Эта женщина-легенда однозначно войдет в историю яхтинга как самая выносливая и целеустремленная. Отважная любительница парусных ветров, чувства свободы под небом голубым Ирина Грачева участвовала в «Мини-Transat», прекрасно проявив лучшие качества характера и спортивного духа. Россиянке первой среди соотечественниц, занятых в этой гонке, удалось пройти одиночную гонку. Она оставила проекты на работе и с головой окунулась в гонку, к которой долго и упорно готовилась. Как реализовывалась ее мечта?
На пути к мечте – о стратегиях и планах
По мнению Ирины, можно было бы поддать жару и еще смелее выступить. Представительница прекрасного пола решительно выбрала курс к югу, но теперь через призму пройденного этапа женщина пришла к выводу: можно было еще южнее взять руль. Хотя, если смотреть со стороны конкурентов, то позицию спортсменка выбрала правильную. Секрет яхтсменки заключается в том, что пройдя южный галс, в последний момент она делает поворот. План – идти южнее пятна безветрия, как и все яхтсмены планировали сделать. Но только насколько южнее выберут курс пассаты, было неизвестно.
Сначала ей пришлось спуститься до 12-й широты. Вначале прогнозы складывались лучшим образом. Метеорологи пообещали, что ветер будет устойчивым со скоростью в 18 узлов. Путешествие на юг заняло сутки. Неожиданно метеорология прислала другой прогноз: ветер должен был умерить пыл до 12 узлов. В этот период было пришлось психологически подстраиваться под ситуацию, ведь нужно было отыскать обещанный ветер, и для этого яхтсменке пришлось проделать длиннющий галс на флоте. Однако другого решения тут не предвиделось, поскольку с севера по курсу обещали пройдет линия высокого давления. Это сулило установление безветренной погоды. На север нельзя, ведь штиль означал, что пора складывать крылья гонки.
Ирина Леонидовна приблизилась к югу, потому и решила углубиться еще южнее. В итоге спортсменка, держась южного направления, сталкивалась с конкурентами, шедшими с севера. Но пассаты миновали южную часть, вопреки прогнозам.
При их формировании и стабилизации, знающему шкиперу такое положение дел было бы на руку.
Испытания для лодки
Обычно океан суров к лодкам, но судно Ирины выдержало тест-драйв. Драм на воде не случалось, за исключением отключения привода от квадранта. Резьба повредилась в месте фиксации, шкиперу пришлось закрепить болт с помощью дайнемы. Зафиксировать накрепко не удалось, участок получился полужестким, приведя к потере высокой точности управления лодкой. Дайнема перетиралась, приходилось уделять этому участку пристальное внимание.
Возникли сложности в отношении саргассов. Ирина уходила под воду для очистки киля от водной растительности. Киль причем пришлось очищать вручную либо пришлось бы заставить судно дать задний ход. Когда ветер немного усмирял норов, Ирина ныряла, ложась в дрейф. Ветер усиливал характер, тогда женщина ставила катер в левентик, заранее установив спинакер, выбрав задний ход. Дайвинг новичкам всегда кажется штукой сложной. Но для опытного шкипера страх неведом. Грачева признается, что знает коллег, опасающихся оставить судно посреди океана и нырнуть под воду. Объясняется этот страх возможностью дрейфовать даже при скорости в 3 узла. Разумеется, нужно пристегиваться к лодке, иначе вплавь ее сложно будет догнать. Грачева привязывала канатом себя за руку, выбросив конец через корму.
Интересные моменты регаты
Для Грачевой регата показалась довольно спокойной. Но больше всего она вспоминает тактики, примененные при прохождении этого направления. Ей удалось довести их до ума, благополучно достигнув 12-й широты. Спускаться легче, ведь грело предвкушение лучших условий. Коллеги, выбравшие курс на юг, с трудом добивались прогресса. Находиться в паре метров от финиша и не суметь к нему приблизиться тяжелее больше в моральном плане. Глядя на трекер, яхтсменка полагала, что отстает, находясь примерно на 17 месте позади коллег. Грачева подстегивала себя, отыскивая правильные методы для обгона.
Подходя к Гваделупе, Грачева лишний раз решилась подстраховаться. Хотя в этом особой необходимости не было. Яхтсменка опасалась поломки, как это произошло в прошлой гонке «Мини-Трансат». Наученная горьким опытом, шкипер часто и рано меняла паруса, как только ветер усиливался. Только такая тактика негативно отражалась на скоростных показателях. Шквал усиливался, в среднем, ветер доходил до 12-15 узлов. Грачева установила большой спинакер и, ожидая усиления, заблаговременно меняла его. Но ветер проявил благосклонность, не выдавая более 20 узлов. Эти параметры можно проходить без замены спинакера. В итоге это бы придало сил, сэкономило время.
Другие гонщики боролись с более высокими уровнями ветровой нагрузки – в 35 узлов. Малейшая ошибка Грачевой привела б к потере спинакера. Шквалы обошли ее судно стороной. Хотя грозились, и оттого на душе делалось скверно: в небе тучи сгущались, шла буря, казалось, напрямик к лодке. Только какие-то ангелы проносили всю эту тяготу поверх судна Грачевой. Интересно, что шквалистые ветра прошли полосами. Благо, яхтсменка в такие черные полосы не попадала. К примеру, Себастиан находился в 6 милях от Грачевой, выбрав спокойную тактику прохождения этого отрезка дистанции. Грачева же меняла спинакер, теряя силы. Последняя ночь перед финалом яхтсменка слишком много времени потратила впустую, возясь со спинакерами для встречи шквалов. Но те пришли пустыми и не такими страшными.
