В прошлой статье было рассказано о страховке депозита, других нюансах страхования шкиперов, путешествующих на яхте за границей. Какие вопросы у яхтсменов возникают еще в связи с необходимостью застраховаться перед поездкой на яхте за рубеж?
Зачем нужна страховка судовладельца перед третьими лицами?
Этот тип «самозащиты» является весомым для человека, купившего яхту. Наряду с КАСКО такая страховка популярна и подразумевает покрытие ущерба, нанесенного яхтой судовладельца другой лодке, людям. Ее использование целесообразно даже при периодических вылазках в море. Ущерб может быть очень большим, но и платить яхтсменам в Европе за такой вид страховки приходится много (20-25 тыс. евро). Но экономить на ней не рекомендуется. В Италии, Хорватии и Испании этот вид страховки и вовсе является обязательным.
Подвохов в этом типе страховок эксперты не заметили, хотя две важные детали требуют рассмотрения более тщательно.
- Значимой особенностью договорных обязательств компании-страхователи поставили отказ от претензий. Эта серьезная оговорка, означающая, что при аварийной ситуации (столкновение с другой лодкой, чей шкипер будет виновен и на чьем борту не будет страхового полиса или денег для возмещения финансовых потерь) застрахованный шкипер получает деньги гарантированно, чтобы починить пострадавшее судно. Деньги выплатит своя страховая организация. Но не каждый страховщик, представляющий услуги на рынке Европы, готов пойти на такой убыточный для себя шаг.
- Важным моментом в определении страхового случая считается «степень виновности» судовладельца, имеющего страховку при морском происшествии. Этот «балласт» хитер тем, что при отсутствии вины яхтовладельца (к примеру, его судно нанесло в шторме ущерб другой лодке) страховой случай рассматривать не будут. Ставя подпись на таком листке бумаге, яхтсмену нужно обратить внимание на этот пункт.
Надо ли вообще страховаться?
После всех нюансов, рассмотренных в этих статьях о страховке, шкипер начинает задуматься: что если походить в море без страховки. Эксперты настаивают, все-таки полис лучше иметь, отправляясь по зарубежным просторам. С ними соглашается опытный штурман Иосиф Гринберг из Израиля, у которого собственный катер, приводя в пример свою историю.
Случай в порту
Гринберг рекомендует подстелить соломку по КАСКО обязательно. Однажды в марине рабочие неправильно намотали муринг (на винт), что привело к печальному результату – погнулся гребной вал. Да еще и редуктор по той же причине сломался. Капитан о страховом случае сообщил страховому агенту. Ему прислали сюрвейер, проанализировали повреждения и составили акт. Компания расходы для ремонта деталей оплатила, даже включив буксировку судна краном, такелажные работы, затраты на покупку запчастей и береговую стоянку. Результат – 1000 евро в кармане шкипера. Неплохо, правда?
Дальше компания пролонгировала отношения с капитаном, не завышая расценки на услуги. Сумма страхового взноса не была увеличена, показав в очередной раз, что когда маринеры не правы, вопросов с выплатами нет. Вывод очевиден: страховаться полезно, выгоднее, чем остаться «голым».
Только нужно выбирать качественно работающего страховщика. Экономия же на страховке – не желательна. Бывает, когда полис не срабатывает.
КАСКО бесполезно, или еще раз о грубой неосторожности
Отдельные виды полисов имеют значение для чартерных шкиперов и для яхтовладельцев. КАСКО-полис необходим шкиперам, хотя он косвенно касается и имущества чартерников. Любое соглашение со страховщиком включает пунктики, написанные мелким шрифтом. В них-то и «зарыта собака»! Положение дел на море со страховкой может вылиться в серьезные убытки при наличии таких пунктов на листке документа.
Арендующий лодку у чартерников должен озаботиться не только о наличии персонального полиса, но и подумать о его содержании. Давно работающие на рынке чартерные предприятия предоставляют транспорт, застрахованный по КАСКО-системе собственником либо самой компанией. Нередко капитаны, берущие на время борт за плату, даже не удосуживаются внимательно почитать соглашение со страховщиком! Читая через строчку документ, можно нарваться на большие трудности, ведь факт его наличия не означает полную защищенность капитана в тяжелых ситуациях. Мореплаватель наивно полагает, раз внес депозит, можно спать спокойно. Да только рано успокаиваться.
Некоторые бренды, сдающие водный транспорт в аренду, предоставляют КАСКО-страховку с «правом регресса». Это глубокий «подводный камень» отношений со страховой организацией, влекущий за собой возмещения вреда потерпевшему (собственнику судна). Причем платить придется по полной страховой выплате. Возвращая катамаран (или затопив его) в ненадлежащем виде, яхтсмен рискует нарваться на крупные неприятности с судовладельцем. Под «правом регресса» руководство компаний понимает серьезную компенсацию, и оно установлено в зависимости от национальных законов государства, на чьей территории чартерная компания ведет деятельность. В РФ это написано в ГК ст.1081.
Не всегда это право вступает в силу, если лодка повреждена или затонула. Контракты обычно четко указывают на право регресса с опорой на национальную законодательную базу страны.
К примеру, если доказано намеренное причинение вреда судну. К этому же случаю агенты отнесут вред, нанесенный капитаном в алкогольном опьянении. Европа предлагает страховки еще с одной значимой оговоркой – «грубая неосторожность» капитана. Тогда страховщик имеет право по регрессу запросить с капитана возмещение материальных потерь в полном объеме, равном сумме, которую компания выплатила судовладельцу из-за понесенных убытков.
Штурман снова заблуждается, думая, что бесплатная страховка эти расходы покроет, ведь она включена в чартерный пакет. Только практика диктует обратное, что скрывается под мелкошрифтовыми строчками. Частенько соглашение страховой ответственности перед третьими лицами, предлагаемое чартерным юридическим лицом клиенту практически за мизерный взнос или даже по бесплатной форме, несет в себе интересный пунктик. Этот момент прописан мелкими буковками и примерно звучит так в переводе на русский: «за исключением ситуаций, когда аварийные обстоятельства наступили по причине грубой неосторожности моряка или из-за отсутствия морского опыта». При таком составлении контракта, если судно действительно сильно пострадало, словно снежный ком, нарастает сопутствующая проблема, и она не заканчивается лишь внесением депозитных денег. Экипаж и штурман катера должны внести сумму, приравненную к стоимости (в полном объеме) ремонта лодки. Хорошо, если лодка подлежит восстановлению, но когда ситуация усугубляется и связана с гибелью катера, дело худо.
По этой причине до путешествия нужно аккуратно ознакомиться с нюансами договора, включая мелкие буквы. Не надо стесняться задавать вопросы арендодателям по поводу видов полисов. Какие условия предлагает страховщик, как он это представляет не на словах, а в письменном виде? Кто, как будет платить в случае причиненного лодке вреда, как устанавливается степень вины – эти и другие вопросы требуют детального вдумчивого подхода.
Представленные статьи о страховом рынке написаны на основе опыта бренда Pantenius.
Сотрудники предприятия указывают, что важно посмотреть, прописан ли в соглашении важный момент, касающийся покрытия всех случаев причинения вреда лодке и третьим лицам по грубой неосторожности капитана. Лучше, чтобы он был обязательно написан в документе!
Судебные разбирательства
Однажды с капитаном суперяхты Игорем Скворцовым произошла пренеприятнейшая история. С момента столкновения его борта с другой лодкой в гавани Мармариса минуло шесть месяцев. Авария случилась по причине выхода из строя реверсного механизма. Полис яхтовладельца вышел из срока действия, и Игорь оплачивал убыток, затрачивая личные сбережения. В очередной раз приземлившись в Стамбуле, бизнесмен был задержан в аэропорту.
Сотрудник погранслужбы провел его в отдельный кабинет. На двери красовалась надпись «Полиция». Полицейский обыскал прилетевшего россиянина и отправил в одиночную камеру. Дальше потянулись формальности с дактилоскопией и прочей возней. Капитана полиция доставила во Дворец правосудия, где на столе у судьи уже лежала толстая папка на капитана. Судья надела свои причиндалы, начала судебный процесс, сразу дав шкиперу понять, что его волнения никому не интересны. При этом ни переводчика, ни адвоката у россиянина не было.
От стресса Скворцов даже стал понимать турецкий. Полчаса длилась эта пытка, когда судья пыталась выяснить, не выпил ли Игорь в момент столкновения с бортом Турции. Яхтсмен ответил, что на видео четко снято составление протокола. Мало того, потерпевший претензий не предъявил! Только как об стенку горох…
Служительница закона издевалась еще 30 минут, прекрасно понимая, что парень отказывается признавать «вину». Тогда женщина стала читать приговор. Конвой заулыбался, дав понять шкиперу: обвинения с него сняты. После женщина сняла мантию, засунула ее снова под стол и стала разговаривать с капитаном на равных. Турчанка поведала, что в стране такие инциденты проходят в обязательном порядке в судебной комнате, независимо от претензий или их отсутствия со стороны потерпевших. Иностранца намного проще в суд доставить таким макаром.
Оказалось, выходя из зала суда, был рано успокаиваться. Спустя полгода Игоря снова пригласили в такую комнату только на родине! Это дело с оправдательным приговором пришло по почте, странно переведенное на русский язык и заставившее изрядно попотеть от волнений…