Что греха таить, неправильная настройка яхты ведет к досадным результатам, затягиванию утомительной и тяжелой работы. Как правильно с технической точки зрения настроить грот?
Для участников регат, подготовка грота становится жизненноважной задачей в отличие от крейсеристов. Паруса для них означают движение на нужных для победы скоростных высотах. К тому же, на фоне конкурентов в регате никому не хочется дать маху.
Для путешественников, выходящих в море на крейсерах, не столь важна скорость. Но вот парус, превращенный в пододеяльник, явно демонстрирует отношение к скорости, к своей белоснежной яхте опыт. Для многих команд важнее комфорта ничего нет, и они ради этого поступаются скоростью.
Однако вопрос комфортности играет значимую роль в настройке крейсерских парусов. Этот показатель может пострадать, влияя на привод яхты к ветру, параметры рыскливости. Если полотно получило чрезмерные нагрузки в виде воздуходавления, судно накренится больше – и это плохо скажется на ходе крейсера. Из-за увала суперяхта стремится на привод стремительнее. В итоге руль испытывает сильное давление, и яхта неспокойна в плане рыскливости. В качестве альтернативы выступает уменьшение парусов, однако эта мера вынужденная. К этому лучше обращаться в крайних ситуациях.
Сначала рекомендуется попробовать воспользоваться максимальным текущим давлением ветра на паруса. При правильной настройке парусов судно будет двигаться размеренным шагом по сравнению с яхтой со сморщенными парусами и с плохим подходом шкипера к их настройке. Из-за маленькой площади паруса бригантина отстает в скорости, чересчур качается на волнах.
Потому рифление зачастую выступает злейшим врагом для успешного хода, провоцируя качку, снижение крена.
Коррекция в настройке повышает долговечность полотен, заметно добавляя скорости. Некоторые ошибочно полагают, что сильно натянув фалы и оттяжки, можно испортить материал, мол, ткань теряет форму. Худшее положение – травление паруса, полоскание его на ветру. Вот, что по-настоящему плохо! Мякоть подвергается образованию ненужных нагрузок, не вызванных оттяжкой. Зарифленный грот подвергается большим нагрузкам, нежели плоско набитый вариант. В результате такое поведение формирует почву для сильного заполаскивания из-за «пуза» парусов.
Для эффективной регулировки грота понадобится проконтролировать этапы установки мачты в правильном положении и оборудования в целом. Никогда не поздно настроить эту экипировку даже в разгар путешествия. Как же корректно настраивать грот? Особую сложность у новичков вызывают катамараны, грот в которых предполагает закрутку.
Интересно! По статистике, лодки с закруткой стали фаворитами у любителей морских приключений.
Грот с рифами или закручивающиеся модели фактически по парусной площади и производительности одинаковые. Грамотная настройка равняет сворачиваемый парус с классическим вариантом. В яхтенной среде распространено мнение, что закручивающийся парус тяжелее классики. На самом деле разница в массе всего 58 кг (Hallberg-Rassy 412).
Производители отдельных коллекций, к примеру, моделей Epex от бренда Elvstrom продвинулись, задумав оснастить продукт вертикальными латами. В итоге задняя шкаторина обретает «горб», превышающий объем аналогичного на стандартном гроте. Благодаря вертикальным латам материал становится более гибким, заводя «горб» за ахтерштаг.
У такого вида заметна обратная сторона медали: стоимость, несравнимая с ценой чартерных лодок. В последних судах верфи чаще используют прямые задние шкаторины без лат. Гроты, лишенные лат, прямой задней планки, в большей степени деформируются по сравнению с вариантом сквозных лат. По этой причине отладить такие модели сложно, практически нереально придать им подходящую форму.
Если ветер усилился, остается растягивать их так, чтобы не допустить заполаскивания.
Секрет регулировки мачты
Ключевым правилом удачной подготовки является мачтовая установка, от которой следует «танцевать» дальше.
Цепочка действий команды для любой яхты практически одинакова. Установив мачту, яхтсмен принимается за заведение топ-вант «на черновую»: набивать их надо слабо, не допуская провисания. Далее придется контролировать форштагом наклон мачты, чтобы она сохраняла 1-3 градусный наклон в кормовую часть. Затем мачта идет в диаметральную плоскость конструкции с помощью натянутого грота-фала, измеряющего расстояние от верхушки до краспиц с двух сторон бортов. Главная задача шкипера – добиться равного расстояния по обоим бортам.
Мешает риск неравномерного натягивания, и во избежание этого используется динамомемтр, зафиксированный к концу отвеса. Мачта должна испытывать определенную нагрузку, чтобы не выйти из-под контроля. Аналогичные советы можно дать в отношении нынешних яхт с мачтами в закрутку. Стоит отметить, что современные рестайлинг-мачты с закруткой по сравнению с прошлыми версиями, могут допускать изгиб в продольном направлении. Для этих моделей это нормальное явление. Только нельзя, чтобы он превышал размеры, как в классических моделях. Уверенной руки требуют модификации с закруткой, когда нужно избежать формирования чрезмерного изгиба в поперечно-продольном направлении.
