Мы анализируем флот суперяхт, принадлежащих России, чтобы увидеть, как дальнейшие санкции могут повлиять на рынок и индустрию в целом. Некоторые из самых крупных и громких суперяхт были заморожены из-за различных санкций, применённых ЕС, Великобританией, США и другими в результате вторжения России в Украину. Это, в свою очередь, привело к тому, что отрасль оказалась в центре внимания и получила беспрецедентное внимание со стороны основных средств массовой информации.
Поскольку отрасль настолько нишевая и скрытная, мало что известно о том, как эти санкции в конечном итоге повлияют на более широкий рынок. На данный момент фактически заморожено чуть более полудюжины суперяхт. Кроме того, поступали сообщения о том, что яхты, принадлежащие российским гражданам (но не принадлежащие лицам, находящимся под санкциями), также пострадали.
Суперяхта Ragnar застряла в Нарвике, Норвегия, после того, как ей отказали в топливе от поставщиков. Английский капитан и бывший морской пехотинец вместе со своей командой из 16 западных членов экипажа подверглись враждебности и оскорблениям со стороны разгневанных местных жителей, принявших их за офицеров КГБ. Финляндия также конфисковала 21 яхту с немедленным вступлением нового требования в силу, пока они проводят исследования, чтобы выяснить, кто их владельцы и были ли они подвергнуты санкциям. Учитывая, что в мире насчитывается более пяти тысяч суперяхт, всего восемь изъятий не кажутся слишком значительными.
Однако помимо российских владельцев санкции затронули также тысячи сотрудников по всей Западной Европе. Многие потеряли работу или были уволены из-за влияния санкций, поскольку суперяхты заморожены, а проекты по всей Европе сведены к минимуму экипажа. Невероятно сложно точно оценить, сколько суперяхт принадлежит олигархам из-за сложности структуры собственности и различных действующих соглашений о неразглашении.
При этом нам удалось идентифицировать около 370 суперяхт длиной более 30 метров, которые принадлежат России, что составляет около 8,8% флота суперяхт. Кроме того, чем больше яхта, тем больше вероятность, что она принадлежит россиянину. Россияне владеют чуть более 29% всех суперяхт длиной более 90 метров. Согласно данным, санкции коснулись более 4500 членов экипажа, что примерно соответствует 11 процентам всего экипажа суперяхт во всём флоте. На принадлежащих России суперяхтах длиной более 90 метров на самом деле работает больше экипажа, чем на яхтах в диапазоне 30-40 метров.
Почти каждая суперяхта, принадлежащая России, находилась в Средиземном море в какой-то момент с 2015 года, что не станет неожиданностью для заинтересованных сторон. Как и ожидалось, Средиземное море и Карибский бассейн являются самыми популярными местами плавания для этих яхт. До сих пор каждая замороженная яхта находилась в Средиземном море или на ремонтной верфи в Северной Европе. Однако существует вероятность того, что в не столь отдалённом будущем санкции могут быть применены ко многим другим лицам и что их суперяхты также будут заморожены.
Может показаться напрасной практикой анализировать влияние проблемы, которая всё ещё не решена. До сих пор неизвестно, что на самом деле произойдёт с замороженными суперяхтами, поскольку всё, что нам известно, они могут быть использованы для помощи беженцам, бегущим из Украины, или могут быть возвращены их владельцам.
Стоит отметить, что вызовы для сегодняшнего рынка вышли далеко за рамки самих санкций. То ли из-за солидарности с Украиной, то ли из-за страха нарушить санкционный закон, некоторые отрасли и предприятия просто отключили все услуги для российских владельцев и покупателей, и, следовательно, влияние на 370 суперяхт будет гораздо более тяжёлым для отрасли, чем заморозка восьми судов.