Porto Montenegro – проект современной марины для остановки судов класса суперяхт. Создатели данной стоянки для лодок обеспечили максимальную экологичность и минимальный вред для окружающей среды.
Бизнесмен из Канады Питер Мунк, который основал самую крупную компанию по добыче золота в мире, перед тем как приступить к осуществлению крупномасштабного проекта по созданию марины в Черногории, исходил из того факта, что за последние годы суперяхт стало намного больше: по подсчетам статистических центров, их количество увеличилось в три раза. Большая часть европейских портов, в частности те, которые появились на месте бывших деревень (пример — известный туристический город Сен-Тропе), могут вместить много крупных яхт. А те порты, которые вмещают крупные суда, требуют огромные суммы за аренду места. Мунк решил сделать место, где будут лучшие условия при меньшей стоимости. Бизнесмен нашел место для будущей стоянки на территории залива Котор в Черногории.
Канадец получил поддержку премьер-министра государства Мило Джукановича. Помимо того, у канадца есть отличные инвесторы: банкир Джейкоб Ротшильд вместе со своим сыном, владелец LVMH (компания по производству предметов роскоши) Бернар Арно, разработчика Шандора Демьяна и других. Посовещавшись они приняли решение создать в Черногории марину, выделяющуюся на фоне остальных конкурентов.
Место будущей марины
Которская бухта — одно из красивейших мест Европы. По внешнему виду оно чем-то напоминает фьорды Скандинавии, но при этом бухта выделяется огромным количеством красивейшей зелени юга. Воды бухты, находящиеся между гор, извиваясь, растягиваются на двадцать семь километров. В ней есть несколько красивых, но небольших островов и множество зеленых вершин.
До Италии можно доплыть за несколько часов, на поездку до Греции уйдет намного больше времени.
Не зря это место считается мировым достоянием ЮНЕСКО. Подобный статус места заставляет строителей стоянки для яхт нести ответственность еще и за красивейшую природу этих мест. Впрочем, довольно быстро они и сами осознали, что проект окажется неудачным в случае, если уничтожится удивительная природная красота этого места.
Марина будет построена на основе бывшей Австро-Венгерской военной базы, которая потом перешла к Югославии. Старая база не отличалась соблюдением экологических стандартов, так что разработчикам проекта пришлось очистить территорию от отходов, которые содержали медь со свинцом. Инициативы, связанные с экологией, на этом только начинались. По возможности везде используется два материала: камень и дерево. Помимо того, продуман и экологически чистый источник энергии. Необходимость в искусственном проветривании помещений уменьшилась. Все продумано до мелочей, даже звуки, которые издаются при стройке: летом, когда сюда приезжают путешественники, строительство останавливается до окончания сезона.
На данный момент проект создан только на половину, но появившиеся очертания будущей марины уже впечатляют. За 2018 год было установлено несколько десятков причалов, которые способны вместить 85 суперяхт. Этим летом количество стоянок увеличилось в несколько раз: теперь их будет 200. Спустя несколько лет будет получено ожидаемое число в 630 стоянок. При этом четверть данных стоянок будет подходить для яхт, чья длина превышает двадцать четыре метра. Менеджер по маркетингу данного проекту заявила, что это вполне реализуемо и создание тысячи стоянок, но тогда исчезла бы суть места — стоянки для суперяхт.
Особенности строительства
Постройка части марины уже закончена, и на понтонных мостах можно заметить необычные столбы из металла около каждой стоянки для судов. Никола Банович объяснил их предназначение: это система на основе вакуума, которая через мини-терминалы подключена к каждой стоянке. Такую технологию можно встретить только на самых крупных и роскошных европейских маринах. Она предназначена для того, чтобы яхта избавилась от загрязняющих окружающую среду черных вод. Для этого нужно присоединить яхту к столбику с помощью шлангов, и специально разработанная система высосет всю грязь за считанные мгновения. Полученная жидкость очищается с использованием мощнейших фильтрационных систем. Стоимость этой услуги в будущем неизвестна, но на время строительства она бесплатна. Помимо того, здесь можно очистить и отходы, оставшиеся от использования нефти.
При этом капитан судна получает документ, в котором сказано, что нефть была утилизирована по стандартам Европейского союза.
В Fortune еще до окончания строительства заявили, что этому месту суждено стать вторым Монако. Но для получения такого звания одного порта недостаточно: вокруг должны жить люди. Но разработчики марины учли и это: уже разработан удивительный проект, целью которого станет оживление инфраструктуры окружающей местности. Будут построены апартаменты (часть уже готова), подземные парковки, рестораны и другие заведения, являющиеся неотъемлемой частью крупных туристических портовых городов. Конечно, на создание всего этого уйдут годы, но неудобства компенсируют скидки. К примеру, на время стройки стоянка для яхт стоит на 75% дешевле.