Особенности подготовительных процедур с гика-шкотом
Одним из ключевых рецептов успешного плавания является корректное обращение с оборудованием, включая управление гиком.
Существенное значение в этом деле отводится «колдунчикам», размещенным на задних кромках лат-карманов. В общем-то, настройка задней шкаторины делает управление гиком-шкотом интуитивно понятным. У гротов, которые обладают сворачиваемым характером, такие детали отсутствуют. Ветер и нагрузки без труда их отрывают. Яхтсменам нужно следить за их наличием, пришивать, фиксировать их с помощью клея, не отправляясь в путь без них. Владельцу парусника проще с помощью этих элементов оптимизировать курс. Полезно иметь нескольких пар таких компонентов. Направить их надо непосредственно в корму.
Совет! Для того чтобы «колдунчики» не цеплялись за парусную ткань, лучше располагать их дальше от швов.
Ленты наверху отклоняются под направление ветра? Значит, все в порядке! Другое дело, если отклоняются нижние ленты. Тогда гика-шкот требует «перезагрузки», аккуратного медленного стравления до необходимого уровня. Эти маленькие помощники помогают сориентироваться в остроте хода, числе стаксельных доборов.
Когда шквалистый ветер не жалеет сил за бортом, капитану нужно акцентировать взгляд на возможность сбросить гика-шкот или приспустить для свободного открытия задней планки парусов и минимизации угла атаки. Такие действия помогут снизить крен на шквалистом ветру, сохраняя управление рулем в порядке.
Тугой добор гика-шкота заставляет лодку двигаться. Он даст ей впечатляющих ходовых качеств.
Советы по отладке грота-фала и оттяжки Каннингхэма
Опытные яхтенные мореходы рекомендуют хорошо натягивать переднюю шкаторину, растягивая ее снизу или в верхней части. Это поможет отрегулировать на максимальном подходящем уровне парусное «пузо».
Шквалистый ветер заставляет «пузо» смещаться по направлению в кормовую зону. В ходе такого положения дел глубина полотна меняется, образуются горизонтальные складки впереди. Тогда яхтсмен сталкивается со снижением КПД паруса. Справиться с этим пагубным явлением удается, туго набивая тросовую оснастку грота-фал. В блоках и лик-пазе наблюдается чрезмерная сила трения, приводящая к потере тяговой силы. В результате эффект внизу шкаторины будет несущественный. Тут на помощь-то и приходит оттяжка Канингхэма. Устройство представляет собой фал, концом крепящийся к люверсу гротового галсового угла.
На практике очко, которое выступает важной частью в процедуре заведения оттяжки, на большинстве яхт предусмотрено заводами. Отыскать его несложно, заглянув в сторону нижней шкаторины, от которой оно расположено на 30 см выше. Теперь нужно пропустить его через снасть и набить им низ передней шкаторины с целью смещения «пуза» в направлении вперед. На моделях парусов, закручивающихся в мачту, из-за конструктивных особенностей такую снасть поставить невозможно. Парус на яхтах подобного формата плоские.
Ликбез по ахтерштагу
Деталь определяет правильность натяжения мачтового изгиба, влияя на парусный профиль в целом.
Кроме мачтового изгиба ахтерштаг оказывает влияние на указатель прогиба части стоячего такелажа (форштага). Отсюда напрашивается простой и очевидный вывод: от подготовки ахтерштага многое зависит! Профиль меняется с изменением изогнутости бимса, это важно для грота. Тип экипировки судна определяет величину мачтового изгиба. При сильном отгибе краспиц в заднем направлении есть возможность сильно прогнуть мачту посередине. Однако этого добиваются, натягивая верхние ванты в большей степени, чем стоячий такелаж (ахтерштаг).
Если же поперечные брусы размещены в строгом перпендикуляре к ДП, место их состыковки превращается в наиболее значимый и жесткий участок. Изгиб стандартно проходит через участок, располагающийся чуточку выше краспиц или ниже их. Лодки, обладающие дробной оснасткой, с точкой крепления форштага ниже ахтерштагового крепления, позволяют гнуть мачту смело, без опаски. На судах с топовым вооружением сделать это непросто, почти невозможно. Почему? Ответ прост: конструкционные тонкости, которые придумали инженеры. К тому же, нет рычага, которым можно было бы закрепить ахтер- и форштаг на единой отметке. Явного изгиба не наблюдают и на старых версиях яхт из-за большой толщины и внушительного сечения.
Сгибательную функцию усиливает удочка, помещенная на мачтовой макушке.
