Во время проведения отборочного этапа, на котором определятся участники одного из самых престижных соревнований по яхтингу в мире, произошло немало достаточно интересных и необычных событий. Отборочное соревнование называется Louis Vuitton Cup, и оно считается чем-то вроде прелюдии перед главным событием года. Началом соревнование, которое получилось по-настоящему скандальным, были шокированы даже очень оптимистично настроенные люди, которые до последнего продолжают надеяться на благоприятный исход.
Дело в том, что авария судна Artemis, в результате которой погиб английский яхтсмен Эндрю Симпсон, вызвал достаточно бурную реакцию. В связи с данным инцидентом организационный комитет регаты предложил улучшить правила Кубка «Америки» для того, чтобы соревнование проводилось максимально безопасно. В итоге был составлен достаточно крупный документ, в котором указано тридцать семь рекомендаций по соблюдению техники безопасности, которые признаны обязательными к исполнению.
Этот документ вызвал весьма неоднозначную реакцию среди публики и участников.
Два пункта (если быть конкретным – 1,3 и 1,5) прямо относятся к конструкции судов типа AC 72, которые принимают участие в соревновании. Принятие правил изменило основные понятия правил класса. В пункте 1,3 описывались изменения, которые владельцы судов обязаны сделать с подводными крыльями (она размещены на оконечностях перьев руля). Такая технология была создана совсем недавно — впервые она была использована в 2004 году на судне Ива Парлье. В пункте 1,5 указывалось, что минимальное водоизмещение судов необходимо увеличить на сотню килограммов. Это противоречит тем правилам класса, которые подписывались при его создании.
Также стоит отметить, что данный документ признала Береговая охрана Соединенных Штатов Америки. Сотрудники охраны выдали разрешения на проведение регат на судах данного класса, и, по сути, данный поступок можно считать открытым шантажом участвующих в соревновании — если участник отказался бы от принятия новых правил, то охрана отозвала бы разрешение на участие в соревновании.
Директор Кубка «Америки» Ян Мюррей огласил данный документ 22 мая, а всего спустя 6 дней команда из Новой Зеландии опротестовала решение организационного комитета. Суть протеста заключалась в том, что в сложившейся ситуации изменять правила целого класса судов недопустимо. Дело в том, что отборочные гонки начнутся совсем скоро, и участники не успеют привыкнуть к новым системам управления. К тому же, значительное время команда будет вынуждена потратить на процесс установки на лодку частей, о которых говориться в документе. На это организационный комитет выделил месяц.
К тому же, правила класса AC72 также были опубликованы в слишком поздние сроки, и это стало причиной трагического инцидента с судном Artemis. Дело в том, что из-за того, что долгое время были недоступны параметры класса, верфи попросту не успели набраться опыта в постройке AC72, а команды – в эксплуатации яхты.
Шаг в неизвесность
Теперь команды-участники должны еще раз шагнуть в неизвестном направлении. Главная проблема заключается в том, что кормовые подводные крылья, которые закрепляются на рулевом пере до этого момента вовсе не встречались в соревнованиях по парусному спорту. У участников попросту нет времени для адаптации.
Данная технология до этого момента использовалась только в двух проектах: неудачном L’Hydroplaneur, о котором уже говорилось выше, и который впоследствии назвали одной гигантской ошибкой конструкторов и L’Hydroptere. Применение данного технологического решения на этом судне было удачным. Этот крылатый тримаран даже стал рекордсменом. Но проблема заключается в том, что технологию управления судами с этой технологией изучали вовсе не любители яхтинга, а пилоты Военно-воздушных сил Франции, ведь этот процесс достаточно сложен.
Выходит, за исключением французских военных, никто еще не строил суда с использованием таких технологий. А к созданию крылатого тримарана приложила силу практически вся авиапромышленность Французской Республики.
В разработке приняла участие компания Airbus и Dassault Aviation, инженеры которой и создали данное крыло.
Опыт в управлении судами такого типа у участников Кубка «Америки» отсутствует, и однажды подобная ситуация уже закончилась трагически. Согласно документу, площадь крыльев необходимо будет достаточно существенно уменьшить. Если старый вариант крыльев был симметричен относительно вертикали рулевого пера, то новая технология будет ассиметричной. Это — одно из важнейших изменений в устройстве судна, которая изменит конструкцию рулевого пера, которая теперь будет должна выдерживать несимметричную нагрузку.
