Единицы из лихачей-шкиперов решаются бросить вызов на парусах себе и семибалльному ветру. У большинства яхтсменов волна в несколько метров моментально «слизывает» уверенность в душе. Однако надо держать штурвал, иначе верная гибель! Как не сдаться стихии?
Парус – это не пододеяльник!
Закрутка для грота и генуи – не новость для собственников частных и чартерных лодок. Паруса с такими закрутками требуют особого подхода к их сворачиванию по сравнению со стандартными парусными полотнами. Почему – ответ знает опытный мореход Томас Шуберт, столкнувшийся с глазу на глаз с мощнейшим шквалистым ветром. Лодка шкипера следовала до Шляймюнде, когда вдруг встал на дыбы ветер. Обзор уменьшился, ветер в секунду развернулся под прямой угол, свирепствуя со скоростью в 35 узлов. Команда решила уменьшить парус до максимума, но была обречена на фиаско. Не сработала закрутка генуи из-за силы ветра, и парус стал похож на постельное белье. Ветер перекосил грот, который буквально застыл на месте от шока. Борт погрузился в полный хаос!
Даже яхтсмен со стажем в любую минуту рискует испытать подобный ужас. Следует учитывать, что на чартерных яхтах не всегда предусмотрен набор настроек, которого хватит для рифления паруса, его регулировки. Часто яхтсмены вынуждены столкнуться со сложностями ввиду дефицита оборудования: лебедок подходящих габаритов, блоков, надежного натяжителя ахтерштага. Не хватает порой каретки гика-шкота или он неудобно расположен возле рангоутного дерева, прикрепленного к низу мачты.
Совет! При покупке яхты лучше сразу отметить галочку в поле «Performance Paket», чтобы получить необходимое оборудование в комплекте с целью настраивать паруса корректно.
Люди, приобретающие водный транспорт в чартер, обречены на провал, ведь им приходится довольствоваться имеющимся на борту снаряжением. Некоторые яхтсмены даже не способны заметить, что спинакер-гики, киповые вспомогательные планки удобно расположены или вовсе присутствуют на палубе. Зачастую производители даже не добавляют эту «экипировку» в обязательную базовую комплектацию. В итоге бригантина теряет способность радовать техническим потенциалом в ежедневном ритме.
Выбирая судно, не стоит подавлять в себе парусные амбиции, ведь от них зависит комфорт в плавании. Но большая часть покупателей просто думает о хорошем проведении отдыха, заглядывая в подпалубное пространство и акцентируя взгляд на возможности минимального вмешательства в управление лодкой. Это ошибка – хотеть иметь хороший бар, вместительный холодильник вместо погонов в кокпите.
Яхты, поставляемые на рынок сериями, среагировали на этот момент оперативно. В итоге рынок наводнен моделями суперяхт с холодильниками и иными «фишками» для комфорта. Некоторые из моделей вовсе настроены только на проживание, а не парусные путешествия. Следствие – яхтсмены не знают, как преодолеть шторм, правильно реагируя на усиление порыва. Хорошо, если судостроительный завод дает инструкцию по рифлению парусов при штормовых нагрузках.
Рекомендация! Члены экипажа должны находиться на борту не из простой солидарности с капитаном. Это нужно для эффективного использования ветра для безопасного завершения круиза. Особенно это важно на борту с широкой кормовой частью.
Такие белоснежные красавицы верфи выпускают для гурманов яхтинга, чтобы они радовались стильному экстерьеру судна. Однако на практике управляться в шторм с ней трудно. Хотя пространство под палубами у этих моделей вместительное. На таких лодках можно ходить под парусом. Первоначальной затеей производства ширококормовых моделей была эксплуатация глиссирующих лодок. В гидродинамическом плане у тяжелых крейсерских судов свойства иного характера. При умелых действиях и откренивании в шторм можно увеличить ходовые свойства тяжелых моделей, приложив усилие.
При перегрузке парусами или чрезмерном крене можно не вырулить. В таком случае ее приводит к ветру чересчур сильно. Яхтсменам приходится подруливать, что выводит из сил. Увеличиваются тормозные качества, и лодка в любой миг может встать. Экипаж должен контролировать стремление лодки на привод, желание накрениться.
Тогда удастся качественно воспользоваться скоростными параметрами лодки с широкой кормовой частью.
Однако в средиземноморских районах часто встречаются бригантины с видавшей виды парусной тканью, с малогабаритными лебедками, блоками, сопровождающими чартерные модели. К сожалению, это стало обыденным делом. При усилении ветровой нагрузки члены команды фактически лишены возможности удерживать под контролем руль.
