Соревнование мирового уровня, кругосветка Barcelona World Race на особом месте среди подобных регат. Это единственное во всем мире соревнование, где команды-участницы состоят из 2-х человек.
Данное мероприятие проводится один раз в три или четыре года. Впервые гонка состоялась четырнадцать лет назад. Второе соревнование провели три года спустя. Третье было проведено на лодках класса Open 60. Мировое кругосветное соревнование включено в тройку значимых и престижных регат в мире. Именно, поэтому к участию в ней допускают только опытных яхтсменов, профессионалов своего дела.
Правила регаты таковы, что суда должны двигаться без остановки. Участникам разрешено заходить в гавани только в крайних случаях и не более, чем на сутки: если требуется медицинская помощь или ремонт. Принимать помощь от кораблей, идущих навстречу разрешено, но может быть расценено как нарушение инструкций. В ходе соревнования суда должны обогнуть три мыса.
Основные правила и новшества кругосветной регаты
Начало и окончание соревнования состоится в испанском городе Барселона. В этой регате спортсмены самостоятельно выбирают курс и маршрут. Если прежде яхтсмены обязаны были пройти пролив Кука, то сейчас яхтсмены вольны в выборе любого маршрута, запрещается только заходить в область айсбергов. Координаты опасных зон предоставляют всем яхтсменам за несколько суток до начала гонки.
Запретная часть Земли сейчас находится в районе сорок пятой параллели, связано это с глобальным таянием ледников из-за потепления. В длину маршрут продолжительностью двадцать четыре тысячи миль, время прохождения которого насчитывает порядка ста дней в пути, из расчета скорости в 11 узлов.
Яхтсмены, которые стартовали в канун новогодних праздников прибудут к финишу только весной.
Трудность гонки в ее парности. Это может показаться странным, но многие участники соревнования являются опытными успешными яхтсменами, привыкшими в одиночку покорять водную стихию. Характер у таких парней весьма жесткий и суровый, а тут придется делить судно с соседом, находиться бок о бок три месяца. То, что спортсменам придется быть рядом на протяжении долгого времени, не имея возможности побыть в одиночестве может стать суровой проверкой на прочность и испытанием похлеще, чем само путешествие.
Еще одной инновацией соревнования станет то, что она будет выполнять научные функции. Компания Fundació Navegació Oceànica Barcelona, которая является устроителем гонок имеет договоренность о взаимном содействии с организацией океанографов ЮНЕСКО. Теперь лодки, участвующие в соревнованиях будут использоваться в научных целях.
В ходе соревнования яхтсмены скинут в воду специальные емкости-буи. Эти самые буи будут накапливать сведения о температуре морской воды, уровне солей в ней, о своей скорости. На все лодки, участвующие в гонке, погружены емкости в одинаковом количестве. Таким образом, все участники внесут одинаковый вклад в науку. В нынешней гонке количество спортсменов, участвующих в гонке меньше, чем в прошлой – восемь. В прошлой гонке участие принимали участие команд. Соревнование обещало быть интересным и увлекательным судя по настрою спортсменов.
Начало гонки
С самого начала соревнования возникло напряженное тактическое противостояние. Сначала яхтсмены должны были пройти Гибралтарский пролив. Они восприняли это как дело чести. Уже на старте образовались лидирующие команды. Состав лидирующей группы не шокировал, все было вполне закономерно. Возглавляла тройку команда Hugo Boss, за которым тянулись Cheminees Poujoulat и Neutrogena. Кроме этого, образовалась группка аутсайдеров, ими стали GAES Centros Auditivos, экипаж из Венгрии и остальные участники.
Лодка, вырвавшаяся вперед еще на старте преодолела Гибралтарский пролив самой первой. Основным изменением в первые дни регаты было то, что GAES Centros Auditivos существенно отстала от чемпионов, возглавив группу отстающих. Чуть позже, подходя к бразильским берегам, от тройки лидеров откололось еще одно судно и чемпионов стало двое. Лидирующий все это время Hugo Boss потерял мачту. К большому счастью пострадавших не было.
Далее, участники соревнования отправились к берегам Южной Америки. Соперничество между лидирующими яхтами сложилось трудное и напряженное. К 16-му дню гонки, лодки-чемпионы находились друг от друга в шести милях. Они шли так почти 20 дней, пока одна из яхт не поменяла маршрут. Cheminees Poujoulat направилась в восточную сторону. В это время Neutrogena упорно шла на юг, надеясь на попутный ветер.
Ожидания команды не оправдались, попутный ветер не случился.
Яхтсмены в буквальном смысле шли по краю запретного района айсбергов, продолжая свой путь в полуградусе от начала опасной ледниковой зоны. Neutrogena, в экипаже которой был чилиец и испанец, не сумела нагнать Cheminees Poujoulat, таким образом, расстояние между ними насчитывало почти двести миль.
