Пройдя первый этап парусной регаты Volvo Ocean Race, участники соревнования, также как и организаторы не знали что их ждет дальше. Раньше такое уже бывало, когда яхтсмены опасаясь нападения пиратов не проходили маршрут полностью, а в каком-то определенном месте суда ставили на транспортный корабль с тем, чтобы перевезти в безопасные воды.
Действительно и в наши дни процветает пиратство. А маленькие суда для пиратов являются легкой добычей. Большие корабли оснащены вооруженной охраной на случай нападения. Кроме того, считается, что владельцы яхт люди состоятельные, способные заплатить выкуп. Небольшая группа американских яхтсменов, отправившись в путешествие, была атакована пиратами. Их судно носило название «Квест», путешествие для них превратилось в настоящий квест. Властям пришлось отправить авианосец и три военных корабля для спасения людей. С большим трудом удалось отбить пиратскую атаку и освободить заложников, которые требовали огромный выкуп. Эта история предостережение спортсменам и просто путешественникам, что на воде небезопасно. Другая, не менее поучительная история произошла с известным яхтсменом, который погиб в схватке с пиратами.
Супружеская пара отдыхавшая на элитном курорте, где они были единственными гостями. Ночью супругов разбудили пираты. Они силой посадили их на свое судно и увезли в неизвестном направлении. Мужчину, пираты убили той же ночью, а его супругу отпустили только через шесть месяцев плена только потому что родственники заплатили огромный выкуп.
Тактическая проблема для экипажа
В настоящее время все иначе, участников спортивных регат ограждают от возможных нападений. Лучше обезопасить спортсменов, чем потом спасать их от нападения бандитов. Безопасное прохождение зоны недалеко от экватора стало важнейшей тактической задачей штурманов перед началом регаты. С той же задачей сталкиваются и капитаны перед началом соревнований, ведь они несут ответственность за всю команду.
Следующий этап, второй по счету, был разбит на четыре составляющие части. Сначала необходимо было стартануть, поборовшись с Агульясовым течением, чтобы пройти в Индийский океан. Можно было воспользоваться западным ветром для этой цели. Далее предстояло повернуть в северном направлении, идти к экватору, попутно найти наиболее надежное место для его пересечения. Потом следовало пройти путь до Персидского залива и двигаться по направлению к Абу-Даби по заливу.
Вероятность нападения пиратов была невысокой, но обезопась участников регаты было необходимо. В то время западная сторона океана была закрыта для спортсменов. Поэтому зайти в закрытую зону они могли.
В целях дополнительной безопасности, в Персидском заливе тоже создали запретную зону, чтобы суда случайно не зашли в воды Иранского государства.
Агульясово теплое течение является весьма неблагоприятным для спортсменов из-за того, что у мыса Игольный происходит его встреча с западными широтами, и его воды смешиваются с холодным течением. Поэтому там водная неразбериха из-за чего у этого места дурная слава как об одном из самых опасных мест на планете Земля.
Если попытаться обойти опасный участок, то это может привести к еще более опасной Агульясовой банке. Разумнее всего идти на юго-восток по рубежу района низкого давления. Потом следует подождать подходящего момента, чтобы повернуть на север. Этот поворот будет решающим. Дальнейший путь до экватора кажется несложным, но в реальности все иначе.
Основной задачей пересечения экватора является поиск нужного «окошка» в зоне штиля. Опыт и логическое мышление утверждают, что этот проход следует искать на западе, но это всего лишь версия, которая не подтверждена фактами. О тех местах, где предстояло проложить свои маршруты участникам соревнований отсутствовали метеоданные по причине отсутствия активного судоходства.
Мнение обозревателей
Было понятно, что лидером станет то судно, которое первым зайдет в Персидский залив, таково было общее мнение специалистов. Только в заливе лидер получит уникальную возможность никого не пропустить, так как там негде маневрировать. Рассматривая вопрос о потенциальном лидере, обозреватели рассуждали так: команда женщин не очень сильна, на роль лидера явно не подходит. Испанская команда также не подходила для лидерства, так как в прошлом соревновании они проиграли, кроме того, в команде случился конфликт. Членам команды не удалось сохранить в тайне этот факт. Сборный экипаж из американских и турецких спортсменов была неопытной, результатами не удивлял.
Поэтому мнения сошлись на том, что лидером станет одна из команд, вышедшая в тройку лидеров на первоначальном этапе. Здесь команда Abu-Dhabi представлялась наиболее сильной еще и потому что ей предстояло финишировать в родном городе. Вывод был однозначен: Abu-Dhabi станет командой-победителем, и случилось именно так. В конце осени судно Abu-Dhabi повернуло на север, для них начался второй участок второго этапа гонки, а позднее тоже самое сделали остальные участники регаты.
