Не смотря на то, что многие сталкивались с яхтами (их арендой или покупкой), но не все могут похвастаться знанием полной структуры этой отрасли и функций, которые они выполняют. Это мы и постараемся восполнить в ниже приведенной статье.
Как и в любой отрасли, в индустрии яхтенного брокеража существует множество различных элементов. Нижеследующий обзор различных функций отрасли не обязательно является исчерпывающим или взаимоисключающим. Часто существует значительное пересечение между различными частями промышленности с людьми, часто выполняющими более чем одну конкретную функцию.
Дизайнер
Все водные суда с чего-то начинаются – и их начало неизменно происходит в видении дизайнера. Такой человек может быть увлеченным любителем, который мечтает построить свою собственную яхту с нуля или это может быть старший дизайнер в конструкторском бюро или дизайнерском доме или на производстве яхт.
Роль дизайнера состоит в том, чтобы придумать первоначальную концепцию того, как будет выглядеть яхта, и какая у неё будет цель. Очевидно, что требования к дизайну могут сильно отличаться от требований гоночной яхты способной совершить кругосветное путешествие до небольшой надежной рабочей лодки в гавани.
При рассмотрении дизайна учитывается не только внешний “стиль”, то есть то, как яхта выглядит на воде, но также и использование пространства и эргономика как внутреннего, так и внешнего пространства.
В зависимости от конкретного дизайнера, его роль может заключаться в разработке концепции, которая затем передается кораблестроителю для перевода в набор функциональных планов или в разработке всей концепции от идеи до реальности. Дизайн всегда может быть художественным или функциональным в зависимости от задумки за оригинальной идеей.
Разработав набор изображений и планов, которые представляют, как будет выглядеть яхта, дизайнер теперь может обратиться к кому-то, чтобы перевести эти планы в физическую реальность.
Проектировщик
Кораблестроитель-проектировщик – это человек, который обычно преобразует идею дизайнера в набор чертежей и спецификаций, из которых может быть построено судно. Часто проектировщиком и дизайнером будет один и тот же человек, но это далеко не частный случай.
Проектировщики, как правило, работают с числами. Они определяют структуру яхты с точки зрения ее физической силы, производительности с точки зрения скорости и мощности и степени устойчивости, т. е. насколько хорошо она будет оставаться в вертикальном положении. Работа, как правило, будет включать вклад от других, таких как Правила классификационного общества, национальные (например, Британский институт стандартов) или даже минимальные требования Международной организации по стандартизации. В некоторых случаях (обычно малые суда используются в коммерческих целях) существуют нормативные положения, которые должны соблюдаться, в то время как для прогулочных судов существуют нормативные европейские правила, которые относятся к стандартам для судна, продаваемого на территории Европейского Союза.
Конечным результатом работы проектировщика, как правило, является набор подробных чертежей, которые показывают все части яхты, как структуру, так и системы, вместе с технической спецификацией, которая детализирует функциональные и/или эксплуатационные требования каждой части яхты. С этой информацией яхта приближается к воплощению в реальность ещё на один шаг.
Судостроитель
Судостроитель (верфь) – это организация, которая берет все планы проектировщика и преобразует их в готовое судно.
Что касается работы дизайнера, то строительство яхты может варьироваться от любительской сборки до серийной яхты, образующей одно из практически идентичных судов. Строитель возьмет планы и, начиная с нуля, физически произведет яхту из целого ряда различных материалов и подсистем.
Фактический процесс строительства зависит от типа материала, из которого будет построена яхта. Однако, как правило, строитель будет производить корпус, устанавливать основное оборудование внутри, устанавливать палубу и надстройку, и после этого оборудует внутреннюю и наружную стороны.
Как и следует ожидать, строительство будет решающим моментом в жизни яхты. Как и для всех вещей, количество времени, усилий и расходов, которые идут на строительство яхты, будет определять качество. Это в свою очередь приведет к измеряемой ценности, так и к степени сложности продажи яхты в будущем.
В сегодняшней яхтенной индустрии яхтостроение или яхтопроизводство превратилось в очень продвинутый и сложный сектор индустрии, который ежегодно производит множество тысяч судов и оборот которого составляет миллионы фунтов стерлингов. Однако это не означает, что все морские суда, построенные сегодня, производятся массово. Многие люди заказывают индивидуальные суда, в то время как другие строят своими силами с нуля или покупают базовый корпус и завершают корабль как домашнюю сборку. На самом деле рынок столь же разнообразен, как и воображение любого человека.
Само разнообразие ремесел является одной из проблем, с которыми брокер сталкивается ежедневно. Есть много тысяч различных типов яхт, построенных огромным количеством различных строителей в течение длительного периода времени. Некоторые хорошо зарекомендовали себя и обладают хорошей репутацией, некоторые зарекомендовали плохой репутацией, некоторые пока успели построить только один или два корабля. Практикующий брокер нуждается в понимании степени разнообразия, признавая, что он не может знать все, что нужно знать обо всех различных яхтах.
