Многие наверняка слышали о таком интересном произведении основоположника научной фантастики «Вокруг света за 80 дней». Но знаете ли вы, что именно этот роман стал причиной создания интересной кругосветной гонки?

В произведении перед героями стояла задача, проехать вокруг мира за 80 дней используя любые способы и средства. На тот момент этот срок путешествия казался просто нереальным. Ведь первая кругосветка длилась почти 3 года. Но не при нынешних технологиях.

Даже в парусном спорте новые возможности техники давали все основания полагать, что можно обогнуть земной шар за столь короткое время. Ведь достаточно всего лишь двигаться со средней скоростью в 11,5-12 узлов.
Именно этот ключевой момент и сплотил в начале 90-х годов прошлого века двух маститых на тот

момент яхтсменов Титуан Ламазу (победителя гонки Vendee Globe 1989-90) и Флоренс Арто (победительницы одиночной гонки Route du Rhum 90). Они в 1992 году основали ассоциацию Tour du Monde en 80 jours, разработали правила будущей гонки и маршрут, а также учредили соответствующий приз.

Кстати, о правилах

Они оказались весьма лаконичными:

1. Дистанция должна быть пройдена исключительно за счёт парусной тяги;

2. Во время кругосветки запрещено принимать помощь посторонних. Со всеми неприятностями необходимо справляться собственными усилиями;

3. Необходимо неукоснительное соблюдение правил безопасности;

4. Для участия в гонке обязателен вступительный взнос, иначе результат засчитан не будет.

Это основные требования для участия. Причём нет строгих ограничений ни по количеству команды, ни по виду и техническому оснащению яхт-участниц гонки. Это быстро подловили претенденты на рекорд. В результате на старт выходили весьма интересные парусные экземпляры.

Каков маршрут

Рассказав о самой гонке, мы чуть не забыли поведать вам про маршрут. Участники стартуют от берегов Франции. Линия старта и финиша находится между двух маяков в западной части Ла-Манша (один на острове Уэссан, другой на мысе Лизард). Участники отправляются в южное полушарие, где им придётся двигаться мимо мыса Доброй Надежды, мыса Луин и мыса Горн. А после финишируют снова во Франции. Общее расстояние путешествия колеблется в зависимости от разных обстоятельств, но в среднем это 26,5-27 тысяч морских миль (в километрах — порядка 43 тысяч).

Но кто же первым сумел покорить рубеж в 80 дней? История гонки

Таковыми хотели стать сами организаторы этого мероприятия Титуан Ламазу и Флоренс Арто. Но это им не удалось… У первого яхта дала течь ещё до старта, а вторая не смогла найти средств на постройку соответствующей лодки для путешествия.

Поэтому в первую гонку отправились другие шкиперы, не менее известные. Это было сразу три участника (расчёт по яхтам): Оливье де Керсасон (тримаран Charal), Бруно Пейрон (катамаран Commodore Explorer), а также Питер Блейк и Робин Нокс-Джонстон (катамаран ENZA). Однако удача улыбнулось только Пейрону. Он единственный, кто завершил гонку, остальные не смогли избежать встречи с айсбергами. Но победитель смог на собственном примере доказать, что вокруг света можно обойти на паруснике быстрее 80 дней. Правда, всего лишь на 18 часов. Впрочем, и этого оказалось достаточно для того чтобы поставить новую планку для будущих покорителей водной стихии.

Так и произошло. Уже в 94 году Питер Блейк, которому не удалось в прошлый раз даже добраться до финиша, сумел покорить дистанцию с ударным результатом — 74 дня и 22 часа.

Но что интересно второй неудавшийся покоритель планеты Оливье де Керсасон, также не оставил попыток побить рекорд. Причём неоднократно. 95 и 96 года у него не получилось. Но вот в 97 всё сложилось прекрасно. Его рекорд — 71 день и 14 часов, который он же в 2004 году улучшил до 63 дней и 14 часов.

Впоследствии эти планки покорялись неоднократно. Последний раз это было осуществлено в конце января сего года (2017). Команда Франсиса Жуайона на тримаране IDEC Sport смогла покорить дистанцию за 40 дней и 23 часа. На данный момент это весьма жёсткая планка, которую преодолеть будет очень сложно.

Список рекордов по годам

1993: Бруно Пейрон (Франция) на катамаране Commodore Explorer – 79 дней, 6 часов, 15 минут;

1994: Робин Нокс-Джонстон и Питер Блейк (Англия) на катамаране Enza — 74 дня, 22 часа, 17 минут;

1997: Оливье де Керсасон (Франция) на тримаране Sport Elec – 71 день, 14 часов, 22 минуты;

2002: Бруно Пейрон на катамаране Orange – 64 дня, 8 часов, 37 минут;

2004: Оливье де Керсасон (Франция) на тримаране Geronimo – 63 дня, 14 часов, 59 минут. Его обогнал Стив Фоссет (США) на катамаране Cheyenne с результатом 58 дней, 9 часов, 32 минут. Но рекорд американца не был засчитан в связи с тем, что вступительный взнос не оплачен;

2005: Бруно Пейрон (Франция) на катамаране Orange 2 – 50 дней, 16 часов, 20 минут;

2010: Франк Каммас (Франция) на тримаране Groupama 3 – 48 дней, 7 часов, 44 минуты;

2012: Лойк Пейрон (Франция) на тримаране Maxi Banque Populaire V – 45 дней, 13 часов, 42 минуты;

2017: интернациональная команда, возглавляемая Франсисом Жойоном, на тримаране IDEC Sport — 40 дней, 23 часа, 30 минут.

Кто следующий?

На данный момент известно, что за трофей постарается побороться Фёдор Конюхов, который на данный момент ведёт переговоры о постройке новой 75-метровой трёхмачтовой яхты, которая могла бы разгоняться до 42 узлов. Особенностью её будет то, что лодка будет однокорпусной, так как до сих пор в гонке яхта такого типа не участвовала, что прибавляет спортивного интереса.

Что же, пожелаем ему удачи!

Фото: JM Liot / DPPI / IDEC SPORT