Поворот был похож на переправу, которая разделила флотилию участников. Суда взявшие курс на северо-восток были в менее выгодном положении, чем те, которые пошли западнее. Северо-восточный курс пролегал по узенькой границе участка высокого давления. На западном направлении был более удачный ветер. Появились четыре лидера в этой гонке и обозначились. Лидеры уверенно двигались в западном направлении, в этом им помогал попутный ветер.
Три судна, повернувшие на северо-восток двигались в своем направлении, отставая от лидеров.
Конец регаты для Team Vestas
Team Vestas наткнулась ночью на риф, регата для этой команды была закончена. Это происшествие удивляет своей абсурдностью. Судно, предназначенное для гонок и оснащенное по последнему слову техники средствами и системами навигации, на борту которой лучшие яхтсмены, неожиданно сталкивается с единственным рифов на всем маршруте регаты. Тем более, что риф обозначен на всех известных картах.
Яхта шла на скорости пятнадцать узлов. Случилось это вечером субботнего дня неподалеку от Маврикия. Забрать спортсменов смогли только утром следующего дня. Девять членов экипажа всю ночь просидели на судне, наслаждаясь бризом Индийского океана. Благо, что никто не пострадал. А вот лодка серьезно пострадала. В результате столкновения была пробита корма и туда начала затекать вода, оба руля были сломаны.
Однако назвать этот случай беспрецедентным трудно. Такое случается и нередко. Например, в регате 2008-2009 года в Швеции уже на одном из последних этапов судно наскочило на одиночный камень. Причем гонка освещалась в прессе. Момент засняли сотни телекамер и имеется множество фотоснимков этого момента. Команда свою оплошность объяснила так, что до старта по бумажным картам маршрут досконально они не изучали, надеясь на электронные гаджеты, то есть маршрут не был проложен.
Карту в электронном виде не масштабировали, изучали только генеральную версию. На малых масштабах незначительные детали не видны, поэтому не было даже намека на имеющиеся риф. Ребята с энтузиазмом говорят о том, что теперь им будет о чем рассказать внукам. Китайцы объяснили этот факт так, что расположение камней в том месте весьма коварно. Для того, чтобы рассмотреть их на электронной карте, нужно сделать зум именно на них, а для этого надо знать наверняка что они там в принципе есть.
Может, этот случай станет уроком для всех. В первую очередь, участникам регат о том, что нельзя рассчитывать только на электронные приборы, старые добрые бумажные карты куда надежнее. Бумажные карты необходимо изучать перед соревнованием. Во вторую очередь, производителям электронных приборов о том, что нельзя допускать исчезновение опасностей в виде рифов, камней на небольших масштабах. А по существу можно только одно заявить, что выходить в открытую акваторию без предварительной прокладки маршрута является нарушением морской практики. Всегда нужно тщательно изучать бумажную карту, не полагаясь только на гаджеты. Надо продумывать все возможные варианты опасности, которые могут быть.
Штурман всегда должен руководствоваться незыблемыми правилами морского мастерства.
В последнюю неделю осени развернулась жесткая борьба между группой лидеров и группой аутсайдеров. Лидеры с каждой минутой соревнования все дальше и дальше уходили от аутсайдеров, увеличивая разрыв. Команда Mapfre резко повернула на восток, и стала отдаляться от всего флота. Экипаж рассчитывал на попутный ветер, но они просчитались и лодка застряла в штилях. Когда члены команды осознали свою роковую ошибку, то они повернули обратно, чтобы вернуться на прежний курс, но уже было поздно. Тройка лидеров уже далеко ушла по направлению к Персидскому заливу. Они были вне досягаемости отстающих.
То, как завершился второй этап этой парусной регаты, вполне возможно войдет в анналы истории отечественного яхтинга. Гонка стала матч-рейсом для троих. Лидеры вошли в Персидский залив и находились в пределах видимости друг друга. Китайские спортсмены отстали ненамного от определившегося лидера Abu-Dhabi. Долгое время яхты маневрировали, меняясь местами, китайцы смогли ненадолго вырваться вперед. Но, уже перед финишем лидерство приняла команда Dongfeng, но удержать позиции не смогла до самого окончания соревнования.