Как поступить правильно при столь скудной экипировке? «Золотой формулой» успеха считается уменьшение площади парусного полотна. Тогда получится снизить крен, добиться уменьшения давления на штурвал. На стандартных яхтах, не оснащенных закрутками, рулевой соблюдает точный алгоритм действий.
- Вначале снижает парус-треугольник по площади.
- Рифит грот.
Подействует ли эта схема на лодке с закрутками генуи и грота? К сожалению, нет! Теоретически это возможно. Хотя немало встречалось мастеров, которые пытались закрутить парус в мачту, на штаг, отыскав верное решения.
Но традиционный стаксель не очень хорошо подходит для снижения паруса способом закрутки. Когда парусник рифится, его пузатая часть выдвигается вперед. Он лишается должной высоты, что связано с утолщением, возникающим на форштаге, ведь профиль стакселя ухудшается. В результате яхта уваливается, управлять ею невероятно тяжело.
Важно! При таком положении дел парусное полотно деформируется.
Из-за закрутки стакселя от нормального положения смещается не только профиль, но и участки, призванные бороться с нагрузками, тоже смещаются. Проектирование лодки предполагает наличие специальных мест, воспринимающих правильно растягивающие нагрузки на передней кромке паруса. Вместо них реальные участки для приложения нагрузок оказываются в неположенном месте, перемещаясь к шкотовому углу. На шкаторинах не предусмотрено усиление и нет защиты от износа в результате трения.
Выгодным решением в такой ситуации, когда ветер дует сильно, станет уборка нижнего прямого паруса. Осовремененные рестайлинги яхт оборудованы генуей в единственном экземпляре, облегчая работу неопытной шкиперской команде. Пара градусов крутизны уходит, хотя все зависит от опытности и профессионализма капитана.
Конструктор Марк-Оливье фон Ален тоже считает уборку грота единственным «спасательным кругом» в этой истории, что помогает минимизировать рулевые нагрузки. Инженер добавляет, что при крутом ходе к ветру нужно смотреть на ситуацию с сугубо индивидуальной точки зрения – убирать ли грот полностью. Входить в бейдевинд без паруса чревато опасным элементом: мачта испытывает повышенную нагрузку, ведь лишается компенсации изгиба, которую вызывает функционирование грота. Лодку пытается вытянуть только стаксель, и на мачте нагрузка перераспределяется. Экипаж вынужден в сложившихся обстоятельствах держать в узде мачтовый изгиб. Команде нужно работать ахтерштагом, ослаблять его.
Правда, в этом случае тревожит другая трудность: некоторые чартерные лодки страдают от отсутствия натяжного устройство для ахтерштага. В этой ситуации при малейшей возможности капитану необходимо дать команду уменьшить нагрузку на рангоут, меняя курс на увал. Даже при возрастающем порыве можно уменьшить площадь стакселя.
Это достойный способ для рассмотрения в сложной ситуации. Решая уменьшить стаксельную площадь закрутки, рулевой должен изменить положение кипы стаксель-шкота таким образом, с целью принятия шкотовым стаксельным углом правильной в техническом плане позиции. Если треугольный парус свертывается частично, кипа переместится в направлении вперед, и для сохранения контроля над парусом это важно. Несмещенная кипа приводит к чрезмерному открыванию задней парусной кромки наверху. В результате уменьшается ход, страдает эксплуатационный ресурс стакселя, шкипер тратит нервы.
Опытные яхтсмены рекомендуют проявить смекалку, мастерство, воспринимая ветер в качестве субъективного момента. Скоростная сила ветра в 30 узлов оказывает на яхту с высокой остойчивостью иное воздействие, если сравнивать с ветром, влияющим на маленькую крейсерскую лодку.
Не стоит опасаться большого ветра, за ним не всегда кроется опасный поворот. Яхты особенно хорошо идут на полных курсах на высокой скорости, если ими правильно управлять. Скорость дает «фонтан» приятных эмоций, делает плавание на больших скоростях свободным и комфортным.
Главное – держать под контролем детали, быть уверенным в собственных силах и технической подготовке механизмов.
Контрольная проверка на безопасность
Когда ветер не жалеет сил, дует со всех щелей, не каждая гавань или стоянка считаются благонадежными. Как это просчитать заранее? Пережить шторм без повреждений яхты – вполне реально осуществляемая задача.
Вспоминается один случай. История произошла в Ливадии, в марине острова Тилос, на небольшой территории близ северо-запада Родоса. Ничто не предвещало беды и, мол грозился хорошо защитить лодку перед встречей с ночным штормом, идущим с востока с 50-ю узлами скорости.
