Эспен Ойно – креативный дизайнер, за лодками которого гоняются яхтсмены в поисках подходящей цены. Этот культовый мастер создает лодки-шедевры, которые предназначены для комфорта и гонок под парусами. Интересный мыслитель современности однажды дал интервью, раскрыв некоторые секреты рождения шедевра. Что он думает по поводу постоянного желания дизайнеров удлинять яхты?
Мысли вслух
Дизайнер уверен, что внешний вид суперлодок не может увеличиваться в длину бесконечно. Но на нынешних лодках действительно можно потеряться, уединиться, абстрагируясь от внешнего мира. Правда, гостей на яхте тоже можно потерять в столь широких пространствах. Яхты не могут расти до бесконечности, ведь водная стихия эти параметры ограничивает. Тем более «парковаться» на супредлинной лодке сложно. Не всегда бухта способна принимать суда выше 100 метров длиной. Креативщики задумываются над 200-метровыми катерами, однако перспективы у таких «мечт» сомнительные. Да и цена отпугнет яхтсменов. Большая яхта требует огромное количество вложений, начиная от покупки. К тому же, придется нанимать большую команду. В результате владелец не обрадуется такой покупке. Как дизайнер создает яхту?
Работа над проектом
Для Ойно скетч – прекрасный способ внести корректировки, размышлять визуально, продумывая детально проект. Случается, мысль приходит спонтанно, он стремглав бежит к рисунку и вносит поправки. Дизайнер не любит ПК, ведь для проведения линии потребуется несколько раз кликать по мышке. Скетч намного удобнее в этом плане. На бумаге это гораздо проще. Хотя нельзя осуждать креативщиков, работающих с компьютерными программами. Просто каждому – свое. У одних это получается вполне отлично. Ойно работает только с бумагой. Как создавалась легендарная «Энигма»?
Рождение «Энигмы»
Лодка считается самой прогрессивной, нетривиальной и пользуется спросом. В дебютный момент она произвела фурор, но как сегодня рассуждает о ней мастер? По его словам, вначале он создал «Эко», это было первое наименование яхты. Только он не считает борт примером экологического проекта из-за газовой турбины и двигателя. Яхта стала классикой, с этим трудно спорить. Комплектация довольно плотная, насыщенная, что приглянулось морякам по всему миру. Конструкция, предусматривающая в корпусе даже пирамиды, славится за красоту в первую очередь. Добавляет вкусной изюминки надстройка и ее выпуклые окна. Корпусный дизайн продуман для получения максимальной скорости (30 узлов).
По экономичности эту лодку нельзя назвать слишком дешевой. Сегодня созданы уже другие версии, более экономные в плане расходов топлива. Это касается не только денег, но и выбросов в океан. Чем меньше потребление топлива, тем экологичнее судно. Взять хотя бы «Сильвер», более узкой конфигурации с аналогичной длиной и почти той же шириной в 10 м, что у «Энигмы». Судно произведено из более легкого материала для корпуса по сравнению с Enigma. Дополняется лодка двумя моторами с меньшим объемом. В результате 27 узлов получили инженеры.
Круизная скорость в 20 узлов у «Сильвера» показывает большую экономичность (400л/ч). Плюс – он более экономичен в плане приобретения. Так что «Энигма» считается довольно расходной и дорогой «ласточкой». Что для дизайнера важно?
Секреты успеха дизайнера
Детища мастера, вложившего, словно Пигмалион в Галатею, душу в лодку, пользуются спросом, если созданы безвредными для экологии.
Интересно! Тенденция дизайна склоняется к эко-проектам.
Корабль – огромный механизм, пагубно влияющий на экологию. Масла, мусор от жизнедеятельности команды, пищевые отходы влияют на качество воды в море, океане. С целью уменьшения грязи в Мировом океане принято всеобщее решение дизайнеров создавать лодки экономичные в плане экологии. Беречь природу – основная миссия. Встав на этот путь, дизайнер найдет отклик у большинства представителей яхтенной среды. Судно «Сильвер Zwei» считается более экологичным по сравнению с другими.
Эко-направления как приоритет дизайна
Как говорит Ойно, в 70-е годы яхты строили по ключевому принципу: база и улучшение характера лодки по требованиям клиента. Проектировщик мог поменять настройки, палубы наверху и внизу, навигацию, моторы, управленческие механизмы. Только коммуникации оставлял прототипные. Аналогичным образом поступают в автопроме. «Порше Кайен», модели «Фольскваген Туарег» очень похожи между собой дверьми, колесной базой, кузовом. Однако внутренняя начинка разная – двигатели. База всегда остается в первозданном виде, как ее задумал дизайнер. То же касается производства яхт. Креативщик работал и с русскими заказчиками.
Опыт общения с русскими клиентами
Российские клиенты быстрее других в мире схватывают модные течения и подстраиваются к ним. Молодежь тянется к необычному, порой эпатажному образу яхты. Российские заказчики чаще прибегают к перфекционистским решениям, просят поправить что-либо в дизайне. Каждый заказчик хочет отличаться от остальных, заказывая первоначальные фишки в корпусе. Экстраординарные заказы – норма для российской аудитории, но для дизайнера в этом и интерес! Подход помогает расширить круг потребностей, оригинальных моделей суперяхт. Как вообще работать с клиентами, требовательными и знающими толк в яхтинге?
Работа с клиентами предполагает удовлетворение потребностей заказчика. Дизайнер должен быть готов менять проект, даже если он близок к завершению. В ряде ситуаций яхтой владеют дилетанты, и приходится объяснять на пальцах, почему так создан проект.
Человек не отступает, ведь он пришел за лодкой к определенному мастеру, изучив предварительно его портфолио. Значит, наступает время обсуждений. Совместная работа в одном ключе помогает достичь консенсуса, приходя к общему знаменателю в создании катера. Главное – взаимоуважение.
Интересный факт! В 2015 г. Эспен Ойно прибыл в Москву и читал лекции.
Не только яхтинг…
Эспен – уникум, пробовавший себя не только в производстве проектов катамаранов. Одно время он работал над дизайном часов. Кроме того, собственный дом мастер тоже придумывал самостоятельно. Вещи, инструменты для рисования, ручки, функции карандашей – то, что вызывает неподдельный интерес у человека в поиске лучшего.
Ойно работает с бумагой, сливаясь с ней в творческом экстазе. Результатом становится мозаика полезных и нужных людям вещей. Письмо и рисование вручную возрождает древние традиции, помогает уйти от технического стереотипа компьютерных технологий. В конце интервью Ойно признается, что ему нравятся журналисты, набросавшие вопросы на блокноте и ручкой.