Распространенным является прием, когда яхта ложится в дрейф. Это делается для того, чтобы уменьшить действие качки. Возможно ли проделать эту манипуляцию с лодками, у которых U-образные обводы?
Некоторые думают, что положить судно в дрейф означает сделать нечто нехорошее, даже имеется поговорка на этот счет, которая говорит о том, что неудачники сбавляют ход. Это мнение знаменитого путешественника Зёнке Рёвера. На самом деле подобная манипуляция с яхтами непопулярна в среде мореплавателей. Многие считают, что перерывы во время движения необходимо нежным людям, а морские волки не такие, поэтому и в дрейфе не нуждаются.
Смещение лодки с его истинного курса является состоянием дрейфа. Его характеризуют углом, который образовывается между линией курса и линией пути. Дрейфование считается опасным вблизи береговой линии, так как судно может снести на мелководье или на ближайшие скалы. В открытой акватории дрейф порой является просто незаменим. Для ориентации яхты носом против ветра применяется вариант дрейфа под названием плавучий якорь. Дрейф на паруснике означает, что необходимо расположить паруса особым образом, чтобы судно могло держаться на плаву, но при этом не пришлось бы бросать якорь. Специальным образом ставят при этом паруса.
На судне, оснащенном парусами, можно дрейфовать при любом ветре. Однако при спокойном, умеренном ветре и лодка будет вести себя спокойно. Крен при этом маленький и полный курс позволяют судну держаться так, чтобы волны его не замывали. Ситуаций, когда необходимо положить яхту в дрейф, множество. Например, не очень удобно принимать пищу при ветре и брызгах волн, а положив судно в дрейф можно спокойно пообедать или позавтракать. Бывалые моряки советуют ложится в дрейф, если необходим срочный ремонт. Все, учащиеся яхтенных школ учатся мастерству дрейфования.
Эти манипуляции несложные и каждому по силам.
Вариации дрейфа
Лодке со стакселем лечь в дрейф – особая процедура. Так стаксель не перейдет на другой борт. Если судно движется со скоростью пять узлов к ветру под углом 42°, но не выходит на ветер, потому что действует течение и движение волн. Угол лавировки при этом составляет 60°, судно уваливается очень сильно, а потом возвращается на курс, потому что на нее действует движение волн. Судно сильно раскачивается, ведет себя неспокойно.
Чтобы лечь в дрейф необходимо зарифлить геную и грот, который должен функционировать подобно флагу. Судно нужно пустить по ветру, чтобы воспринимать волны с носа. Тогда качка станет более спокойной. В этом случае можно наблюдать отклонение от курса примерно на двадцать градусов. Судно при этом движется примерно со скоростью три узла.
При дрейфовании под рифом необходимо уменьшить грот до размера небольшого треугольника. Проделывать такие манипуляции проще, когда судно движется медленно или находится в дрейфовом состоянии. Так судно будет вести себя более спокойнее, несмотря на крен, гик-шкот нужно выбрать потуже, потому что парус должен стоять под прямым углом.
Можно дрейфровать без парусов. Для этого нужно уменьшить площадь парусов до минимума. Курс судна должен совпадать с направлением воздушных потоков. При таком дрейфе, у команды находящейся на борту возникает состояние покоя, поскольку судно не крениться, ведет себя спокойно. Хотя, это ощущение обманчиво, так как яхта все более раскачивается из-за отсутствия стабилизатора грота. Нестабилен и курс лодки, генуя хочет при этом увалить судно, особенно, если нос лодки зарывается в волну. Риск того, что судно может быть опрокинуто, велик.
Окончить дрейфование и лечь на прежний курс можно задав судну ход. Необходимо положить руль в ДП, перенести стаксель на подветренный борт. Можно набирать скорость. Совершить поворот можно, когда судно наберет достаточную скорость. Ту скорость, которая была до того, как судно было положено в дрейф. Можно ложится прежним курсом и продолжать путешествие.
Дрейфующая яхта продолжает движение, так как при дрейфе судно не стоит на месте, а просто замедляет ход до своей минимальной скорости. Схожим состоянием судна, но не альтернативным вариантом является ход против ветра под машиной.
Этот курс не комфортен, потому что в этом случае возникает килевая качка, а крен уменьшается.
Существует еще дрейф под раунготом при котором судно должно идти левым галсом. При этом корпус лодки должен быть под углом к ветру. В этом варианте судно ведет себя неспокойно, а что-либо делать на палубе в таком положении яхты опасно. Используемый палубный мешок для дрейфа в качестве якоря является непригоден. Якорь плавучий, который можно закрепить на тридцатиметровом конце влияния, воздействия на судно не оказывает. В таком положении судно будет стоять под прямым углом. Не рекомендуется использовать данный вариант дрейфа.
