Существует целый ряд различных, но взаимосвязанных видов страховых полисов для грузовых судов и яхт. Это:
- Страхование судна, машин и оборудования (H&M)
- Условия Института лондонских страховщиков по страхованию яхт
- Фрахт, демерредж и охрана (FDD)
- Грузы
- Страхование на условиях “защита и возмещение” (P&I)
Страхование судна, машин и оборудования
Как уже упоминалось ранее, лондонский страховой рынок является крупнейшим страховым рынком в мире, ориентирующемся на покрытии морских рисков. Страховое покрытие предоставляется андеррайтерами из страхового общества Ллойд и страховыми компаниями, предоставляющими морское страхование, принадлежащими к Институту лондонских страховщиков. Страховое общество Ллойд является старейшим и крупнейшим. Оно страхует на письменных условиях, подготовленных Лондонским институтом страховщиков, которые более известны как Условия Института лондонских страховщиков по страхованию яхт. Эти условия были разработаны после нескольких лет работы на рынке таким образом, что каждый пункт вызывает как можно меньше неопределенности в интерпретации. Это должно в некоторой степени уменьшить риск юридических споров относительно их значения. Они устанавливают общепринятые сроки и условия для различных типов рисков или ситуаций (например, оговорки Института лондонских страховщиков о страхование судна, Правила страхования судов и грузов, оговорки о забастовках Института лондонских страховщиков и оговорки объединения лондонских страховщиков, относящиеся к страхованию судов). Оговорки Института лондонских страховщиков о страхование судна в целом используются для страхования корпуса судна и его машин и оборудования. Правила страхования судов и грузов представляют собой набор из 27 названных стандартных положений, которые можно прикрепить к любому полису (H&M) для формирования условий договора страхования. Они являются прямыми гарантиями и покрывают такие вопросы как судоходство, морские риски, загрязнение окружающей среды, нарушение гарантийных обязательств и так далее. Некоторые из них будут более подходящими для коммерческой яхты / небольшого судна и будут кратко рассмотрены ниже.
- Оговорка о судоходстве (пункт 1) гласит, что судно будет застраховано от рисков, связанных со стандартным судоходством. Буксировка (за исключением порта) и спасательные работы не покрываются, за исключением оказания помощи другим судам, терпящим бедствие, поскольку они подвергают судно риску.
- Оговорка о морских опасностях (пункт 6) гласит, что страховщики возмещают страхователю только те убытки, которые вызваны непосредственно одним или несколькими опасностями, перечисленными в полисе.
- Оговорка о 3/4 ответственности за столкновение (пункт 8), формально называемая оговоркой о столкновении, подтверждает, что страховщики будут выплачивать три четверти стоимости от любых убытков или повреждений другого судна; утраты эксплуатационных качеств другого судна; общей аварии другого судна; спасение по контракту другого судна, где по всем пунктам оплата гарантированным является результатом столкновения с другим судном. Это принятые исключения ответственности перед третьими лицами из принципа, согласно которому страхование корпуса обеспечивает возмещение только застрахованному судну. Оставшаяся четверть, как правило, застрахована в рамках Страхования на условиях “защита и возмещение”.
- Оговорка об общей аварии и спасении судна (пункт 10) предусматривает, что страховка покрывает долю судна в расходах по общей аварии и спасении судна, уменьшаемых в случае недостаточного страхования судна.
- Оговорка об обязанности страхователя (пункт 11), формально является оговоркой о возмещении судебных затрат и затрат по уменьшению ущерба. Она гласит, что страхователь должен после предъявления требования предпринять все разумные шаги для снижения и/или минимизации любых убытков или потенциальных убытков для страховщиков (например, принять все необходимые меры, чтобы ускорить высыхание помещения после затопления). Нарушение этой обязанности (например, отказ от аварийно-спасательных услуг, когда это явно необходимо) может дать право страховщикам отказаться от оплаты любых полученных в результате претензий.
- Оговорка об обязанности страховщика возместить ущерб лишь с момента получения уведомления о гибели груза или судна (пункт 13) предусматривает, что в случае аварии, в которой может быть предъявлена претензия по полису, застрахованный обязан незамедлительно и до любого обследования проинформировать страховщиков (или брокеров / агентов общества Ллойд) для того чтобы андеррайтеры могли назначить своих собственных экспертов. Если эта оговорка не соблюдается, андеррайтеры могут вычесть до 15 процентов от суммы предъявленной претензии.