Вдобавок киль словил саргассы. Яхтсменка повредила колено, отчего начался воспалительный процесс. Придя на финиш, она сразу отправилась в травмпункт. Последние 24 часа на дистанции выдались крайне тяжелыми для шкипера-женщины из-за травмы. Чувствовалась усталость, донимало разболевшееся колено. Себастиан продвинулся вперед.
Шансы на медаль
Конкуренция в регате была жесткой, но Ирина выступала, уверенная в собственных силах. Лодки шли стремительно вперед, к примеру, лодки Пьера и Фабио. Парни верно выбирали скорости, прикладывали к этому стратегические подходы. При ветре до 12 узлов катер Грачевой и конкурентов ведут себя аналогичным образом на воде. В регате ниже этой отметки и не было ветра. Предстояло правильно выбрать тактику, ориентироваться на соперников, и яхтсменка не заметила у них грубых ошибок.
Все шли ровно, просто одни участники поворачивали раньше, другие приходили к этой отметке немного позднее.
Как выбрать оптимальное время – каждый решает самостоятельно. Доскональных сведений о ветровых нагрузках яхтсмены не получают. В связи с этим невозможно со 100% вероятностью утверждать, что тут вот спортсмен правильно повернул, а там стормозил с поворотом. Хотя разница в полчаса приводит к суточному отрыву лодок от финальной черты. Подобные ситуации – не новость. Стратегически у шкиперов выработан определенный подход к регатам. Ирина Грачева довольна результатом своих действий.
Достойные соперники
Чей результат показался неожиданным? Такой вопрос часто звучит от журналистов гонщикам-победителям. Для Ирины таким человеком стал Арно Бистон. Коллега выбрал старенький модернизированный фрегат. Удивил также Себастиан Пебелье. В былые времена этот спортсмен удивлял тактиками, и, в общем-то, неудивительны его нынешние результаты. Перед гонкой он убрал у лодки носовую часть, придав ему плоскую форму. Это решение для Трансатлантической гонки стало выгодным, ведь судно обрело динамический характер. По словам Себастиана, лодка стала менее чувствительной к воде, забирая на борт не так много волн. Итог – хороший результат на финише. Грачева также рада успеху Фабио. Тот выступил успешно, хотя ему пришлось бороться с собой, собственными сомнениями.
Сама Грачева опасалась довести до поломки судно и его детали. Она не хотела подвергать яхту риску. После первого этапа ее положение в турнирной таблице не располагало к неоправданному риску. Имея запас в четверо суток, Грачева продумывала каждый шаг, чтобы удержаться от ошибок. Хотя после половины гонки ей вполне удалось бы обогнать соперников, если бы не подстраховки. Для восстановления сил нужно хорошо питаться.
Надо подкрепиться!
До старта всегда обсуждаются вопросы провизии. Грачевой удалось прийти на финиш с запасом еды. Из-за жары голода не ощущалось, потому запасы оставались. Хотя провизия добавляла лодке существенного веса. Но об этом думать было некогда, да и оборудование, инструменты немало весят. Грачева запасается на берегу инструментами для устранения дефектов, возникших во время похода. Так ей удается избежать страха затормозить из-за малейшей неисправности. В последующие гонки она намерена не отходить от выбранной тактики насчет провизии. Что после гонки, о чем мечтает гонщица?
Разборки с жизнью
Последние два года гонщицу мама не видела. Женщина живет в Санкт-Петербурге одна, и яхтсменка очень соскучилась. Кроме того, официально гонщица устроена в компании «Норд Консалтинг» и, уходя в регату, отдала часть проектов коллегам по цеху. Теперь ей нужно вернуться к проектам, привести жизнь в порядок. Ирина порядком соскучилась по обычному ритму жизни.
Участвуя в регатах, яхтсмены отходят от житейских проблем, оставляют семьи, устремляясь вперед навстречу новому «Я». В результате приходиться буквально выпасть из ритма, подчинив свои планы одной миссии – достичь финиша на воде, познав себя. Море забирает всего человека целиком, поглощая его рутину, тяжелые мысли, происходит «перезагрузка».
Даже стричься приходиться самой, достав из косметички маникюрные ножницы.
Но ведь женщине нужен отдых, там за кормой осталась жизнь, друзья, семья, работа! Так что после финиша, вполне удовлетворенная собой, теперь гонщица всецело отдастся бремени житейскому в любимом мегаполисе. Планов, связанных с регатами, женщина не питает, ведь еще в нынешнем проекте не поставлена окончательная точка. Пока ставится запятая, ведь лодку еще нужно отправить к французским берегам. Во Франции судно передается новому капитану. До апреля Ирина Грачева наметила определенные планы по части медиа. Теперь ей хочется участвовать в более крупных проектах на лодках-гигантах. Правда, пока нужно изыскивать ресурсы, продумать масштабы, привлечь партнеров, спонсорскую поддержку, без которой ни одна гонка не обходится.
Уставшая гонщица не разочарована в Трансатлантической регате, ей удалось завершить гонку без поломок. Поначалу гонщица претендовала лишь попасть в пятерку лидеров. Но судьба оказалась более благосклонной, дав прийти ей четвертой. Приятно, что из России Грачева стала первой яхтсменкой, прошедшей Трансатлантическую регату.