Чартерная лодка Андриаса Фрича следовала в Додеканес, но вынужденно сделала остановку, будучи предупрежденной о надвигающемся шторме. В Ливадию команда прибыла после обеда. Однако приближаясь к месту стоянки, члены команды увидели взволнованного руководителя марины, махавшего руками с причала. Мужчина предупреждал, что гавань не будет надежным пристанищем для лодки. Причина – северо-восточный шторм с жуткими волнами, «облизывающими» каменный мол, вдребезги разбивая яхты.
Ни на одной карте это увидеть невозможно, да и лоции сведений на этот счет не дают. Экипажу пришлось двигаться к Сюми, пережидая шторм на якорной стоянке, находясь в подветренной зоне острова. Этот ход оказался удачным.
Однако несколько экипажей, не последовавших примеру Фрича, на якорь не встали. Шкиперы зашли в городскую гавань, столкнувшись с неприятными последствиями. Яхтсмены не знали особенностей гавани, пришвартовали белобокие суперяхты к порту, надеясь на хороший исход дела. Мол оказался слишком низким, и высокие волны перехлестывали территорию, в течение нескольких часов ломая борта яхт о камни. Бессмысленны были мольбы к кранцам! Яхтсмены сделали отчаянную попытку растянуть суда на длинные швартовные канаты, проведенные с носовой утки на причал, не добившись успеха. Волна бесцеремонно вырвала утки из палуб.
Эксперты увидели два ошибочных момента в действиях экипажей. Яхтсмены пытались отыскать уютный причал в заведомо опасной гавани и неправильно действовали. По каким причинам шкиперы не попытались уйти от шторма, неизвестно. Однако в этой акватории опасных гаваней не так уж много. По всей видимости, команды не были достаточно уверены в своих силах и храбры, чтобы столкнуться носом с 50-узловой силой ветра в море.
В страховых компаниях всегда рекомендуют выходить из гавани при ожидающемся штормовом ветре. Лучше пережидать его на волнах, несмотря на трудности психологического плана. Даже руководитель отдела оценки ущерба Хольгер Флиндт придерживается мнения, что в случае штормовых предупреждений оптимальное решение – покинуть марину в Средиземноморье. Так неоднократно он делал сам, уменьшая риск повреждения яхты и расхлебывание последствий больших материальных затрат.
В Германии не каждая марина обладает достаточным потенциалом в техническом формате для предоставления надежного убежища яхтам в шторма. Колебания уровней воды зачастую превышают допустимые отметки, приводя к поломкам яхт из-за слишком коротких швартовочных тросов. Лодки устанавливаются на киль из-за отхода воды под воздействием ветровой нагрузки. Что можно посоветовать?
Топ-5 лайфхаков, чтоб пережить шторм на лодке
Опытные яхтсмены выработали следующие навыки, раскрывая сегодня секреты.
Не бояться пережидать шторм в морской пучине!
Отсутствие марины поблизости не грозит бедствием. Защищенная стоянка порой не спасает лодку от сильного характера разбивающей волны, с агрессивным рвением бросающейся на лодку с высоты.
В море пережидать бурю безопаснее, если гавань или бухта располагается на побережье, обращенном навстречу ветру.
При обильном заполнении порта лодками, в тесноте увеличивается угроза получить удар. Стукаясь бортами, лодки повреждаются, задавая головную боль хозяевам. Потенциально опасным участком становится гавань при сильном порыве при наличии узкого фарватера на входном отрезке. На фарватере или поблизости образуется мелководье. Из-за мели или формирования речных баров волна обретает более свирепый вид, напитывается особой силой. Поперечное течение также выступает серьезным препятствием для комфортного входа в марину и спокойной стоянки.
Когда заходить в гавань безопасно
Если шкипер не видит поблизости просторного участка для швартовки и вокруг слишком много мелей. Удобно воспользоваться этим методом при недостаточной уверенности в техническом оснащении конструкции. К примеру, яхта довольно поизносилась, не способна выдержать шторм или не имеет нужного оборудования, аппаратуры для поддержания контроля и порядка на борту. Дефицит опыта капитана также становится преградой для пережидания шторма в море или кэп приболел, устал, просто боится. Человеческий страх – не позор: гораздо разумнее сохранить жизнь, чем храбриться понапрасну.
Уверенность на 100% в надежности бухты
Когда можно считать гавань защищенной? Огромное количество вопросов тревожит моряков на подходе к гавани. Заплыв марину фактически можно считать лотереей: при удачном стечении обстоятельств лодка причалит без эксцессов и сохранит бока при шторме. Как просчитать силу волн, ветра, направление воздушной массы конкретно в заданной марине? Смогут ли волны беспрепятственно проникнуть к самому берегу или все же остановятся на безопасном от лодок расстоянии?
