгарском сражении.
В Британии связь яхтсменов-спортсменов и Королевской военной флотилией неразрывна. А вот как появился красный цвет на английских морских флагах доподлинно неизвестно. Предполагают, что здесь прослеживается связь с рыболовецкими лодками, которые ходили под парусами красного цвета. Их лодки отличались ходкостью, именно поэтому были взяты за основу для строительства различных яхт и катеров.