- Оговорка о собственном удержании страхователя (пункт 12) предусматривает, что требование или претензии не будут оплачены страховщиками, если только совокупность всех претензий не превысит согласованный минимум, который называется франшизой.
- Исключающие оговорки (оговорки 24, 25, 26 и 27) определяют риски, которые не будут покрываться. К ним относятся войны, забастовки, злоумышленные действия и радиоактивное заражение.
- Оговорка о нарушении гарантийных обязательств (пункт 3), формально об удержании на страховании, подтверждает, что судно считается застрахованным в случае нарушения обязательств, если страховщикам немедленно сообщается о нарушении, в полис вносятся соответствующие изменения и выплачивается дополнительная премия (например, если судно пытаются спасти или буксировать).
Оговорки Института лондонских страховщиков
Яхтенное страхование имеет свои собственные специальные Оговорки Института лондонских страховщиков, которые аналогичны оговоркам Института лондонских страховщиков о страховании судна, но направлены на яхтенную индустрию. Однако фактические условия страхования, охватывающие конкретную яхту, будут зависеть от выбранного типа покрытия и места страхования яхты.
Несмотря на то, что некоторые крупные яхты застрахованы в соответствии оговорками Института лондонских страховщиков о страховании судна, многие яхты застрахованы в соответствии с Оговорками Института лондонских страховщиков, которые могут быть изменены брокерами и андеррайтерами в соответствии с конкретными требованиями страхового полиса. По сути, эти оговорки в основном аналогичны приведенным выше оговоркам о страховании судна, однако некоторые из них четко ориентированы на эксплуатацию яхт. Стандартная форма страхования, которая была много раз пересмотрена на протяжении долгих лет, тем не менее, все еще является очень трудным для понимания документом. Каждый термин имеет проверенное и определенное значение для юридического толкования, что обусловливает нежелание вносить в форму слишком много изменений.
Тем не менее, многие яхтенные полисы теперь составляются на простом английском языке, чтобы помочь застрахованному лицу при рассмотрении его или её страховки (эти нововведения вступили в силу после Европейской Директивы об использовании простого языка в контрактах). Такому полису легче следовать, но строгую юридическую интерпретацию некоторых из измененных оговорок еще предстоит проверить. Примером исключительно яхтенной оговорки может служить оговорка о быстроходной моторной лодке, которая ограничивает использование и скорость любых тендеров, перевозимых на борту яхты. Другим примером можно считать оговорку, ограничивающую максимальную крейсерскую скорость. Если яхта находилась вне ‘крейсерской скорости’, когда произошел инцидент, страховщики могут отклонить претензию.
Фрахт, демерредж и охрана
Это страхование от юридических расходов, которое часто является частью страхового покрытия P&I судовладельца. Это страхование расходов на юридическую помощь в судебном преследовании и возмещении убытков члена в спорах и включает в себя как юридические, так и технические консультации, когда это необходимо для возмещения незастрахованного ущерба. Сюда могут входить расходы на возмещение ущерба от ремонта судна от третьей стороны, размер которых ниже вычитаемой суммы для покрытия расходов на ремонт корпуса и оборудования. Примером может служить незначительное повреждение при столкновении. Многие яхтенные полисы также имеют страхование ‘юридических издержек’, которое, хоть и не является идентичным страхованию от юридических расходов, покрывает большую часть тех же затрат, необходимых например, для восстановления страхового полиса или в случаи утраты эксплуатационных качеств.
Грузы
Это страхование грузов, перевозимых на борту судна. Условия такого страхования сильно различаются. Грузовладельцы, участвующие в купле-продаже товаров, продаваемых во всем мире, должны рассмотреть вопрос о том, какую форму страхования следует оформлять, кто будет оплачивать страховку и на каком этапе рейса или контракта. Например, стоимость, страхование, фрахт (CIF;СИФ), а также стоимость и фрахт (C&F;КАФ) – это два вида страхования приобретенных грузов. CIF оплачивает расходы по страхованию в закупочной цене, а с C&F, покупатель должен организовать страхование за свой счет.
Страхование грузов, осуществляемое на лондонском рынке, скорее всего, покрывается одной из трех версий Правил страхования грузов Объединения лондонских страховщиков, а именно: ‘Все риски, свободно от частной аварии или без среднего’. Однако подобные условия страхования могут включать в себя различные аспекты, такие как непосредственная причина любого такого ущерба или покрытие, ограниченное взрывом при пожаре или столкновением.
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж