Однажды летом 2010 года Игорь Зарецкий на суперяхте «Гранд» покинул американский берег и направился в «родные Пенаты». Дорога его была длинной, но увлекательной и полной ярких впечатлений.
В конце июня того же года капитан Игорь Зарецкий одержал победу в регате по Атлантике, отправившись в одиночное плавание. Это была легендарная «Джестер Челлендж», когда на час позже него прибыл в Ньюпорт соперник Рори МакДугал. Хотя эта регата гоночной не считалась, дух соперничества царил как в настоящих гоночных состязаниях.
Регата. Начало…
Профессиональный гонщик Зарецкий предпочел выстроить маршрут на север, впервые столкнувшись с водами открытого океана. Это была проверка на выносливость, силу духа, «сталь» характера, технической готовности лодки. Отчасти спортсмен хотел показать, на что способна его стальная «ласточка». Максимально точно придерживаясь курса, яхтсмен боролся с капризами циклонов, беспощадно дувших прямо в лицо. Их скорость достигала скоростных показателей железнодорожных товарняков, направляясь с юго-западного направления в сторону северо-востока.
Успех ждет только сильного и мудрого
Невозможно было обогнуть их, используя попутный ветер с севера, для этого разумнее было бы подняться к исландским широтам. Но Игорь доверял «ласточке», она сумеет вылавировать, ведь «Конрад 25» кэп знал, как свои пять пальцев. Безрассудно не рисковал, подвергая лодку тяжелым испытаниям, ведь его целью был финиш в целости и сохранности. Спортсмен ради этого менял галс, взяв курс на юг. Только единожды природа поставила его в тупик: в шторм дул ветер со скоростью до 50 узлов, волна вставала на дыбы до 7 м., вынуждая яхтсмена ложиться в дрейф под оголенным рангоутом.
Благо, тактику он выбрал подходящую. Ближайшим конкурентом выступал на однокорпуснике Р. Фитцжеральд, отстававший от моряка-лидера на сутки. Хотя лодка соперника была длиннее, а по закону Фруда такие катамараны должны обгонять, двигаясь на большой скорости.
Игорь к яхте относился нежно, оберегая ее от перегрузок, выбирая умеренные режимы плавания. Победа спортсмена из России удивила на финише многих. Причем спортсмен пришел практически без единого повреждения на лодке!
Интересно! Яхтсмены, вышедшие из Плимута, в количестве 24 участников, вынужденно оставили регату. Из них 11 человек ушли на берег из-за поломок, возвратившись в Англию. Сигнал «СОС» поступил с судна Энди Лэйна, потерявшего мачту в шторме. Лодку его пробило, от чего она пошла ко дну.
Моряка спасли мимо проходящие участники.
Рори МакДугал выбрал более тихий путь на южной стороне, потому от лидера отставал на один час. Причиной его успеха стали хорошие знания катамарана, возможности лодки, ведь он уже бывал в кругосветке. К тому же, британец отлично присоседился к русскому гонщику, понимая его тактические ходы изначально. Кстати, у Зарецкого опыта иностранного коллеги не было. Он вообще был новичок, и ему крупно повезло!
Дружба и соперничество
За 7 дней до финишной прямой выросло напряжение в мышцах и мыслях. Рори с Игорем шли практически нос к носу, ощущая друг друга даже на расстоянии. Фактически между ними даже установился молчаливый диалог на невидимых энергетических волнах. Когда Рори получил сведения о местонахождении русского, решил поменять тактику, «поднажав на газ». Однако Фортуна на сей раз поселилась на яхте Зарецкого.
Жесткая конкуренция на финальных этапах на личные отношения не повлияла. Дружбу невозможно прервать из-за гонки. Зарецкий дождался друга и распил с ним бутылку победного шампанского. В регате участвовали еще два спортсмена из России.
Интересные факты о коллегах
Регата стала прорывом в опыте для Михаила Солдатова. Спортсмен выбрал для гонки яхту «Герда» и прибыл в Ньюпорт (где финиш) в начале июля. Маршрут у него был выстроен интересно: он гнал за лидером во все паруса. В скором времени мужчина осознал, что судно плохо переносит лавировку. Повстречав первый же циклон, Михаил в течение 24 часов поменял галсы. Тогда угол лавировки составил 180 градусов. Судно встало, будучи подвергнутым влиянию океанской волны и силе ветра. Михаил также был обеспокоен желанием сберечь такелажные снасти, мачту, едва выдерживавшую нагрузки.
Эти причины сподвигли его спуститься до севера на 42 градусов и двинуть на запад. Метеорологи не спали, постоянно информируя о циклонах, надвигающихся с юга. Гольфстрим он обошел с северной стороны. Тяжелейшим испытанием для капитана стал холод, заставлявший спортсмена не снимать одежду в течение нескольких дней. Из-за качки почти невыполнимой миссией стало приготовление пищи.
Капитан справился с трудностями, придя шестым, преодолев-таки океанические страсти.
Алексей Федорук тоже попробовал себя в регате. Россиянин покинул Плимут самым последним, отстав на целую неделю от гонщиков из-за сложностей на дороге от Великого Новгорода до Британии. Но отважился Алексей выйти на старт, довольно быстро догнав основные силы. Придерживался яхтсмен северной широты, почти дублируя маршрут Зарецкого. Он специально выбрал северный путь, испытывая себя на мужество и стойкость характера. Хотел – природа ему этот шанс подарила с лихвой, вывалив на него гору испытаний, больше, чем лидеру состязаний. Но 17 июля он пришел к финишной марине.
Россиянам приходилось бывать на этом маршруте нечасто. Виктору Языкову (яхта «Лагуна Бритиш Френдли») только удавалось в 1992 г. оказаться в четверке победителей, участвовавших в регате для одиночников. Причиной тому является сложность возврата лодки в РФ после регаты.
Когда и как проводится регата?
Стандартным временем проведения регаты является май, когда навигация только открывается и водная территория довольно комфортная для путешествий. Зимние, осенние штормовые ветра снижают пыл, смягчая характер. Нагрузка от тропических ураганов, только начинающих набирать силу у Мексиканского залива – вполне для лодок приемлемая. Пока еще они толпятся здесь, не успевая добраться до Северной Атлантики. Для того чтобы поспеть к началу гонки, из России нужно выйти за 22 дня, а то и больше. Получается, выходить в море нужно в конце апреля. Но в это время Финский залив еще бывает собственным льдом и покрывается льдами с Ладоги.
Не очень ласково встречает и Балтийское море в первые майские денечки, когда для круизного плавания не лучший момент. Вода и воздух прогреваются до 7 градусов максимум. Потому для россиян особенно сложно добираться до британских берегов, непросто переплывать Атлантику.
Гонщики в далеком 2010-м преодолевали это расстояние, выбирая разные методы.
Как добраться до старта – главная проблема
Солдатову повезло чуть больше: в отличие от других россиян он находился ближе к стартовой линии, пребывая во Франции в г. Брест. Ему нужно было преодолеть Ла-Манш.
Зарецкий прибыл, доставив судно в калининградский порт на прицепе автомобиля. Оттуда ему помогли друзья добраться до стартовой площадки. Федоруку было сложнее всех приехать с новгородских земель. Спортсмен, как положено, вышел в последние дни апреля, потеряв много времени в борьбе с балтийскими штормами и грозным характером Северного моря. Причем он прошел такую же дистанцию, как на гонке. Усложняло положение дел береговое течение, где ходят суда, что требовало от спортсмена особенно высокого разряда напряжения физического и морального.
Практически погода не давала шанса вздремнуть в каюте капитана, приходилось пристально следить за обстановкой вокруг. К тому же, сложно избежать неполадок, двигаясь к заморским берегам. Порой даже чинить приходиться «на бегу» и двигаться дальше без остановки. Иностранцы-яхтсмены по сравнению с российскими коллегами оказываются в более выгодном положении: яхты целы, сами здоровы и не перенапряжены.
До Питера расстояние из Ньюпорта составляет 5 тысяч миль. Приличный отрезок практически равен четвертой части кругосветного плавания по экваториальной зоне. До Англии добираться еще более-менее комфортно, лодка подгоняется течением, ветер помогает, хоть и балует иногда неожиданностями. Но этого нельзя сказать в отношении пути от Англии до Питера через Ла-Манш, балтийскую акваторию и Северное море. Этот путь чреват рисками, наполнен недюжинным напряжением, необходимостью большой концентрации сил, ума.