Если провести анализ первоначальной части соревнования, то вывод напрашивается сам собой: лидирующие команды осторожничают, придерживаясь консерватизма в своих действиях. Тому свидетельствуют низкие скорости их лодок. Ветер был не более 25-ти узлов, а яхты двигаются со скоростью, не превышающей 16-ти узлов. При этом зарифлен задний парус. Суточные показатели далеко не рекордные.
Наилучшую скорость показало судно Cheminees Poujoulat, развивая 18,5 узлов. Рекордной для этого соревнования является скорость в 21 и более узлов. По всему видно, что яхтсмены не стремятся побить этот рекорд, они спокойно наслаждаются морским путешествием, что выражается в радиопереговорах, которые они проводят приветливо и умиленно. Это лишний раз подтверждает, что у них все в порядке, даже несмотря на некоторые неполадки. Хотя, наверное это временно. Океан часто дает понять, что с ним необходимо считаться до времени швартовки в гавани. Ко всему прочему, статистические данные, относящиеся к судам этого класса неутешительны.
Участники гонки
Hugo Boss был абсолютным лидером еще до начала состязания. Команда состоит из англичанина Алекса Томсона, гражданина испании Пепе Рибеса. Британец является знаменитостью среди спортсменов одиночного плавания. Он пришел вторым в первой регате Barcelona World Race. В то время ему удалось установить рекорд суточного прохода в классе 60-ти футовых судов. По состоянию здоровья, Алекс не смог принять участие во втором соревновании. Но после он стал участником Vendee Globe и пришел третьим, что является неплохим результатом. Спустя время Томсон стал рекордсменом по пересечению Атлантического океана.
Напарник его, испанец Рибес, три раза сражался за Кубок «Америки», а также был участником регаты Volvo Ocean Race. Он был четвертым в данном соревновании в прошлый раз. Пепе Рибес является победителем и рекордсменом Ocean Masters. Судно, на котором напарники выступают в этот раз не менее знаменито. Это суперсовременная яхта, которая имеет в своей копилке несколько побед.
В составе экипажа Cheminees Poujoulat Бернард Штамм из Швейцарии – неоднократный мировой лидер различных соревнований. В одиночном кругосветном путешествии Around Alone и Oceans он побеждал два раза, три раза участвовал в соревнованиях Vendee Globe, принимал участие в соревнованиях на тримаране.
Напарник его в нынешней гонки, Жан ле Кам брал уроки парусного ремесла у знаменитого Эрика Табарли. У него огромный опыт участия в самых различных соревнованиях по этому виду спорта. В гонке Solitaire du Figaro он лидировал три раза, а также Transat AG2R. Первый в своей жизни рекорд он поставил тридцать лет назад, когда пересек Атлантический океан. Их яхта не менее знаменита, чем они.
Она также участвовала во многих соревнованиях и побеждала.
Команда Neutrogena возглавляемая испанцем Гийомом Альтади, который является известным спортсменом. Принимая участие в этом соревновании, Гийом уже в десятый раз предпринимает попытку пройти вокруг света. В случае удачи, эта регата станет седьмым по счету оконченным соревнованием для него. Несколько соревнований в которых Гийом Альтади принимал участие закончились рекордом.
За свою жизнь, в общей сложности, Гийом прошел четыреста тысяч морских миль. Был у него опыт участия в Кубке «Америке». Был он и тренером команды, которая заработала золото в знаковом соревновании. Хосе Муньос из Чили, не так известен, как его компаньон по гонке. В Portimão Global Ocean Race он занял, в свое время, второе место. Команде досталась легендарная яхта, которая принимала участие во многих мировых соревнованиях, в том числе занимала лидирующие позиции.
Члены команды Renault Captur не так известны в своих кругах. Немецкий спортсмен Йорг Рихерс впервые принимает участие в кругосветной гонке. Ранее, он участвовал в крейсерных соревнованиях на судах Mini 6.50. Также, занимал призовые места в знаменитых мировых соревнованиях, хотя опыта у него меньше, чем у его напарника Себастьяна Одигена. Себастьян уже участвовал в данной регате, но ему не удалось добраться до финиша. Причиной стала поломка судна. Но среди гонщиков-яхтсменов, Себастьян довольно известная личность. Он участвовал во многих соревнованиях, в том числе и в кругосветных. Так что опыт в подобных гонках у него есть.
Судно, на котором участвуют спортсмены не успело приобрести знаменитость участием в регатах, но это не умаляет его качественных характеристик.
Единомышленники
Команду Centros Auditivos можно охарактеризовать как невероятный экипаж. Члены этой команды являются самыми молодыми на этих соревнованиях. Опытная яхтсменка Анна Корбейя и Жерар Марин оба из Испании, были в числе первых, подавших заявку на участие в этой гонке. Заявили они о своем желании за два года до проведения регаты. Анна Корбейя принимала участие во множестве соревнований класса Mini 6.50. Самым ярким достижением для нее является третье место в гонке Нью-Йорк–Барселона. Анна уже была участницей данного соревнования, заняв шестое место.
