Карантин и противовирусные ограничения превратили конец этого водного сезона в настоящую катастрофу для всего парусного спорта, сильно потрепав его чартерный сегмент. Перекрытые авиалинии и полная изоляция многих стран от внешнего мира привели к чудовищному падению доходов в этом направлении яхтенного бизнеса.
Яхтсмен Святослав Детинкин, владеющий чартерным агентством FairySail, согласился поделиться с нами своим видением этой ситуации.
С его точки зрения, спрос на определенный тип услуг фактически не может ослабеть: он, словно ветер, просто меняет направление своего движения и реализуется в смежных сферах. Так, например, текущее финансовое падение международных чартеров стало звездным часом для их национальных конкурентов. Спрос на парусный чартер в густонаселенных областях неуклонно растет. Наблюдается его взлет и в традиционных для отдыха регионах: Крыму, Краснодарском крае, Дальнем Востоке и даже на побережье Белого моря.
Взгляд эксперта
Святослав также заметил, что пандемия, при правильном подходе, вполне может дать мощный толчок в развитии всему отечественному яхтенному бизнесу, и породить множество новых компаний, стоянок и яхт-клубов.
Главной сложностью на сегодняшний день остаются сомнения со стороны крупных инвесторов: индустрия морского отдыха зачастую рассматривается ими как совершенно бесперспективная сфера, в рамках ситуации, сложившейся из-за эпидемии.
Однако, в качестве главной проблемы отечественного парусного чартера, Святослав рассматривает отнюдь не козни инвесторов: из-за климатических особенностей, в России банально слишком короткий водный сезон. Даже при самом удачном раскладе, он включает в себя только период с апреля по октябрь, а в особо неудачный год может и вовсе закончиться буквально с началом осени. Еще одним препятствием на пути чартерных бизнесменов выступает уровень доступности береговой линии. Несмотря на размеры великой и необъятной, все побережья ее более-менее развитых регионов сплошь утыканы частной застройкой и военными объектами. А то немногое, что еще не успели «экспроприировать», обладает настолько неадекватно высокими ценами за аренду, что сразу же обречет на провал любое предприятие.
Наиболее востребованными в данный момент являются недельные чартерные круизы по акватории Черного моря. В самый разгар сезона на маршрут выходит более пяти десятков яхт за неделю. Круизы-однодневки и выходы на спортивных судах распространены значительно более широко: география их маршрутов охватывает как Балтийское море, так и приморские регионы Дальнего Востока. На них также нередко ходят по водохранилищам и большим озерам, которыми наша обладает в огромном количестве.
Ситуация в мире
А вот по «внешнему» чартеру связанные с коронавирусом ограничения ударили гораздо больнее. Как рассказал нам Святослав, после закрытия границ большей части приморских государств, единственным удобоваримым вариантом для таких круизов осталась Турция, все еще допускающая отдых на яхтах и проведение соревнований в своих территориальных водах. Общее «проседание» рынка можно оценить примерно в пятьдесят процентов, что является совершенно чудовищной цифрой. На восстановление разрушенной кризисом сферы могут потребоваться долгие годы.
Глава FairySail откровенно посмеялся над нашим вопрос о наиболее популярных на данный момент направлениях чартера. С его слов, большинство клиентов спрашивали его не о том, куда они смогут доплыть, а о том, смогут ли они добраться домой из конечной точки маршрута.
Так как большая часть авиалиний все еще заморожена, доступными для адекватного проведения чартера остаются только некоторые регионы Азии, Индонезии, Карибов, и, конечно, вышеупомянутой Турции.
Как ни странно, цены в результате столь болезненного падения продаж в данной сфере фактически не изменились. Чартеры до точек, откуда можно вернуться самолетом, и так отлично продаются, а путешествия в места с закрытым авиасообщением и даром никому не сдались. Крупные яхтенные концерны пока что еще держаться, хотя никто не исключает и череды банкротств по весне, когда будут подведены финансовые итоги года. А вот мелкие компании начали «отлетать» почти сразу, не выдержав резкого падения продаж.
Концепция «клиент всегда прав» в таких тяжелых условиях тоже подверглась испытанию на прочность. Про какую лояльность к заказчику можно говорить, когда персонал твоего флота сидит на обещаниях зарплаты, а об этих самых заказчиках – ни слуху, ни духу? Некоторые компании все же пытались следовать этому правилу, предлагая уже забронировавшим чартер людям переносы на следующий год или возврат средств в виде карты, позволяющей приобрести круиз в будущем.
Тут больше всего повезло людям, которые заказывали поездку у крупных компаний, так как более мелкие фирмы ничем не могли возместить своим заказчикам понесенный ущерб. FairySail в этом плане повезло: большинство клиентов Святослава стоически приняли сообщения об отмене запланированных рейсов, либо просто отменив их, либо приняв компенсацию в виде ваучера.
Прогнозы на будущее
Ситуация с авансами и бронью круизов на следующий сезон тоже складывается не лучшим образом. Никто не знает, когда и где подложит новую подлянку эта пандемия, поэтому подавляющее большинство клиентов не хотят приобретать «кота в мешке», оплачивая путешествие, которое вполне может и не состояться. Самые смелые заказывают круизы на более-менее стабильные в плане яхтинга регионы: Карибские острова, Сейшелы и Мальдивы. Разумеется, не обходится и без Турции. Также неожиданно возрос интерес к чартерам по побережью Черногории, до этого являвшихся довольно бюджетным и простеньким вариантом.
Для минимизации убытков из-за пандемии предприниматели прибегают к самым различным мерам. Многие, как водится, бросаются сокращать свой штат, отправляя сотрудников в «неоплачиваемые отпуска». Кое-кто вступает в переговоры с банками и гаванями, пытаясь добиться более выгодных условий сотрудничества и покрыть, таким образом, появившиеся издержки.
Абсолютно все компании резко уменьшили количество и качество проводимых рекламных акций, а кое-кто даже пытается заручиться государственной поддержкой, лишь бы остаться на плаву.
Святослав считает, что никаких кардинальных изменений текущий кризис в чартерную индустрию не принесет. Он не настолько тяжелый, чтобы раздавить ее полностью, и недостаточно продолжительный, чтобы подтолкнуть предпринимателей к реорганизации уже налаженных ранее бизнес-процессов. Единственным мало-мальски серьезным изменением станет монополизация некоторых участков рынка, так как более крупные фирмы выкупят часть своих обанкротившихся мелких собратьев.
К сожалению, общественные яхтенные организации фактически не принимают участия в поддержке отечественной чартерной отрасли. Так как немалая их часть сплошь состоит из людей, которые занимаются парусным спортом из любви к нему, а не ради денег, найти точки соприкосновения и выработать совместную программу антикризисных мер становиться фактически невозможно. Наиболее крупным ассоциациям вообще наплевать на беды простых людей, они были и остаются невероятно далекими от реальной общественной жизни. О каком-либо взаимодействии может идти речь только тогда, когда интересы бизнесменов совпадают с интересами представителей этих объединений, а происходит это невероятно редко.