После террористических событий 11 сентября 2001 года ИМО согласовала новые меры, касающиеся безопасности судов и портовых сооружений, для принятия правительствами, подписавшими СОЛАС, 1974. На дипломатической конференции ИМО, состоявшейся в декабре 2002 года, были приняты новые правила по укреплению безопасности на море путем внесения поправок в главы V и XI СОЛАС. Глава XI, которая ранее охватывала безопасность судна, теперь разделена на две новые главы, а именно XI-1 и XI-2.

В главу XI-1 «специальные меры по повышению безопасности на море» были включены дополнительные требования, касающиеся идентификационных номеров судов и перевозки непрерывной сводной документации.

Была создана глава XI-2 «Специальные меры по повышению безопасности на море», в которой содержится требование к судам и компаниям по соблюдению кодекса ОСПС. Кодекс ОСПС состоит из двух частей. Часть A является обязательной, а часть B является рекомендательной и содержит руководство по применению Кодекса. Береговая охрана США заявила, что соответствие разделам части B Кодекса также будет принято во внимание. В главе XI-2 также изложены требования к системам оповещения о безопасности на судне и мерам контроля и соблюдения для государств порта и договаривающихся правительств.

В дополнение к новым правилам, изложенным в главе XI-2 Конвенции СОЛАС, Конференция ИМО также приняла поправки к действующим правилам Конвенции СОЛАС, ускоряющие выполнение требования по установке систем автоматической идентификации (АИС). Дипломатическая конференция также приняла ряд дополнительных резолюций, включая техническое сотрудничество и совместную работу с Международной организацией труда (МОТ) и Всемирной таможенной организацией (ВТО).

Эти новые требования образуют основу, с помощью которой суда и портовые сооружения могут сотрудничать в выявлении и пресечении актов, представляющих угрозу безопасности на море. Однако нормативные положения не распространяются на фактическое реагирование на инциденты безопасности или на любые необходимые действия по устранению последствий после такого инцидента.

Основные функции Кодекса

  • Позволяет обнаруживать и сдерживать угрозы безопасности в международных рамках.
  • Устанавливает роли и обязанности
  • Обеспечивает сбор и обмен информацией о безопасности
  • Обеспечивает принятие надлежащих мер безопасности
  • Предоставляет методологию оценки безопасности

Обязанности персонала судов и портовых сооружений

  • Собирать и оценивать информацию
  • Поддерживать протоколы связи
  • Ограничить доступ; не допускать попадания несанкционированного оружия и т. д.
  • Предоставить средства для поднятия тревоги в ответ на угрозы безопасности.
  • Разработать планы обеспечения безопасности судов и портов.
  • Обеспечить надлежащую подготовку и проведение учений

Применение кодекса

Кодекс распространяется на следующие типы судов, совершающих международные рейсы:

  • Пассажирские суда, в том числе высокоскоростные пассажирские суда
  • Грузовые суда, в том числе скоростные суда от 500 БРТ и более
  • Передвижные морские буровые установки
  • Портовые сооружения, обслуживающие суда, совершающие международные рейсы
  • В соответствии с ОСПС владелец должен назначить офицера службы безопасности части [командования] (CSO). Такое лицо может действовать в этом качестве для одного или нескольких судов, однако должны быть обозначены суда, за которые несет ответственность CSO. В обязанности CSO входят следующие пункты (обязанности не ограничиваются только ими)
  • Информирование об уровне угроз, которые могут возникнуть
  • Обеспечение проведение оценок безопасности судов
  • Разработка и изменение по мере необходимости плана обеспечения безопасности для конкретного судна.
  • Организация внутренних аудитов и проверок деятельности по обеспечению безопасности.
  • Организация первоначальной и последующих проверок судна администрациями государств флага.
  • Повышение осведомленности и бдительности в вопросах безопасности наряду с подготовкой кадров
  • Обеспечение надлежащей связи

 

Оценка безопасности судна

Часть А кода ОСПС (раздел 8) содержит требования к оценкам безопасности судна. Это является важной и неотъемлемой частью процесса разработки и обновления Плана безопасности судна.

CSO должен обеспечить, чтобы оценка безопасности судна проводилась лицами, обладающими соответствующими навыками, для оценки безопасности судна в соответствии с разделом 8. Это должно включать обследование безопасности на месте для выявления существующих мер безопасности, процедур и операций; выявление и оценка ключевых операций на борту судна, которые важно защищать; выявление возможных угроз и вероятности их возникновения, а также выявление слабых мест, включая человеческий фактор в инфраструктуре, политике и процедурах.

Эта оценка должна быть задокументирована, рассмотрена, принята и сохранена компанией (владельцем).