Ее напарник также выступал в соревнованиях Mini 6.50. Он был восьмым в прошлой гонке Barcelona World Race. У них был опыт совместного участия в гонках. Этот экипаж можно назвать самым сильным из всех участвующих по настрою и взаимоотношениям. Судно, на котором они выступают, не менее знаменито, оно является дважды победителем в соревнованиях и участником прошлой гонки Barcelona World Race.
Экипаж We Are Watert состоит из братьев-испанцев. Они впервые принимают участие в кругосветном соревновании. Бруно Гарсия участвовал в прошлой регате Barcelona World Race, но не сумел дойти до финиша из-за поломки судна. Вилли Гарсия тоже имеет опыт участия в соревнованиях. Они отличные спортсмены, принимавшие участие в Mini 6.50. Им досталась яхта, которая лидировала в самой гонке Barcelona World Race, а во второй пришла четвертой. Их судно уникально, если братья постараются, то они добавят ему в копилку еще одну победу.
Команда One Planet, One Ocean & Pharmaton – также, испанцы, которые в первый раз участвуют в соревновании такого рода. Кроме Mini 6.50 они больше нигде не принимали участия. Алексу Гелаберу и Дидаку Коста достала легендарная лодка, занявшая второе место в соревновании Vendee Globe. Судно не новое, но обладает прекрасными характеристиками. К тому же, судно победило в Route du Rhum. Яхту считают прочной и безопасной. Она еще на многое способна, даже несмотря на небольшую площадь парусов по сравнению с лодками соперников.
Участниками Spirit of Hungary являются профессионал своего дела Нандор Фа. Он легенда венгерского парусного спорта. Ему 61 год, он не один раз бывал в кругосветном плавании и занимаЛ различные места в многочисленных соревнованиях. В напарниках у него молодой яхтсмен из Новой Зеландии. У Конрада Коулмена пока немного опыта участия в гонках, но уже успел выиграть Global Ocean Race, которая является кругосветным соревнованием. Это явный плюс молодому спортсмену. Они участвуют на судне, которую построил знаменитый Нандором.
Научная деятельность яхтсменов
Агрегаты Argo, которые поместили на яхты спортсменов с научной целью являются автономными устройствами. Предназначение их научное: собирать информацию о состоянии океанской воды. Буй имеет цилиндрическую форму, его длина составляет 110 сантиметров. В диметре агрегат – 20 сантиметров, масса его составляет 25 килограммов. Аппарат оснащен специальными антеннами, которые располагаются в верхней его части. Имеются антенны для приема информации и для отправки. Посредством спутниковой системы буй отправляет данные в Брест – портовый город во Франции. Там, собранная аппаратом информация будет обработана специалистами.
Во время своего пребывания в воде, аппарат проделает некоторые маневры. Опустившись на тысячеметровую глубину, Argo будет находиться там почти 10 дней. Затем, он опустится еще ниже, на глубину двух тысяч метров. Пробыв на глубине, Argo всплывет, чтобы передать собранную информацию. После передачи данных, аппарат вновь проделает все эти манипуляции. Агрегат способен проработать в таком режиме около пяти лет. Идею о размещении таких аппаратов начали воплощать в жизнь двадцать лет назад. Судам, целью которых является исследование океана с научной точки зрения положено выбрасывать Argo через каждые три градуса своего пути.
В настоящее время в воде находятся 3 800 аппаратов Argo.
Лодки класса Open 60 являются открытыми и стремительными. Это яхты специально предназначенные для гоночных соревнований, поэтому интерьер на борту весьма скудный, а обстановка спартанская. Они оснащены только самым необходимым, что может понадобиться спортсменам во время регаты. Яхты предназначены для путешествий на дальние расстояния, любых маршрутов. Длина судна Open 60 составляет 18,28 метра, его ширина – 5,7 метра. Осадка его около пяти метров, водоизмещение около девяти тонн. Площадь парусов составляет 300 кв.м. Как правило, спортсмены, отправляясь в кругосветное путешествие запасаются различными парусами.
International Monohull Open Class Association, которая является объединением океанских судов, предназначенных для гонок была основана еще в 1991 году. В начале своей деятельности, компания занималась разработкой 50-ти и 60-ти футовых лодок. Сейчас компания сосредоточилась на моделях класса Open 60. Они раз в несколько лет проводят заочное соревнование «Повелители окена». Победителем становится спортсмен, который набрал наибольшее количество очков за два года соревнований на судах Open 60. Засчитывается участие в гонках: Vendee Globe, Barcelona World Race, Route du Rhum и других соревнованиях. При этом коэффициенты варьируются от трех до десяти. В настоящее время в этих соревнованиях принимают участие около тридцати яхтсменов.
В 2014 году, лидером заочного соревнования стал Джереми Бижу, набравший 62 очка.