Финиш
Team Brunel так сильно разогналась в период шквала, что просто вылетела из-за спины соперника, обогнала китайцев, пройдя с подветренной стороны и опередила их на финише на шестнадцать минут. Все это после пяти тысяч миль пути. Ценой победы стало нервное истощение штурмана, он не спал последние сорок восемь часов до финиша. 51-летний Буве Беккинг, капитан команды, принял участие в шести регатах Volvo Ocean Race. Дважды он выигрывал серебро в кругосветных соревнованиях. За глаза команда называет его «индейцем» за то, что у него в запасе всегда есть военные хитрости. В помощники себе Буве взял 52-летнего Эндрю Кейпа, который литрами пьет кофе, чтобы не спать и получить долгожданную победу. Команда Team Brunel состоит из корифеев яхтинга, только двум членам экипажа меньше тридцати лет.
Буве Беккинг – капитан судна-победителя про свой триумф сказал, что ночью им улыбнулась удача в виде попутного ветра и поэтому им удалось проскользнуть под самым носом у китайцев. По утру они развили большую скорость, у соперников скорость была меньше. Так победа досталась команде Team Brunel. Разозленный тем, что лидерство было вырвано у него прямо из-под носа, Шарль Кодрелье с досадой сказал о том, что Team Brunel показывала свое превосходство в скорости, хотя чем это обосновано капитан объяснить не может. Ведь лодки все одинаковые.
Их команда приложила все усилия к тому, чтобы лидировать в этом этапе. Финальная часть этой гонки была напряженной, но увлекательной. Team Brunel победила китайских яхтсменов скоростным превосходством. Abu-Dhabi, невзирая на свои старания лидировать в родных пенатах, пришла третьей. Mapfre и Alvimedica прибыл к финишу с огромным опозданием. Женская команда отстала от лидера более, чем на сутки.
Два этапа соревнований в том сезоне закончились в напряженной борьбе. Вначале гонки, спортсмены прошли пятнадцать тысяч километров. Путь пролегал из Европейской части мира к берегам Африки. В конце пути лидера и отстающих отделяли всего двенадцать минут. Думалось, что подобное тяжелое противостояние постигнет команды в следующем этапе до самого финиша.
Однако, Team Brunel стал абсолютным лидером в этой трудной борьбе, в которой было все.
Трудности
По результатам пройденных этапов соревнований можно сделать вывод о реальном качестве судов VO 65. Как это часто бывает, действительность разошлась с обещаниями производителей. У этих яхт очень уменьшенный восстанавливающий момент вкупе с общим изменением балансировки судна. Корпус судна в этой модели тяжелее, а вес балласта меньше. Если проанализировать то, как вели себя лодки на первом этапе гонки, то напрашивается вывод о том, что на острых курсах нос судна сильно поднимается вверх, ветер заваливает яхту и рулевому приходится работать активнее. Так что новые лодки страдают от увала в океанских условиях.
В принципе, завинчивание спинакера должно быть легче, чем раньше, но в реальности это не так. Этот процесс на модернизированных судах стал еще тяжелее. Спортсмены жалуются, что во время движения, когда счет идет на секунды, необходимо срочно сменить паруса, а этот процесс отнимает драгоценное время. Приходится делать нелегкий выбор: терять время на смену парусов, замедлив ход или не менять паруса вовсе.
Мужской экипаж сократился до восьми человек. Это повлияло на работу и жизнь яхтсменов на борту судна. Вахты несут всего три человека, хотя этого недостает для немаленького судна, особенно в напряженной обстановке борьбы и противостояния. Участники гонок очень уставшие и измотанные уже сейчас, а ведь основная часть соревнования еще впереди и предстоит не менее сложная борьба.
Итак, команда Team Brunel одержала оглушительную победу в этой нелегкой напряженной борьбе. Было трудно и трудностей еще очень много, но команде удалось их преодолеть и выйти вперед. Впереди их ждет еще много трудностей, с которыми им предстоит столкнуться. Но они не отчаиваются и уже сейчас готовятся к следующему этапу соревнований. Команда Dongfeng Race Team прибыла на финиш второй. Обидно и досадно быть вторым, ведь ребята очень старались победить, но попасть в лидеры этого этапа гонки им не удалось.
Но они не расстроились и готовы к следующим этапам соревнования, в надежде на скорую победу.
Команда Abu Dhabi Ocean Racing на которую «ставили» многие специалисты и эксперты пришла к финишу только третьей. Многие думали, что именно эта команда будет лидером этого этапа, и в целом всего соревнования, ведь они ходили в родных водах, а как известно «дома даже стены помогают». MAPFRE, команда, которая заняла только четвертое место. Ребята из команды MAPFRE опытные, физически крепкие и хорошо подготовленные, но к сожалению, они заняли только четвертое место. Впереди еще много этапов соревнования и есть возможность продемонстрировать свои способности. Пятой была команда Team Alvimedica и шестое место досталось экипажу Team SCA.