Данное путешествие от других странствий отличала полная тишина. Тем не менее, определенные звуки все-таки доносились. Ветровые порывы, как и прежде, раздували паруса. Волны продолжали биться о стеклопластиковый остов морского судна. Вместе с тем, доносились и иные звуки: тихое постукивание и поскрипывание от ударов остова суперяхты об мусорные обломки. Единственное чего не хватало, так это пения птиц, которые сопровождали яхтсмена в прошлых вояжах.
Отсутствие птиц обусловлено практически полным отсутствием рыбы.
Так, десять лет тому назад, И. Макфадьен, родом из Ньюкасла, проходил тем же маршрутом в город Осака из Мельбурна. На тот момент для хорошего улова нужно было просто закинуть рыболовную снасть с наживкой.
За двадцать восемь суток своего странствия не прошло и одного дня, чтобы яхтсмен со своей командой не смогли бы поймать рыбу. Так с ностальгией вспоминает И. Макфадьен. На сей раз, достаточно длительный вояж закончился ловлей всего лишь двумя рыбами.
Здесь нет ни птиц, ни рыбы. Можно сказать, что отсутствуют какие-либо признаки жизни.
Путешествие в тишине
По словам яхтсмена, птичьи крики стали для него привычными. Они постоянно сопровождали его судно, а порой усаживались на грот-мачту перед полетом в небо. Птицы, кружившие над морской поверхностью, которые охотились за сардинами, были повседневностью.
Но уже в марте и апреле текущего года его суперяхту окружала полная тишина, а также опустошение, которые властвовали над призрачной океанской акваторией.
В северную сторону от экватора, немного выше Н. Гвинеи, мореходы смогли увидеть вдалеке большое рыболовецкое морское судно, обходящее рифы. На протяжении всего дня судно ходило туда-сюда. Такой трал имел большие размеры, что создавало впечатление плавающей базы. И в ночное время, при работе прожекторов, лодка продолжала курсировать. Утром И. Макфадьена разбудил его же напарник, сообщая о том, что трал спустил на водную гладь быстроходное маломерное судно.
Нет ничего удивительного в том, что яхтсмен был этим случаем встревожен, поскольку у команды не было какого-либо оружия, а корсары в тех акваториях – довольно-таки частое явление. Он четко понимал, что при наличии оружия у разбойников, то экипаж Макфадьена попросту пропал. К счастью, они не являлись морскими разбойниками. Катер совершил швартовку, после чего рыбаки преподнесли им в дар консервы, ягоды, фрукты и даже джемы. Еще рыбалки поделились 5-ю мешками, наполненных рыбой. Она просто отличная, крупная, разных видов. Яхтсмен и его коллега объяснили, что им все это не съесть, так как их было всего двое. К тому же, у них было места не так много для хранения провизии.
Тогда рыбаки, пожав плечами, предложили улов выбросить за борт. Также они поведали о том, что это всего лишь незначительная часть каждодневного улова. Им необходим был исключительно тунец, а другие породы рыб попросту уничтожали и выкидывали.
И тут в какой-то момент Иван почувствовал, что у него как будто что-то обрушилось. Тот трал – это один из многочисленных судов, совершающих подобную деятельность.
Нет ничего удивительного в том, что все живое практически исчезло. Ловить на удочку было фактически нечего.
Следующий путь странствия пролегал из Осаки до Сан-Франциско. Практически на всем протяжении путешествия к опустошению прибавилось еще и ощущение ужаса и страха. Когда команда покинула японские берега, то на первый взгляд казалось, что океан лишен какой-либо жизни.
Как сообщил яхтсмен, он с коллегами не видел практически ничего. Единственное, что они повидали на своем пути, так это кита, у которого было что-то на голове, напоминающее опухоль.
Это достаточно отвратительное зрелище. За всю свою жизнь яхтсмен обошел достаточно большое количество миль и привык к тому, что на его пути встречаются акулы, дельфины, черепахи и прочие морские обитатели или птицы. Но в этот раз, на маршруте длиной в 3000 миль, он не увидел ни одного признака жизни.
Грязный океан
Где еще некоторое время назад кипела жизнь, отныне плавали отходы в огромном количестве. Часть из которого является последствием цунами, которое обрушилось на Японию несколько лет тому назад. Волна охватила прибрежье, после чего подхватила гору мусора и унесла назад в море.
Брат Ивана, Гленн, присоединился к нему на Гавайях для того, чтобы последовать в США. Он был поражен увиденным. Его потрясло огромнейшее количество пластиковых буев, огромнейшие сети из синтетичного троса.
Таким образом, акватория была покрыта полистирольными кусочками, а также нефтяной пленкой.
Также посреди моря можно увидеть колоссальное количество деревянных электростолбов, искорененных смертоносной волной.
Как вспоминает Иван, то ранее в безветренную погоду можно легко было завести мотор. Сейчас же боишься это сделать из-за того, что переплетение проводов с бечевками могут попасть на винт. Тем не менее, команда решалась его завести, но не в ночное время, при этом внимательно наблюдая за отходами с носовой части.
К северу от о. Гавайи с носовой части судна было прекрасно видно даже через толщину воды. Яхтсмен смог увидеть, что отходы были как на водной поверхности, так и на глубине. Размеры отходов были самые разнообразные: от простых пластмассовых бутылей до обломков, габариты которых достигали параметров грузовика. В водах океана виднелась заводская труба, к которой было что-то подведено, по виду напоминающее котел. Также команда видела некий контейнер, который покачивался на волнах. Ввиду этого, мореплавателям пришлось лавировать, при этом чувствовали, что плывут по свалке. Было отчетливо слышно, как остов ударялся об плавающие отходы, и мореходы реально опасались наткнуться на что-то более крупномасштабное. Таким образом, остов получил множество вмятин и других повреждений от воздействия отходов и осколков.
Пластик был везде: в бутылках, игрушках, совках, а также прочей кухонной утвари.
Но было что-то еще. Желтая расцветка судна, за много лет не выгоревшая ни от солнечных лучей, ни от воздействия морской воды, вступила в активную реакцию с каким-то веществом, которое присутствует в японской акватории, странным и каким-то образом потеряв свою былую красоту.
Попытки изменить ситуацию
После возвращения в Ньюкастл, И. Макфадьен до сих пор приходит в себя, стараясь оправиться от сильного потрясения, которое пережил во время вояжа. Он сообщил, что океан полностью опустошен, при этом с трудом веря сам.
Понимая всю актуальность и глобализацию проблемы, понимая то, что ни власть, ни какая-либо организация, скорее всего не заинтересованы в ее разрешении. И он активно ищет выход из сложившейся ситуации. У него в планах хоть как-то повлиять на министров.
Первым делом он принял решение обратиться к администрации австралийской организации мореходов в попытке привлечь судовладельцев к межнациональному волонтерскому сообществу и, таким образом, отслеживая ситуацию путем контроля мусора.
Яхтсмен подключился к данному движению во время пребывания в ЕС, отреагировав на обращение ученых о контролировании отходов путем собрания проб и ведения отчетности.
Макфадьен также обратился за помощью к ученым касательно вопроса о том, чтобы отправить флот для проведения уборочных работ в акватории. Однако те сообщили о том, что по их подсчетам, урон, который будет нанесен окружающей среде в результате сжигания горючего на аналогичной уборке, будет достаточно большим.
Проще всего оставить все как есть.