Оператор судна может быть подвержен рискам, которые могут быть связаны с неограниченной ответственностью и не могут быть застрахованы в соответствии с обычными морскими страховыми полисами, такими как Страхование судна, машин и оборудования, или будут подвергаться чрезвычайно высоким и неэкономичным премиям (например, риски связанные с войной). В связи с этим владельцы (или фрахтователи) могут обратиться к взаимному страхованию, которое в большинстве случаев требует, чтобы владелец вступил в клуб других судовладельцев, созданный по вышеописанным причинам. Это ассоциации по защите и возмещению ущерба или клубы P&I, как их обычно называют. В этих клубах владельцы (называемые членами) договариваются о коллективном покрытии любых убытков, понесенных членом клуба в обстоятельствах, предусмотренных правилами клуба. Полис P&I не страхует груз или судно. Это страхование гражданской ответственности членов клуба перед такими лицами, как экипаж (телесные повреждения), столкновение (в результате чего страховкой корпуса покрывается только три четверти убытков, или, например, владелец может потерпеть убытки в результате услуг по спасению).
Некоммерческие клубы осуществляют свою деятельность и финансируют выплаты по претензиям, требуя от своих членов уплаты ежегодных (или более частых) взносов в клуб, основанных на общем тоннаже судов, входящих в состав клуба, и, в некоторых случаях, на истории исков членов клуба. Совет директоров, состоящий из членов, контролирует конкретный клуб, однако в большинстве случаев управление клубами осуществляют фирмы, состоящие из страховых экспертов, морских юристов и бывших моряков (например, клубом Великобритании управляет компания Thomas Miller Ltd).
Другие примеры ответственности перед третьими лицами, покрываемые клубами, включают: ущерб от столкновения и загрязнения, болезни членов экипажа и иски о возмещении личного ущерба.
Нефтяное загрязнение является особенностью страхования P&I, размер которого ограничен 500 миллионами долларов США по каждому иску; однако судовладельцы могут получить дополнительное рыночное покрытие в размере 200 миллионов долларов США сверх этой суммы.
Страхование P&I претерпевает значительные изменения. Клубы взаимной ответственности и Международный договор группы клубов (IGA) находятся под пристальным вниманием Европейской комиссии. В 2012 году Европейская комиссия прекратила свое антимонопольное расследование по некоторым положениям, сопровождающим соглашения об обмене исками и совместном перестраховании в секторе морского страхования.
Расследование было сосредоточено на Международном договоре группы клубов (IGA) и Соглашением о взаимной коммерческой деятельности между клубами P&I, которые содержат правила о распределении страховых исков и совместном перестраховании, а также правила о договорных отношениях между клубами P&I и их членами. Цель расследования заключалась в изучении вопроса о том, не уменьшали ли определенные положения соглашений конкуренцию между клубами P & I и / или ограничивали в определенной степени доступ коммерческих страховщиков и/или других взаимных страховщиков P&I на соответствующие рынки.
После запуска судопроизводства в августе 2010 года Комиссия провела рыночное расследование с судовладельцами, брокерами и коммерческими страховщиками. Исследование рынка не было достаточно убедительным, чтобы подтвердить первоначальные опасения Комиссии. Кроме того, ряд клубов с фиксированной премией, не связанных друг с другом, развились, предлагая ограниченные формы покрытия для определенных секторов промышленности. Французский рынок также предоставил форму страхования гражданской ответственности P&I, подписанную страховым гигантом AXA.
Международный договор группы клубов (IGA), пересмотренный в 2013 году, является важным элементом в обеспечении взаимного сотрудничества между клубами в рамках выполнения соглашения о взаимной коммерческой деятельности.
IGA:
- Регулирует порядок, в котором клубы могут принимать заявки от судовладельцев, которые хотят перевести свою страховку из одного клуба в другой.
- Определяет, как клубы могут указывать ставки и информацию, которую они должны получить друг от друга, прежде чем указывать премиальные ставки.
- Определяет факторы, которые должны быть приняты во внимание при установлении требований к освобождению судов, переходящих в другой клуб или к другому страховщику, а также процессы, которые необходимо при этом учитывать.
- Предусматривает санкции за несоблюдение условий ИГ.
- Содержит требование для клубов по раскрытию коэффициента в их годовой финансовой отчетности, относящегося к их расходам, коэффициент аквизиционных расходов.
Преимущество клубов с фиксированной премией заключается в том, что владелец судна не подвергается штрафу за дополнительные взносы, которые могут быть наложены на членов Международной группы клуба. Таким образом, владелец судна может, действуя при определенных ограничениях на объем своего покрытия, лучше контролировать свой операционный бюджет.
Несмотря на то, что P&I клубы изначально были созданы для торговых флотов, таких как лайнеры, грузовые пароходы и паромы, некоторые из них включают в свои списки яхты и небольшие коммерческие суда, а в особенности некоторые из более крупных коммерческих яхт. Одним из таких клубов является Ассоциация судовладельцев по вопросам взаимной гарантии и возмещения убытков (Люксембург), которая базируется и управляется в Лондоне.
Риски, покрываемые страховкой P&I
В данном разделе более подробно рассмотрены примеры наиболее распространенных рисков, покрываемых страховкой члена клуба P&I. Такие риски будут описаны в условиях большинства клубов. Конкретные условия могут иметь различные франшизы, некоторые из которых небольшие (1000 долларов), а некоторые могут потребовать очень внушительных вложений (250 тысяч долларов);
- Обязательства в отношении моряка
- Обязательства в отношении внештатных сотрудников
- Обязательства в отношении пассажиров
- Обязательства в отношении третьих сторон
- Безбилетные пассажиры
- Спасение жизни
- Лица, терпящие бедствие
- Расходы на переадресовку судна
- Карантин
- Обязательства в отношении коллизий
- Бесконтактное причинение вреда судам
- Ущерб имуществу
- Загрязнение
- Подъём затонувших судов
- Буксировка
- Общая авария
- Штрафы
- Судебные издержки, обязанность по уменьшению ущерба
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж