Арест судна, в большинстве случаев, является правом, а не вопросом принятия должностным лицом решения по своему усмотрению после того, как истец удовлетворил свой иск по отношению наложения запрещения на судно и груз и ордера на арест. Можно (хотя такое происходит нечасто) потребовать возмещения убытков за незаконный арест, путём апелляции к преступным намерениям или грубой халатности.
Обвиняемые могут оспаривать юрисдикцию суда для вынесения решения по иску, но только после ареста, и, даже если им это удастся, суд имеет право настаивать на обеспечении выполнения поручительства, если иск может быть подан только в каком-либо другом национальном форуме за рубежом.
Юрисдикция в отношении ареста сохраняется даже в том случае, если обвиняемые подпадают под действие Брюссельской конвенции (см. Далее), хотя существуют специальные меры предосторожности, которые истец должен принять в этом случае.
Право на арест требует наличия связи между судном и ответчиками в момент предъявления иска и направления претензии. Если в период между инцидентом и предъявлением иска права собственности изменились, то, возможно, у него может не быть полномочий на арест, хотя возможен арест судна, принадлежащего тому же владельцу.
Процедура ареста
Исковая форма должна быть оформлена в претензии (см. судопроизводство по вещному иску). По каждому иску может быть арестовано только одно судно, но в исковой форме может быть названо несколько судов. Истец, желающий арестовать судно, должен также выдать ордер на арест, который направляется по факсу судебному исполнителю по морским делам в Верховный суд в Лондоне. Исполнитель следит за правильностью оформления документов и наличия веских оснований для процедуры ареста, а затем местным таможенным и акцизным органам, в юрисдикции которых находится судно, предписывается арестовать судно. Исполнитель также отправляет по факсу таможенную информацию о разбирательстве и сторонах, подтверждая указания (заметка о действиях). Эта записка предписывает арестовать по прибытию, если судно еще не прибыло. Корабль физически арестован по указаниям заметки о действиях, предпринятых к судну (обычно в исковой форме). Изъятие судовых документов, ключей или иных способов обеспечения того, чтобы судно не выходило в море, осуществляется сотрудником таможни на месте происшествия. Судно может быть освобождено через адвоката заявителя.
Брюссельская конвенция и арест
Арест судна основан на юрисдикции, предоставляемой службой на судне. Это противоречит принципу постоянного местожительства в Брюссельской конвенции. Тем не менее, статья 57 Конвенции предусматривает, что она вступает в силу в соответствии с другими международными конвенциями, регулирующими юрисдикцию, включая Конвенцию об аресте. Она действует только в случае ареста судна. Вопрос о немедленном разбирательстве не предусматривает действия вне Брюссельской конвенции.