Получается, россияне не в равных условиях с коллегами из-за рубежа: им приходиться фактически окунаться в половину кругосветного путешествия. Игорь Зарецкий, «человек-пароход» уверенно шел к родному Ярославлю через атлантические невзгоды на яхте «Гранд».
Михаил Солдатов прибыл в Москву, пришвартовав белоснежную стальную красотку в Ньюпорте, оставив отдыхать до будущего сезона. Алексей Федорук остался в этом городе, чтобы преодолеть путь от Англии до Великого Новгорода обратно. Как вспоминает сам победитель эту легендарную регату?
Впечатление от гонки
По мнению Зарецкого, гонка довольно сложная. Хотя бы взять пословицу «Дома и родные стены берегут». Для англичан, французов эта гавань почти родная, знакомая до каждого уголка. Россияне же привыкли ходить на гонку под российскими условиями природы, рассчитывая силы, техническое снаряжение лодки, ее способности. За рубежом же приходится рассчитывать на технические моменты больше, чем на погоду местного климата. Важны умения по чтению факсимильных карт, на что уходит драгоценное время.
Пока яхтсмен читал карту, порой творилось неладное за бортом, нужно было подстроиться, мгновенно среагировать и сделать это правильно.
Мечты…
Яхтсмен давно мечтал об участии в такой гонке. Для него поначалу важным моментом было само участие. В гонку как конкурентную борьбу он включился на третьем этапе. Тогда жюри объявило, что Зарецкий следует за Роджером. Кстати, и соперники, услышав эту новость, тоже включились в соревнования, решив обогнать соперников. Появился запал, азарт в глазах. Пересечение Атлантики стало целью, желанием показать себя, добиться главного. Позже англичане хвалили россиянина за выбранную тактику.
Почему не на юг?
Сильные шторма навстречу не пугали россиянина. Правда, сомнения взяли однажды верх, но он вовремя остановился и выбрал северное направление. Дело в регатнике: лодка настроена на лавировки, практически «заточена» под встречу со шквалистыми ветрами: плавник расположен глубоко. Выбрав полный курс, яхтсмен не смог бы обогнать Рори. У того были все шансы «объехать» лидера. Но поскольку северный путь короче, в этом российский спортсмен выиграл. Разумеется, без сомнений не обошлось, хотя тактика себя оправдала.
Рори пришел на час позже, но обрадовался за друга. Он пригласил на лодку россиянина, вместе выпили шампанского. Капитан рассказал, как волновалась за него жена. Она даже позвонила, подбодрила мужа, попросила поднажать. Однако иностранец чувствовал себя обессиленным, решив уступить Зарецкому. Туго российскому спортсмену пришлось с Натнакетом с его крутым фарватером из мелководья и камешков. В этом месте никак спать нельзя. Лодка курсирует между бурунами. Поклонников яхтинга и журналистов волновал вопрос, как город встречал российского яхтсмена.
Ньюпорт – отличный город
Зарецкого принимали хорошо, встречал его клубный командор. Он снабдил уставшего моряка пивом, подкинул папиросы. После гонки шкипер пригласил на борт корабля остальных участников. Каждый вечер его звали в гости отметить победу в баре. Когда рейсовые переживания остаются позади, шкипер печет лепешки, готовит еду, осваивает территорию. Был момент, когда в походе в магазин встретил двух русскоговорящих девчат. От городской инфраструктуры он в восторге. Вечерком посетил ресторанчик, отыскал магазин, где продается вкусная курица. Подкрепление для яхтсмена – важное дело, ресурс.
Что дальше?
Шкипер-победитель решил дождаться Федорука и Солдатова. Затем его целью был обратный маршрут через Азоры с «забегом» в Англию на два-три дня и к дому родному. Необходимо дождаться старпома, с которым яхтсмен рассчитывал починить судно в некоторых местах.
Скучать в пути не приходится, всегда найдется занятие даже ночью. Однако греет душу, что обратный путь проходить можно со старпомом, которого ожидал Зарецкий. Путешествие далось нелегко, тоска по семье порой подкатывала комом к горлу.