Что делать с оттяжкой?
Не всегда гика-шкот проявляет чудеса на виражах, показывая на острых или полных курсах функции шкаторин. Потому эта достойная роль остается оттяжке.
От силы травления грота зависит его тяга. Чем больше протравливают грот, тем меньше его работу предопределяет вертикальная составляющая. Гика-шкот начинает «держать в узде» только угол атаки парусника. Хотя многое определяется габаритами погона шкотовой каретки. Задняя шкаторина уже выходит из-под его власти, как и парусный профиль. Тогда «ход конем» в этой ситуации делает оттяжка гика, перетягивающая на себя «канат ответственности» за работу гика-шкота. Без этой функции гик подпрыгнул бы наверх, скрутив парусную ткань, выбивая его из колеи. Смысл гик бы потерял, и верхняя часть паруса не вырабатывала бы нужный потенциал тяги, уходя под ветер. Компенсировать явление можно, посильнее добрав гика-шкот. В таком положении центра давления паруса сместится в корму. Это приведет к тяготению судна отклоняться на курсе относительно ветра (галфвинде).
Оттяжка работает по отношению к гику под углом, ограничивая воздействие рычага. Компенсируется этот момент усилием, с которым оттяжка действует на гик. Отсюда становится очевидным причина массивности устройства. Чем сильнее ветер старается подгонять лодку, тем больше яхтсмену приходится прикладывать сил для добора оттяжки.
Настроить ее помогут «колдунчики», устроенные на задней части кромки паруса.
Шкиперам совет по работе с погоном и кареткой
Без этих помощников будет трудно на острых курсах!
Слабый ветер – повод, чтобы вынести каретку основной снасти для управления гротом на ветер. При этом необходимо набить гика-шкот, учитывая, что заднюю шкаторину нельзя слишком сильно закрывать. Чем больше набивается снасть для оттягивания парусов, тем меньше поменяется угол атаки в плане высоты. Заднюю шкаторину нельзя открыть при порыве ветра, потому приходится увеличить угол между гиком и направлением ветра, стравливая каретку по погону. Отсутствие погона – не повод отчаяться, можно использовать оттяжку, хотя она произведет меньший эффект ввиду изгиба грота. Прибегнув к длинному погону каретки, установленному в кокпите, мореплаватель сможет сбросить с грота ветреный порыв. Этот момент станет спасительной операцией в шторм.
Как влияет грота-шкот на парус?
Работа натяжителя нижней шкаторины грота влияет на профильную глубину парусного полотна.
В обычном гроте нижние шкаторины требуют тугой набивки, даже при легком ветерке и когда ветер дует в переднюю половину горизонта яхты. Шкаторина должна плотно «приклеиться» к гику. Основной принцип верфей выпускать лодки с таким техническим устройством, чтобы паруса обретали нужную форму. Однако этот алгоритм перестает действовать в отношении парусов с закруткой из-за отсутствия подходящей полноты внизу. Эта полнота помешает нормально свернуть ткань, также не избежать тут образования складок. Подготавливая грота-шкоты, лучше придерживаться правил настройки классического грота. В любом случае оба варианта настраивают с тугим набиванием грота-шкота в штормовые нагрузки.
Как грамотно завернуть паруса с закруткой?
Любители морских прогулок предпочитают покупать судно, обладающее парусами с закруткой. Поводом для обращения к этому виду является легкость рифления. Хотя есть определенные трудности у любых манипуляций на яхтах.
Некоторые риф-шкентели в лодках не предусмотрены у закручиваемых гротов. Для ориентира проставлена разметка. Но «золотым» ориентиром, который не подводит, считается чувство паруса. «Морской волк», опытный капитан, всегда чувствует нутром, насколько нужно уменьшить нагрузку при закрутке. С каждым шагом, правильно выверенным и четким, полотнище убирается приблизительно на 50 см .
Несмотря на кажущуюся простоту, рифление грота производить следует по строгому постулату: рифить больше, чем кажется. Разворачивание паруса займет меньше времени, нежели его скрутка.
При постановке, рифлении грота с закруткой рекомендуется выполнить травление ахтерштага. Причиной является допустимость образования складок при уборке паруса, когда мачта изогнута. Топенант должен смотреть в небо, чтобы избежать скученности мякоти паруса внизу. Иначе это заклинит механизм. Сворачивая аккуратно парус, стоит замечать движение каретки грота-шкота. Деталь должна свободно ходить. Грот-шкот в эту минуту испытает определенную нагрузку, что вполне нормально. Мелкие складки в ином раскладе дел могут навредить, затруднив работу по свертыванию парусов, повредить ламинат или застрять в мачтовых пазах.
Разворачивая парус, оптимальный способ – контролировать ветер под углом 20 градусов справа по борту для облегчения работы.