Продолжим разговор о ветре, начатый в предыдущих материалах. Казалось бы, ветер – он и есть ветер. Находясь на воде, мы всегда знаем, откуда и куда он дует. На это нам указывают различные приспособления на берегу и пришвартованном судне. Но оказывается, ветер тоже может быть разным, в зависимости от того, в какую сторону и с какой скоростью мы идем на яхте.
Виды ветра на воде
В морском деле принято делить ветры на истинный, вымпельный и курсовой. Что это значит:
Истинный. Это тот ветер, который мы ощущаем, когда стоим, и на который нам указывают индикаторы (дым из труб на берегу, вымпел и т.д.).
Курсовой. Это тот ветер, который мы поднимаем, когда движемся. Мы чувствуем его кожей, и наши волосы развеваются, указывая нам его направление. Он появляется даже при полном штиле, и его скорость напрямую зависит от скорости движения судна (этот ветер все ощущали в детстве, когда катались на велосипеде).
Вымпельный (кажущийся). Этот ветер зависит от истинного и курсового ветров (т.е. от того, в какую сторону и с какой скоростью идет яхта). Его направление нам показывает вымпел на яхте. Простыми словами, это тот ветер, который складывается из истинного и курсового ветров. Все индикаторы, установленные на лодке, во время ее движения показывают нам направление именно вымпельного ветра.
Почему так важно видеть и понимать вымпельный ветер
С вымпельным ветром стоит считаться, особенно, если вы идете на более или менее скоростном судне. Чем выше скорость лодки, тем сильнее искажается истинный ветер, и, соответственно, меняется и скорость вымпельного ветра.
Рассмотрим самый простой случай высчитывания скорости вымпельного ветра, когда яхта идет фордевинд. Допустим, парусная яхта идет со скоростью 2 узла по ветру, скорость которого 6 узлов (истинный ветер). Значит, скорость вымпельного ветра составляет 4 узла (6 – 2 = 4). Если же лодка идет со скоростью 2 узла по ветру в 6 узлов, но уже на моторе, значит скорость вымпельного ветра составит 8 узлов (6 2 = 8).
Но чаще всего яхта все таки движется в галфвинд или бейдевинд, и тут расчеты будут несколько разниться. Чтобы было проще понять суть, рассмотрим практическую ситуацию. Допустим, вы идете в галфвинде, то есть истинный ветер бьет сбоку. Яхта при этом будет ускоряться. В такой ситуации приходится убирать паруса и переходить в бейдевинд (но курс судна при этом не изменяется). Соответственно, и вымпельный ветер будет ускоряться, перемещаясь вперед. После того как ветер утихнет, можно снова переходить на галфвинд.
Очень важно понимать природу вымпельного ветра, потому что именно по нему нужно настраивать паруса. Необходимо учитывать, что он всегда острее истинного, если только вы не идете на фордевинде.
Вымпельный ветер надо учитывать всегда, даже если ваша яхта идет не собственными силами, а ее тянет буксир. Как только вы разберетесь со всеми тонкостями образования расчета скорости вымпельного ветра, ваши прогулки по воде приобретут совершенно новый смысл.