Когда судно совершает маневрирование в гавани, то момент выброса кормы винтом очевиден на любой лодке, но отличия все же есть. Данный эффект бывалый моряк может использовать в пользу, а неопытный вполне может причинить вред. Однако, каждый человек, который взял управление судна в свои руки должен быть осведомлен о нем, а еще лучше, если он заранее потренируется справляться с ним, чтобы не натворить бед в чужой акватории и гавани. Почему возникает этот эффект и каким образом его можно использовать в пользу?
Преимущество заброса
Когда гребной винт размещен под основанием судна, то непременно будет возникать такое явление как заброс кормы. Проявлять себя, так называемый реактивный эффект может по-разному, но присутствует он всегда. Виден он таким образом: когда лодка движется ее корма немного отклоняется, это явно заметно на заднем ходу. Такое отклонение может быть использовано при маневрировании в момент подхода к пристани или отхода от нее. Есть возможность сделать подход к пирсу более изящным. Недостаточно опытные рулевые могут столкнуться с трудностями, связанными с этим эффектом.
Каждый уважающий себя рулевой должен знать все про это явление и уметь использовать его во благо. Это должно быть обязательным навыком любого, кто управляет судном. Рулевой должен знать и понимать, каким образом судно производит маневры в марине, даже, если оно незнакомо и арендовано на время. У этого явления несколько названий, но основным его принципом является функционирование винта, поэтому самое правильное название «винтовой эффект». Вращаясь, винт смещает в правую сторону кормовую часть судна, это при вращении винта на обычном ходу. На заднем же ходу, винт крутится в левую сторону, а следовательно задняя часть судна смещается влево.
Чаще всего, эта особенность используется именно на заднем ходу, потому что так эффект наиболее заметен.
Причины эффекта
Это явление имеет несколько причин. Одна из них заключается в кромках диска, которые отметает винт. Кромки располагаются на разных уровнях. Таким образом, давление воды на винт различно, как вверху, так и внизу. Чем ниже углубляется винт, тем меньше разность давления и следовательно меньше винтовой эффект. Другая причина в части корпуса, которая находится под водой. Та подводная часть под которой располагается винт затрудняет движение водного течения, которое затягивает винт при своем движении. Выходит, что та часть вращающегося механизма, которая находится ближе ко дну лодки, откидывает в сторону меньше воде, чем другая часть. Так зарождается эффект торможения, который немного двигает кормовую часть в сторону. Когда между винтом и дном судна расстояние становится больше, то этот эффект теряет свою силу. Движение воды в вертикальном направлении влияет на основание лодки. Таким образом, разряжение наступает по левому борту, а по правому – поднимается давление.
Чем больше у судна киль, тем ярче выражено действие винтового механизма. Мощное действие оказывает поток, набегающий на поверхность основания судна под углом. Например, лодка с длинным килем, с винтовым механизмом, который функционирует в нише киля будет выдавать явный винтовой эффект. В зависимости от размещения привода на судне, влияние на него эффекта различно, так же как и сила воздействия.
Также на силу эффекта влияет удаление плоскости движения винта от поворотной оси судна. Так, лодка с валопроводом будет сильнее подвержена данному эффекту, в сравнении с таким же судном, которое имеет привод Saildrive. Данный привод будет ближе к осевой движения лодки. Как правило, привод расположен рядом с ЦБС. Справедливости ради, нужно подчеркнуть, что приводы Saildrive имеют вертикальную плоскость движения винтового механизма. Валопроводный механизм имеет отклонение от вертикальной оси около 15 градусов, это дает усиление отклонению кормовой части в сторону.
Поэтому суда нового образца с приводами Saildrive имеют небольшой винтовой эффект по сравнению с лодками старых образцов с длинным килем. У старых лодок эффект может быть такой силы, что двигаться кормовой частью вперед судно просто не может. В движении винтовой механизм будет сильно выбрасывать кормовую часть в сторону. В этом случае, невозможно будет удержать судно на заданном курсе, поскольку у этих судов небольшое перо руля.
Выход один: при движении кормовой частью вперед совершать небольшие рывки, таким образом, корректировать курс.
Научное объяснение
Винтовой эффект более заметен во время движения судна задним ходом, чем обычным, и этому есть научное объяснение. Когда судно идет обычным ходом, то руль стоит сразу за винтовым механизмом, на него действует поток и это увеличивает силу подъема на перо руля и позволяет корректировать заданный курс судна. Течение воды, которое исходит от винта омывает незначительную часть основания судна и это оказывает малое влияние на судно. Тип привода при этом также оказывает влияние на винтовой эффект. Но Saildrive создает небольшой заброс, так как разница плоскости движения винтового механизма и оси поворота судна невелика.
Валопроводный механизм проявляет больший эффект, генерируя поток, который набегает на рулевое перо. Это позволяет судну удержаться на своем курсе. Это дает основание сделать вывод о том, что на обычном ходу эффект практически незаметен и от привода не зависит. Обучиться мастерству использования данного эффекта в свою пользу совсем нетрудно и бывалые моряки используют его интуитивно. Хотя случается так, что винтовой эффект затрудняет маневр или делает его невозможным. Поэтому каждый рулевой обязан обучаться и набираться опыта, а также знать судно, которым он управляет.
Лучше всего, выбрать день и порепетировать на знакомом судне и в изученной акватории. Главное, чтобы не было ветра.