Лежать на диване, поглаживая кота – занятие приятное, ненадолго захватывающее душу капитана, скучающего на берегу по морям-океанам.
А может уплыть домой!
Несмотря на сомнения, роящиеся в голове каждого шкипера во время плавания, особенно гоночного, мысль бросить дело не посещала. На первых порах хотелось все бросить, забыть о гонках, повернуть домой посреди пути. Постепенно страхи ушли, на смену этим чувствам приходит приятная усталость.
Постоянная связь с береговой службой является мощной поддержкой на маршруте. Встречать волны один на один – нелегкая затея. Нужно уметь управлять лодкой, заставляя мозг работать 24 часа в сутки. Подбадривают телефонные звонки друзей из Ярославля, Новгорода, от семьи. Огромное количество человек, оставшихся на берегу, «болело» за капитана. Неплохую моральную помощь оказывали коллеги по лодкам, оказавшиеся на поле соперников в этот момент. Конкуренция на воде в яхтенном мире всегда здоровая. Пройдя шторма вместе, спортсмены сплачиваются, обретая дружеские отношения.
Некоторые спортсмены подсказывают новичкам, как лучше поступить. К их мнению стоит прислушиваться, ведь вода не любит шуток, пренебрежения умными советами. Поддержка ощущалась мощная.
Поломки – рецепты шкиперов
Неполадки на маршруте случаются. К ним необходимо приготовиться заранее. Высокий уровень влажности приводит к дефектам яхты. Причем не страшно, если откажут приборы. Благодаря дублированию приборов, удается совладать с ситуацией. Самое страшное – сломавшаяся зарядка, заставляющая поволноваться. Пришлось побывать в роли монтера, отрезав испорченный кусок, соединив остаток с другим кусочком от старого провода. В дальнейшем поломок с зарядкой не происходило.
Серьезным подспорьем послужили факсимильные сообщения, поступавшие на борт с немецкой и английской стороны. Сообщения содержали важнейшие сведения о погодных параметрах. С чтением этих сведений проблем не возникало. Сложности подстерегали с прочтением американской информации. Разобраться с программой показалось сложной задачей.
На помощь пришел Михаил Федюшин, подсказывая, поддерживая практическими советами. Приближаясь к финальной черте, шкипер смог окончательно обрисовать для себя картину за бортом и перспективы. Выгодной тропой оказались циклоны, хотя с множеством преград. Становилось все интереснее!
В любом случае нельзя упускать шанса, очутившись посередине Атлантического океана, «свалиться» на юг.
Про оборудование
Бессмысленно отправляться на маршрут без качественного снаряжения. Яхтенная экипировка играет решающую роль, выступая помощником шкиперу. Всегда имеет значение качество прохода пути. Новосибирские блоки могут выручить, но надолго ли. Потому важно нацелиться на серьезность маршрута. Зарецкий выбрал титановые карабины, хотя и они не выдержали суровость галсового угла генуи. В целом лодочка не подвела, ломалась редко и несерьезно. Отлично проявили себя карабины Lewmar, ставшие альтернативой сломанным деталям.
Дорогое удовольствие – готовить белоснежную красавицу к выходу в море. Здесь снова рецепт успеха кроется в дружбе. Зарецкий давно дружит с руководителем молодежного сообщества Нерехты (городок в Костромской области) Олегом Геннадьевичем Яковлевым. Этот человек во многом содействовал участию Зарецкого в регате, предварительно беря его с собой на регаты по греческим водам.
Прибывая на территорию Греции, мужчины арендуют суперяхту вместе с 5-6 ребятами из Центра. Подростки лет 12 отправляются в вояж, показывая мастер-классы, гоняются с большим удовольствием на 50-ти футовой лодке. Финансовую сторону руководитель берет на себя.
При этом директор Центра сам приехал в гости к яхтсмену, когда тот начал заниматься судовым ремонтом, предложив участие в регате. Результатом ремонтных работ должен был стать допуск к регате в Америке. Этот человек вложил деньги в ремонт, да еще и на старт приехал поболеть за друга. Олег Яковлев скромный человек, не настаивает, даже не заикается о рекламе Центра. Даже название его клуба на лодку не дал приклеить.