Построив яхту, следующий шаг – найти того, кто достаточно сильно захочет заполучить конкретное судно, чтобы купить его.
Яхтенный брокер
Задача брокера яхты заключается в том, чтобы свести человека, продающего лодку, будь то новая или подержанная, и потенциального покупателя вместе таким образом, чтобы можно было заключить сделку и передать право собственности на лодку.
К брокеру яхты, как правило, обращается потенциальный торговец (продавец яхты) и предоставляет детали яхты с точки зрения ее физических размеров и описания материала. Его работа – представить яхту наилучшим образом, чтобы привлечь потенциальных покупателей прийти и взглянуть на неё. При этом яхтенный брокер, как правило, устанавливает, кому принадлежит право собственности на яхту, т. е. является ли продавец законным владельцем с правом продажи, и он также может выступать в качестве агента владельца в организации просмотра и ведения переговоров о продаже.
В розничной торговле яхтенный брокер представляет интересы строителя или организацию по продаже яхты и будет продавать новую яхту, детали которой ему хорошо известны (или должны быть известны).
Важно помнить, что брокер представляет интересы продавца, а не покупателя. Таким образом, брокер будет сосредоточен на обеспечении того, чтобы уплаченная цена была как можно выше, поскольку это служит интересам его клиента. Часто, хотя и не исключительно, брокер будет выплачиваться только (комиссия) при успешном завершении продажи, и это то, что может привести к потенциальным проблемам, если оно не будет принято во внимание на ранней стадии.
Также следует помнить, что брокер не является техническим экспертом. В то время как многие хорошие брокеры имеют обширные знания о типах лодок и их конкретных преимуществах и недостатках, а также отличные знания различных физических аспектов лодки, их работа не заключается в том, чтобы быть техническим экспертом. Иногда это может привести к проблемам, когда брокер узнает от потенциального покупателя (через отчет обследования), что яхта, которую он предлагает, не соответствует предоставленным характеристикам, или когда дефекты идентифицируются с новой лодкой, о которой он не знал.
Как было сказано ранее, роль брокера заключается в представлении наилучших интересов продавца, будь то владелец частной яхты или строитель.
Как и в других направлениях брокерской индустрии, брокеры могут работать как небольшие компании (с одним сотрудником) или быть частью очень крупной компании с множеством сотрудников.
Владелец
По сути, именно владелец является движущей силой всей индустрии яхтенного брокеража. Без владельцев не было бы необходимости в каких-либо других функциях. К счастью, однако, есть множество владельцев с желанием приобрести яхту или небольшое судно для того, чтобы находиться на плаву.
Как и во всем в яхтенной индустрии существует огромный диапазон различий между владельцами. Некоторые из них очень богаты и покупают роскошные яхты стоимостью в миллионы, в то время как некоторые будут заниматься яхтингом с намного меньшим бюджетом. В любом случае, одна вещь, в которой брокер может быть уверен, заключается в том, что владелец, как правило, будет полностью влюблен в свою лодку. Владение лодкой – это страсть, и потенциальный брокер должен понимать, что то, что может показаться ему уродливой маленькой ванной, на самом деле является лодкой мечты для человека, желающего ее приобрести.
Владельцы не должны быть частными лицами. Правообладателем правового титула может быть компания (юридическое лицо) или финансовая организация, имеющая договор с физическим лицом (или компанией) таким образом, что финансовая организация остается правообладателем до тех пор, пока не будет погашен кредит на судно. В любом случае брокеру необходимо убедиться в том, что владелец или организация действительно являются теми, кем они себя представляют.
Финансовые организации
По мере того, как яхты становятся все более и более роскошными, а стоимость покупки увеличивается, банки и финансовые учреждения все чаще предоставляют деньги в кредит, чтобы потенциальный владелец мог приобрести яхту. Кредиты обычно принимают одну из двух форм, обеспеченные и необеспеченные.
Необеспеченный кредит – это, по сути, договор между финансовой организацией и владельцем и не касается непосредственно дела. Финансовая организация одалживает деньги владельцу, который, по сути, обещает (в договоре) вернуть их. Таким образом, в случае необеспеченного кредита кредитор, как правило, не заинтересован в том, приобретено ли судно или нет. Эти виды кредитов были распространены до 2009 года, но со значительным замедлением мировой экономики и многими банками, имеющими проблемы с безнадежными долгами (небольшая часть которых поступила бы из яхтенной индустрии), такие кредиты не так просто доступны в эти дни.
Обеспеченный кредит, однако, означает, что кредитор берет плату (в действительности берет правовой титул яхты) на судно, используя контракт. Кредитор соглашается одолжить покупателю деньги для покупки и использования яхты в соответствии с рядом условий (обычно включая условия возврата, проценты и иногда страхование).