Следующий протест выдвинули участники из солнечной Италии, представляющие команду Luna Rossa. Именно после заявления итальянцев данный конфликт можно уверенно назвать скандалом: когда один из участников данной итальянской команды давал интервью газете, он заявил, что документ и обязательные рекомендации в нем — ужасны и неприемлемы. Рулевой данной команды при описании изменений в правилах регаты и вовсе использовал нецензурные выражения.
Команда из Италии считает, что главная проблема заключается в том, что у команды Oracle в наличии присутствует новое судно, которое еще ни разу не измерялось официальными представителями организационного комитета. Итальянцы считают, что члены оргкомитета как-то связаны с командой и внесли изменения в правила всего соревнования только для того, чтобы сделать легальной конструкцию второго судна американской команды. Также итальянцы заявили, что данные изменения не увеличат безопасность судна, а станут полезны только для команды Oracle.
В своих заявлениях они недалеко ушли от правды. Даже при условии, что второе судно команды американцев действительно соответствует новым стандартам, Oracle в любом случае будет в выигрыше: они могут потратить на улучшение судна сразу несколько месяцев, а остальные участники соревнования серьезно ограничены во времени – у них есть всего несколько недель.
Макс Сирне сделал заявление по этому поводу. Он заявил, что организаторы Кубка «Америки» нередко сравнивают свое соревнование с Формулой 1 и считают, что находятся на таком же уровне. А теперь представьте, что Ferrari занимается разработкой 2,2-литрового двигателя, и это при том, что максимальный объем, указанный в правилах — два литра. И вдруг, всего за неделю до начала главных соревнований, глава организационного комитета заставляет всех использовать исключительно двигатели объемом в 2,2 литра. Разумеется, на таком известном соревновании как Формула 1 данная ситуация попросту не может повториться.
Помимо протеста, итальянцы поставили членам организационного комитета ультиматум: они не выйдут на воду, пока их заявление не будет рассмотрено. Отборочные состязания желающих участвовать в соревновании должны были пройти раньше намеченного срока, но их перенесли по решению оргкомитета.
Члены организационного комитета Кубка «Америки» попали в достаточно трудное положение. Во-первых, из-за того, что Artemis по причине трагического события не смогли участвовать в соревновании, часть зрителей потребовала свои средства назад. Во-вторых, компания, спонсирующая отборочные соревнования, оказалась неудовлетворена слишком маленьким количеством зрителей и заявила, что хочет вернуть часть потраченных средств назад. В-третьих, телеканалы, которые занимались съемками регаты, оказались расстроены таким изменением в правилах и их интерес существенно снизился.
К примеру, большая часть телевизионных компаний попросту отказалась от съемок на борту судна, хотя на яхтах уже были установлены все необходимые предметы.
Соревнования
Начало соревнований было достаточно неожиданным: в первом соревновании участвовал всего один человек (вторая команда — итальянцы, которые отказались от участия в соревновании из-за политики компании). Участники из Новой Зеландии прошли дистанцию с отличными результатами и достигли скорости практически в сорок три узла на попутном ветре и двадцать шесть во время лавировки. Второй день соревнований также был достаточно необычным — команда ETNZ по планам должна была соревноваться с Artemis, судно которой на тот момент еще модифицировалось.
Обе команды получили звание победителей в связи с отсутствием соперников.
11 июля члены организационного комитета сделали заявление по поводу введения изменения в правила соревнования: они заявили, что директор превысил полномочия. Такие существенные изменения в документации могут появляться только в том случае, если обе команды с ними согласны. Также члены жюри заявили, что рекомендациям все еще можно следовать, но теперь не в обязательном порядке. Итальянцы, которые одержали победу по протесту, начали соревнование с Artemis. Однако, команда все еще отсутствовала, и итальянцы получили один балл в связи с отсутствием соперника.
Настоящие соревнования начались только на четвертый день: соревновались итальянцы с новозеландцами. С самого начала гонки команда из Новой Зеландии заметно оторвалась от итальянцев и расстояние между соперниками продолжало увеличиваться. Итальянцы проигрывали сразу на всех фронтах: скорость хода намного ниже новозеландской, повороты выполнены менее искусно и так далее. Команды пришли к финишу с разрывом в пять минут. На следующий день новозеландцы получили еще один балл, соревнуясь со все еще отсутствующей Artemis.