Мнение яхтсменов
Известная путешественница Астрид Эрдман говорит, что во время совместных путешествий с супругом они никогда не делали меньше паруса, если ветер был нормальный. Они не делают это для отдыха, чтобы приготовить еду. Рёвер утверждает, что нет ничего постыдного в дрейфовании. Это нормально во время путешествия и для него это неотъемлемая часть судовой жизни. Другое дело правильно положить судно в дрейф. Настроить яхту так, чтобы был наименьший ход при сильном ветре и волне. Абсолютное спокойствие на судне вне зависимости от того, что происходит вокруг – вот что такое дрейф. Этот маневр может быть использован не только для того, чтобы переждать ветер и сильное волнение моря. Можно остановить судно для полноценного сна или приготовления пищи.
В литературных произведениях дрейф описывается как возможность переждать бурю. Мнения мореплавателей по вопросу дрейфа сильно расходятся. Например, Уве Рёттгеринг рассказывает, что он ни разу не встречал шторм в состоянии дрейфа. Ведь стихию нужно встречать мужественно и уверенно. Но, при хорошей погоде, когда скорость ветра не больше 35-ти узлов пользовался дрейфом. Если море волнуется, но отсутствуют слишком высокие гребни, то эта манипуляция приходится как нельзя кстати. Однажды судно мореплавателя пробыло в состоянии дрейфа четыре дня. Уве ждал хорошей погоды, чтобы зайти в ближайший порт. Это было в Южной Атлантике.
Подходящая для дрейфа яхта
О проблеме огромных волн, которые могут перевернуть стоящую на месте лодку, говорит путешественница Сюзанна Хьюбер-Карфи в своем литературном произведении под названием «Поодиночке вдвоем». Тактика дрейфования в непогоду не решает проблему, так как сильный ветер и очень высокие волны могут перевернуть судно, даже невзирая на дрейф. Помимо этого судно может оказаться на гребне волны и тогда сила ветра перевернет его. Такие погодные условия встречаются не всем, но даже те, кто чаще всего бывает недалеко от побережья не имеют много свободного пространства, чтобы спастись от шторма дрейфованием. На северных акваториях можно просто поставить нужные паруса, не уходя в состояние дрейфа.
Подобную тактику используют некоторые яхтсмены, оказавшись в сложных погодных условиях.
Кроме этого, если имеется поблизости порт, то лучше всего там укрыться от непогоды. Тем более, что в северных широтах это вполне возможно. Всегда можно найти подходящее укрытие, если шторм застал врасплох. Ведь защищенная гавань всегда лучше, чем дрейф или паруса. Хотя для неопытного мореплавателя экстренных ситуаций много, помимо шторма и сильного ветра, при которых лечь в дрейф будет самым верным решением. Например, срочная медицинская помощь или ремонт, без которого не обойтись. Иногда необходимость сходить в гальюн требует того, чтобы положить судно в дрейф. Это не смешно, потому что статистика такова, что первой причиной падения за борт является именно потребность организма в облегчении. Когда организм расслабляется, то контролировать его во время качки очень трудно. В штормовых условиях лучше всего пользоваться гальюном, а не справлять нужду в море. Когда судно дрейфует, то это сделать гораздо проще.
Полезный дрейф
Дрейфование может помочь при морской болезни, если экипаж неважно себя чувствует, то капитан может остановить судно, чтобы команда немного отдохнула. Такой маневр будет незаменим, если команда состоит из нескольких человек, страдающих морской болезнью. Можно остановить лодку хотя бы на полчаса для полноценного отдыха команды. Таким образом можно предотвратить негативные последствия.
Дрейф будет незаменим перед сложным маневром. В последнее время имеется много информации о дрейфовании и обсуждается вопрос о том, что не любое судно можно удачно положить в дрейф. Для дрейфа идеально подходят только лодки с длинным килем, так как они имеют просторную площадь смоченной поверхности и это позволяет им сохранять стабильность во время дрейфования. Яхты нового поколения с плоскими обводами во время дрейфа ведут себя неспокойно.
Они неустойчивы и постепенно набирают скорость под воздействием ветра.
На практике, при ветре в восемь баллов современное судно Beneteau Oceanis 34.2 на волнах, которые в высоту достигали около двух метров, при различных вариантах было неустойчиво. Неспокойно вело себя судно под зарифленными парусами, при ходе к ветру и под машиной. Используя в данном случае плавучий якорь судно также ведет себя нестабильно, однако, не стоит отказываться от дрейфа, если яхта с коротким килем.
Были проведены исследования, результаты которых зафиксировали интересные данные. Конечно же результаты относятся к определенной яхте, однако лодки этого класса будут вести себя в дрейфующих условиях примерно одинаково. Отличия лодок друг от друга приводят к различному их поведению во время дрейфа. Например, если судно идет в полветра, то рулевому необходимо постепенно приводить ее к ветру. Убрать паруса втугую. Поведение судна в дрейфе во многом зависит от парусов. Далее необходимо сделать поворот, переложить руль. Управление судном следует крепко закрепить и отрегулировать угол дрейфа посредством грота.