Восточное Средиземноморье — развивающееся направление для суперяхт. Границы этого региона охватывают некоторые из самых разнообразных и культурно значимых стран на земле. Предел для многих суперяхт часто находится где-то недалеко от Анталии на побережье Турции. Многие другие яхты проходят через Суэцкий канал. В бьющемся сердце самых восточных уголков Средиземного моря, или Белого моря, как его называют по-турецки, находится Республика Кипр.
Кипр является третьим по величине и третьим по численности населения островом в Средиземном море. На Кипре и в более широком регионе произошло несколько громких событий, таких как проект порта Ларнаки и пристани стоимостью 1,2 миллиарда евро на Кипре и немного дальше в Адриатике, развитие Дурреса в Албании, поддержанное ОАЭ на 2 миллиарда евро. Поскольку регион привлекает значительный рост и инвестиции, интервью с Лизой Сингер, генеральным директором одного из новаторских проектов на Кипре, Karpaz Gate Marina, превращается интригующую беседу, которая даёт представление о перспективах суперяхтинга на Кипре и в Дальневосточном Средиземноморье.
Говоря об уникальной геополитической ситуации на Кипре, Сингер начинает: «Я приехала сюда 10 лет назад. Тогда яхтенная инфраструктура, которую мы видим на острове сегодня, ещё не существовала. Мы знали, что это будет сложно, но видение учитывало тот факт, что Кипр является островной страной с обширной береговой линией, и нам нужно использовать эту береговую линию на благо всей страны, отложив в сторону политические вопросы. Необходимо сотрудничество, чтобы позволить острову в целом стать настоящим местом для яхтинга».
На первый взгляд, в Средиземноморье есть ещё один пример, который может служить образцом для успешного развития инфраструктуры суперяхт, ориентированных на острова. Хотя Пальма-де-Майорка намного меньше, на ум всегда приходит именно Пальма-де-Майорка. Однако, как продолжает Сингер, это ещё не всё.
«Чтобы быть пунктом назначения, должно быть сотрудничество между двумя сторонами, Республикой Кипр с одной стороны и «турецкой стороной», и это было проблематично, я не буду вдаваться в подробности. Но я скажу, что как частный сектор мы сотрудничаем ради экономической выгоды острова в целом, чтобы облегчить навигацию по острову. У нас есть отличная сеть причалов по всему острову, и мы гордимся тем, что являемся лидерами этого развития и движения».
Говоря о начале пристани для яхт Karpaz Gate, Сингер вспоминает: «Когда мы получили лицензию, турецкое побережье Кипра всё ещё находилось под военным запретом. Это был не тот район, где могли плавать яхты. Для яхт Кипр был только у берегов Республики Кипр».
Есть много примеров оценки экономического воздействия, которые пытаются разобраться с многочисленными затратами и выгодами, связанными с посещением суперяхт и экономикой региона. Однако, как вспоминает Сингер, Karpaz Gate Marina оказалась в уникальном положении. «В Karpaz Gate Marina мы — наш собственный маленький микрокосм. Когда мы разрабатывали наш проект, стартовая площадка не была подготовлена, то есть мы начинали практически с нуля. Не потому, что это была турецкая сторона, а потому, что мы находимся на полуострове острова, который традиционно был менее развитым, более сельским и сельскохозяйственным».
Как объясняет Сингер, они заняли место в первом ряду, учитывая влияние, которое пристань Karpaz Gate оказала на окрестности. «Мы могли бы за 10 лет очень чётко увидеть, как становимся крупнейшим работодателем в этой области, в кругах, создающих добавленную стоимость, и в том, какой вклад всё это вносит в экономику».
Создание туристической точки опоры в слаборазвитом регионе с помощью пристани для яхт имеет множество побочных эффектов для экономики региона в островном государстве. Сингер ясно даёт понять, что Karpaz Gate занимает определённую нишу в инфраструктуре суперяхт острова, специализируясь на небольших яхтах и бутик-отелях.
«Видение Karpaz Gate с самого начала заключалось в том, чтобы специализироваться на суперяхтах, а не на мегаяхтах. Более 80-метровый флот должен находиться рядом с аэропортом Ларнаки, где у вас также есть коммерческая гавань и портовые сооружения, которые могут обслуживать большие яхты. Если говорить об общем количестве яхт во флоте, то мегаяхты составляют очень небольшую его часть. Мы сосредоточились на небольших яхтах, поэтому у нас есть специализированный центр технического обслуживания и 300-тонный подъёмник».
Глядя на более широкий регион, Сингер описывает развитие и рост, которые поддерживают инфраструктуру суперяхт Восточного Средиземноморья. «Есть и другие примеры, такие как Черногория и Хорватия, которые были новым направлением всего 15-20 лет назад. В частности, Черногория разрабатывает новую инфраструктуру для ремонта мегаяхт и суперяхт. Мы видим, что весь этот интерес приходит на Восток, и это часть тенденции и эволюции. Вам просто нужно оглянуться достаточно далеко, чтобы увидеть импульс».
Вдоль побережья Ливана прогуливается относительно большое количество людей, а вдоль побережья Израиля меньше. Живописное побережье и оживлённые прибрежные города, такие как Тель-Авив и Беруит, привлекают посетителей уже тысячи лет. Однако история неизбежно вступает в разговор о возможности роста в регионе для суперяхт. «Давайте поговорим о безопасности региона в целом, — продолжает Сингер, — это очень беспокойный район. Я не могу быть пророком и смело прогнозировать, что будет происходить в регионе, но пока сохраняется статус-кво, а правительство поддерживает экономику, я думаю, мы будем наблюдать медленное и постепенное движение на Восток, а также развитие большей инфраструктуры на Кипре».
Касаясь того, что может сделать Кипр, чтобы извлечь выгоду из роста региона, Сингер заключает: «Дополнительная миля, необходимая для того, чтобы приехать в новое место, где вы не можете провести сезон, — это вызов. Это маркетинговый вызов для островитян. Вы едете на Адриатику, потому что это ваше место, это место, где вы собираетесь провести сезон. Поэтому очень естественно, что вы захотите как-то приблизиться к этому месту, как только начнётся сезон. Как доставить яхты в сезон в место, которое не является для них естественным сезоном? Вот в чём сложность».
Karpaz Gate Marina недавно открыла бутик-отель в качестве следующего этапа развития и добавляет крытый бассейн, конференц-залы и новый яхт-клуб. В сочетании с развитием порта и марины Ларнаки и уже существующей пристанью для больших яхт и удобствами в марине Лимассола это означает, что на Кипре развивается потрясающее круглогодичное направление. Возвращаясь к Средиземному морю с Мальдивских островов в марте, например, может ли яхта направиться на север к Кипру после Суэцкого канала для короткой (и тёплой) стоянки, прежде чем провести сезон между этим местом, Адриатическим морем и турецким побережьем?
С развитием острова, потенциалом для уникальных круизов, богатой историей, обнадёживающим постоянным относительным уровнем политической стабильности и новаторской работой заинтересованных сторон, таких как Лиза Сингер и её команда у Карпасских ворот, Дальневосточное Средиземноморье, думаю, может быть успешно разблокировано.