В результате финансовая организация иногда нуждается в независимом мнении относительно стоимости яхты, так как физическая стоимость судна является ценной бумагой, под которую выдаются деньги. В очередной раз подобные вопросы находятся на территории брокера. Часто инспектору, который проводит обследование состояния, будет предложено провести оценку, и это обычная практика. Однако здесь необходима осторожность. Это брокер, продает яхту, и, следовательно, по определению это брокер, который знает, на самом деле, сколько любая конкретная лодка стоила на момент продажи (цена продажи часто является предметом конфиденциальной информации между продавцом, покупателем и брокером). Это не означает, что оценка, проведенная инспектором, обязательно ошибочна, но это означает, что то, как достигается оценка и то, что она представляет собой потенциально, становится очень важным.
Страховая компания
Купив яхту, в большинстве случаев владелец пожелает застраховать ее. При этом существует два основных вида страхования, которые будут необходимы.
Первый вид – страхование корпуса и механизмов. Это термин, используемый для описания страхования, который охватывает физический материал яхты, корпуса, систем, двигателей, буровой установки, парусов, мебели и оборудования, которые составляют конкретную яхту.
Второй вид страхования – страхование ответственности или страхование ответственности перед третьими лицами (часто называют страхованием ответственности перед третьими лицами). Эта страховка защищает от ущерба, причиненного лодкой другому владельцу или другим людям и / или их имуществу.
Ни один из видов страхования не является обязательным для прогулочных судов, плавающих в открытом море. Однако страхование ответственности перед третьими лицами является обязательным в некоторых странах, а также при определенных обстоятельствах в этой стране, например, для внутренних водных путей в Англии в соответствии со схемой безопасности судов.
Как и во всех других аспектах яхтенной брокерской индустрии, диапазон страхования, доступный владельцу, велик. Страхование обычно приобретается через страхового брокера, который, как и яхтенный брокер, действует от имени своего клиента (покупателя страховки). Страхование может исходить из традиционных источников, таких как лондонского университета Ллойда или от страховых компаний. Страхование-это договор между Страховщиком от имени страховой доли и застрахованным. Морское страхование представляет собой особый вид договора, заключаемого в соответствии с Законом о морском страховании, который более подробно рассматривается в одном из последующих статей данного цикла.
Страхование предполагает, что Владелец заплатит денежную сумму от вероятности несчастного случая, связанного с яхтой.
В конечном счете, это Страховщик оплачивает счет, когда произошел инцидент, который приводит к ущербу, при условии, что инцидент и ущерб были надлежащим образом покрыты страхованием.
Яхтенный сюрвейер
Как и в случае с предыдущими группами, упомянутыми выше, морские инспекторы существуют во множестве форм и размеров. Некоторые из них могут специализироваться в определенных секторах рынка, например, внутренние водные суда или деревянные яхты, в то время как многие остаются универсалами, предоставляющими независимые услуги своим клиентам.
Многие сюрвейеры работают в качестве мастера на все руки, некоторые работают в качестве небольших компаний или партнерств, а некоторые работают в рамках франшизы. Каким бы ни был конкретный метод работы, во всех случаях именно знания, опыт и отношение человека, выполняющего работу, отличают отличного инспектора от среднего или плохого.
Важно помнить, что сюрвейер работает от имени потенциального покупателя и поэтому он, в некоторых отношениях, находится по другую сторону стола переговоров от брокера.
Причалы и пристани
Купив лодку, владельцу нужно будет где-то ее хранить. Для небольших судов, которые могут храниться на прицепах, их можно держать рядом с домом Владельца или в наземном хранилище. Однако для больших судов это часто включает в себя поиск причала, часто в гавани.
Типы доступных причалов значительно различаются. Многие большие и солидные причалы обеспечивают широкие возможности при швартовке, вода, электричество, вывоз мусора, туалеты и душевые, рестораны, приемная, ремонт, удобства и безопасности и т. д. Однако это далеко не единственный вид швартовки, доступный владельцу судна. Причалы доступны между сваями, на качающихся причалах, где яхта разрешается использовать флюгер, причалы, где яхта закрепляется на нос и корму, а некоторые, где швартовка высыхает между приливами, оставляя судно сохнуть на мели. Некоторые яхты могут быть пришвартованы в “средиземноморском” стиле, закреплены на носу с кормой рядом с набережной.
Марины могут также предложить подъемные средства для хранения яхт на берегу в течение зимы для ремонта и технического обслуживания.
В некоторых районах, где причалов мало и причалы находятся в собственности, а не в аренде, брокер также может играть определенную роль в предоставлении причалов для новых владельцев.
Другие поставщики
В дополнение к вышеуказанным группам, которые работают в яхтенной брокерской индустрии, есть также множество других поставщиков услуг, с которыми яхтенный брокер столкнется в ходе своей работы. К ним относятся производители парусов, механики, катера, ремонтные мастерские, такелажники, мелкие торговцы, фрахтователи яхт, парусные школы и другие.
Для яхтенного брокера другие поставщики услуг могут предоставить ценный источник информации, а развитие сети контактов с широким кругом людей в отрасли всегда будет преимуществом.
Читать далее – Безопасность яхтинга. Государство флага
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж