Когда-то очень давно, еще до изобретения первого колеса, человек мог идти по воде только по воле ветра – куда ветер, туда и человек. Ну и, конечно, приходилось много работать собственными руками (или руками своих рабов), чтобы передвигаться по воде быстрее, особенно при полном отсутствии ветра или против него.
Первые паруса – идем по ветру
Историки предполагают, что парусные лодки существовали не менее семи тысяч лет назад, то есть человек научился сотрудничать с ветром довольно давно. Первые паруса представляли собой квадрат, сделанный из пальмовых веток или ткани. Но, так или иначе, это было плоское полотнище, которое ловило ветер, и судно могло плыть гораздо быстрее, нежели на веслах.
В давние века такими квадратными парусами пользовались повсеместно, но большой скорости они не давали. А при встречном ветре и вовсе приходилось вставать на якорь и ждать погоды. И только бесстрашные викинги могли разговаривать с ветром – они научились делать регулируемый парус, хотя и квадратный, и могли идти вперед независимо от направления ветра (ну или почти). Правда, их умению идти против ветра способствовал не только парус, но и своеобразный мелкий киль, умело препятствующий дрейфу.
Позднее догадались тратить на изготовление парусов больше материала, и стали делать его мешковатым, что позволяло захватывать больше воздуха при ветре. Такой парус уже смело можно назвать прообразом современного спинакера – паруса, способного идти на полном ветру от галфвинда до фордевинда (на яхтах его используют в качестве дополнительного паруса).
Против ветра – латинский парус
В средние века (примерно в седьмом) арабские мореплаватели активно торговали на довольно широких территориях: от Занзибара до Малайского полуострова, и даже добрались до Китая. Естественно, им не всегда фартило ловить попутный ветер, и с этим приходилось как-то бороться, экспериментируя в области аэродинамики. Этого слова они, конечно, тогда не знали, поэтому решали задачи, опираясь не на цифры, а на чутье. Тогда и появилось латинское парусное вооружение – парус в форме прямоугольного треугольника. Латинским такой парус назвали потому, что им активно пользовались в Средиземном море, но появился он еще до нашей эры на Востоке.
Главная особенность латинского паруса – способность ходить очень круто к ветру. Выглядит он так: это прямоугольный треугольник, один из катетов которого стоит параллельно воде, а гипотенуза тянется вверх. Но стоит такой парус не перпендикулярно лодке, а вдоль нее, что и позволяет ловить ветер передним краем и направлять его на обе свои поверхности. Именно таким образом и создается воздушный поток, тянущий судно по воде (аналогично действует крыло самолета).
Люгерное (гафельное) парусное вооружение
Хотя в средние века мореплаватели непрерывно занимались модернизацией парусов и лодок, значительной скорости все эти усовершенствования все равно дать не могли. И только в XIX веке удалось совершить прорыв в судостроении, когда люгерный парус завоевал широкое распространение.
Также, как и латинский, люгерный парус относится к косым парусам, и считается, что в том или ином виде моряки им пользовались уже давно, а в конце второго тысячелетия его просто довели до совершенства. Одна из разновидностей люгерного вооружения – классические китайские джоки, существовавшие еще две тысячи лет назад. В то время китайцы были впереди планеты всей, и люгерные паруса, которыми они пользовались уже столько веков, стали входить в обиход на Западе лишь в конце XVIII века, и то, их можно было встретить крайне редко и на небольших лодках.
В современном мире нет однобокого предпочтения тех или иных парусов. Люди научились комбинировать их и успешно работать с ветром – уже не боясь его, а сотрудничая с ним.