В лоциях указываются не все нюансы. Как расположена гавань по отношению к направлению ветра? Дует ли он так же в заливе, как у побережья? В случае отклонения, куда оно направлено? На эти вопросы можно попытаться найти ответы в топографической карте берега. Исследования показывают, что ветер пробивает себе путь, стремясь обойти маленькие островки, торчащие над поверхностью водной глади. Но ему не удается обогнуть подветренные территории береговой линии, изначально считающейся защищенным пространством. Гавань или залив, бывает, окружены цепочкой холмов, в таком случае ветер приобретает нисходящий характер. При этом сила его не уменьшается.
В некоторых инструкциях эти моменты указываются.
Случается, что трудно распознать моряку наличие в марине стоячих волн или тягунов и их мощности. Даже когда вход в марину не смотрит прямо на течение ветра, волны частенько обходят молы, отыскивая дорогу. Причальные и скальные стенки отражают ветер, заставляя воду формировать стоячие волны, разбросанные в хаотичном порядке. Эта особенность встречается в акватории гавани или бухтах на стоянках. Яхтсмену-дилетанту сложно будет справиться с определением таких волн. Только начальник гавани сможет помочь (если будет на причале махать руками).
Какова глубина стоянки? Под дном лодки важно чтобы оставался внушительный запас глубины. Не ровен час, судно может удариться килем о дно при сильном самом опасном течении в море (тягуне). Насколько высоко расположены волноломы, молы? Волны, с остервенением прыгающие через это препятствие, повреждают корпуса, нанося серьезный ущерб яхтам, которые за ними пришвартованы. Насколько хорошо технически готовы помочь лодке пережить бурю швартовы, боны или «мертвые якоря»? В нормальном ли они находятся состоянии? Эти вопросы волнуют моряков.
Секрет безопасной «парковки» без оглядки на бурю
Яхтсменам рекомендуют заранее побеседовать с портовым руководством, используя мобильный телефон или радиорубку. Нужно выяснить вопросы по стояночному участку, его безопасности и расположении. Не надо стесняться задавать вопросы, интересуясь советами по безопасному вхождению в марину.
Надеяться лишь на силовой механизм – плохая идея. Парус должен работать, невзирая ни на что. Многие гавани предоставляют достаточно места для уборки паруса за молом. В шторм всегда нелегко причалить к пирсу. Избежать горьких ошибок помогает коммуникабельность капитана, умеющего ладить с людьми, спрашивать о лучшем месте для швартовки у других яхтсменов. Не стоит стесняться попросить помощи.
Иногда риск вхождения в швартовый бокс оказывается слишком рискованным, порой неоправданным. Тогда носовой конец удобнее завести на пал причала на наветренную сторону бокса. После этого яхте нужно дать передышку, чтобы она сдрейфовала под ветер. Так шторм не помешает безопасно пришвартоваться и сойти на берег.
Пережить шторм в гавани – это легко!
Переждать буйство природы удастся, переводя судно в укрытый уголок марины, установив его носом на ветер. Внешние конструкции придется убрать, иначе они затруднят нормальное расположение парусов. Парусность здесь будет лишней. Кокпитный тент, леерные баннеры, ветровой обтекатель – лишние элементы, которые предстоит убрать. Закрученные парус яхтсмены крепят с помощью дополнительных строп, мешая ветру развернуть их. Стаксель нужно скатать как можно туже. Тузик фиксируется на палубе, и швартовы удвоить. Защитить систему от истирания удастся, прибегнув к резиновым трубкам или рукавам. Яхта всегда куда-то рвется. Смягчить эти рывки можно, обратившись к амортизаторам на якорном конце либо на швартовах.
Стальные канаты, фиксирующие судно у причала, не нужно выбирать туго. У яхты должно остаться расстояние для свободного перемещения. Это особенно играет роль на стоячих волнах. Благодаря длинным швартовым корпус лучше ведет себя на воде. Лучше заводить канаты в перекрестном виде.
Думая о швартовых, нельзя забывать и о якорных тросах. Отшвартовав судно за буй, за него заводят и носовой двойной конец. На якорной стоянке заводят второй якорь. В узкой бухте рекомендуется заводить концы на берег, причем в большом количестве. Яхта нуждается в защите кранцами. Делается это не только во время штормования, но и на якорной стоянке при условии, что в бухте швартуются соседи. Встав у причала «пыжом», судно необходимо привязать к соседней лодке, заводя концы на берег. Рекомендуется увеличить отрезок между яхтой и ограждением, причальной стенкой. Не нужно обращать внимание на длину трапа.
Нельзя оставлять яхту без присмотра, встав на якорь или выходя в гавань.