Вступление
В настоящее время в соответствии с английским законодательством не существует никаких юридических обязательств по страхованию судов. Однако некоторые страны (например, Австралия) рассматривают вопрос об обязательном его введении. Тем не менее, в Великобритании операторы судов и яхт обязаны застраховать свою ответственность в качестве работодателей, чтобы обеспечить компенсацию своим работникам в результате производственных травм.
При страховании яхт некоторые государства требуют обязательного страхования яхт в пользу третьей стороны (например, Испания и Греция недавно ввели это требование). Кроме того, в Великобритании многие яхт-клубы, судоходные компании и финансовые учреждения требуют, чтобы как минимум было оформлено страхование в пользу третьей стороны.
Договоры морского страхования, заключенные в Великобритании, определяются Законом о морском страховании 1906 года. Фактически, поскольку большая часть мирового морского страхования размещается в Великобритании на лондонском страховом рынке (например, Ллойд), многие полисы, связанные с морским страхованием, в конечном итоге регулируются этим Законом. Закон о морском страховании признает два типа полиса, а именно: временный (на определенный период времени) и рейсовый (на время конкретного морского путешествия), и гарантирует, что договор заключается, когда страховщики принимают предложение страхователя, даже если на тот момент фактический полис ещё не был выдан.
Договор морского страхования регулируется обычным договорным правом, но изменяется в соответствии с особыми принципами, присущими таким соглашениям. Таким образом, существует юридически закрепленное соглашение, называемое Страховым полисом, по которому страховщик, андеррайтер соглашается возместить застрахованному владельцу яхты, например, любой страховой риск (убыток), покрываемый условиями полиса. В этом случае рассматриваемая яхта была бы страховым интересом. Как и в любом договоре страхования должен быть страховой интерес, такой как автомобиль или в данном случае, яхта. Если нет судна, то полис не может быть применён, и попытка его применения является преступлением.
Сроки и условия договора страхования имеют принципиальное значение. Эти условия называются Обязательствами. Некоторые обязательства прямо и четко прописаны в полисе (например, покрытие ущерба за причинение вреда третьим лицам), а некоторые условия подразумеваются как часть договора, если конечно они в нём не исключены (например, подразумеваемая гарантия того, что судно будет пригодно к плаванию).
Несоблюдение застрахованным лицом гарантийных обязательств по какой-либо причине может привести к тому, что страховщик уклонится от претензий по договору, что означает, что с момента нарушения гарантийных обязательств судно фактически не имеет страховки. В качестве примера можно привести стандартный яхтенный полис, согласно которому застрахованный должен проявлять должную ответственность при уходе за своей яхтой. Если предъявлено требование, скажем, о повреждении яхты во время стоянки на берегу, и было доказано, что владелец пренебрег яхтой и не обслуживал ее, в зависимости от обстоятельств, выплата по полису может быть отклонена.
Раскрытие
Сторона, запрашивающая страховой полис на судно, строго обязана раскрыть страховщику все, что известно о судне. Морское страхование – это договор, основанный на ‘предельной добросовестности’ и принципе согласованной стоимости. В форме договора обычно запрашивается подробная информация об уплаченной цене и стоимости судна. Любой отказ раскрыть существенные факты, которые страховщик, возможно, мог использовать для рассмотрения полиса и взимания страховой премии, может дать андеррайтеру право уклониться от выполнения своих обязательств, поскольку полис может быть аннулирован страховщиками. Очень важно раскрыть всю значимую информацию и ответить на все вопросы в форме договора, а в случае сомнений касаемо каких-либо пунктов формы, запросить разъяснения у страховщика или брокера. Примером реального случая страхования большой яхты может послужить ситуация, когда владелец заполнил два вопроса в форме договора, с просьбой указать уплаченную цену и рыночную стоимость. Он ответил 500,000 фунтов на каждый вопрос. Несколько месяцев спустя яхта была потеряна в море, и владелец подал иск о возмещении полной стоимости. Следователи по страховым требованиям обнаружили, что на самом деле он заплатил только 250,000 фунтов стерлингов, а затем переоборудовал яхту, хотя на момент страхования у него был отчет об обследовании, подтверждающий рыночную стоимость в 500,000 фунтов стерлингов. Андеррайтеры отказали в удовлетворении иска на том основании, что владелец исказил реальную цену судна.
Указанная владельцем стоимость судна имеет критическое значение. Если станет известно, что владелец преувеличивает стоимость яхты, расцениваться как попытка обмана, и страховщик может аннулировать полис. Иногда владелец намеренно занижает стоимость для того, чтобы заплатить более низкую премию. В таких случаях судно считается недостаточно застрахованным. В таких ситуациях полис будет содержать другую оценку стоимости, известную как страховая сумма, которая представляет собой максимальную сумму, подлежащую выплате в соответствии с этим полисом.
Претензии
Страховщик несет ответственность за любой ущерб, ‘непосредственно причиненный’ застрахованной опасностью. После выплаты страхового возмещения страховщик (андеррайтер) имеет право суброгации (замену одного кредитора или собственника на другого). Этот принцип гарантирует, что после выплаты страхового возмещения от общего ущерба страховщик может получить право собственности на судно или его остатки. В рамках суброгации андеррайтер имеет право предпринять шаги для взыскания денег с третьих лиц, которые были привлечены к ответственности за причиненный ущерб в размере, не превышающем сумму выплаченного возмещения.
Обычно именно андеррайтеры поручают солиситорам добиваться возмещения убытков, если есть разумная перспектива предъявления обоснованного правового требования (например, при проявлении неосторожности после коллизии).
Иногда, например, большая яхта с высокой стоимостью будет застрахована по двум или более полисам с разными страховщиками. В этом случае общая сумма выплат по всем полисам не будет превышать страховую стоимость судна. В соответствии с принципом вклада вовлечённые андеррайтеры будут вносить свою процентную долю страхового возмещения.
Морские страховые потери рассматриваются двумя способами, а именно; полная гибель или частичная утрата. Полная гибель может быть либо Действительной полной гибелью, либо Конструктивной полной гибелью. В первом случае, судно безвозвратно затонуло, а во втором, например, после его спасения, подразумевается, что ремонт судна обойдется дороже, чем оно на самом деле стоило. Частичная утрата – это любая утрата, за исключением полной гибели. Рынок морского страхования рассматривает такие иски как Частные Аварии.
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж