В дальние странствия яхтсмены отправляются в отпуске, когда на время, наконец, можно забыть о рабочих ритмах и уйти от суетливых городов. Как правило, истинный капитан, мечтатель о мореплаваниях, всегда планирует маршрут заранее, рисуя попутно пейзажи марин и швартовок в голове.
Выходя на морскую «тропу», человеку кажется, путь пройдет гладко, ведь он все продумал. Только вот вопросы страхования все же предстоит рассмотреть подробнее, чтобы избежать ошибок на маршруте.
Секреты правильного выбора страховки
Страховые компании предлагают яхтсменам, владельцам лодок и чартерных предприятий большое количество страховых полисов. Какие необходимо выбрать в обязательном порядке? Что за полисы предлагают сегодня на европейском рынке?
О медицинской страховке
Для путешествий за рубеж эксперты рекомендуют приобретать обязательно медицинские страховки. Этот полис требуют все государства зарубежья для иностранных гостей, прибывающих на их территории. В РФ этот полис включен в добровольное медицинское страхование, но условия страховщиков для каждой категории граждан индивидуальные. Нередко медстраховка для зарубежных путешествий наделяется несколькими уровнями покрытия. Яхтсмену прежде нужно убедиться, что полис покроет расходы, если понадобится лечение при занятиях парусным спортом. В ином случае, лучше приобретать отдельный вид полиса от риска несчастного случая.
Если потерял трудоспособность
Такой вид полисов призван покрыть расходы, связанные с получением инвалидности во время гонок. Эксперты-страховщики советуют оформлять такую страховку тем, кто намерен участвовать в мировых, крупных регатах. В них высок риск получить травмы, несовместимые с дальнейшим участием в гоночных этапах. Страховку необходимо иметь профессионалам, людям, перегоняющим яхты.
Что такое ответственность перед третьими лицами?
Этот вид страховки на европейском рынке весьма популярен и применим к мореплаванию в 3 видах.
- Страховка для собственника лодки. На практике страхуют борт. Благодаря такой бумаге шкиперу удается покрыть материальные затраты, связанные с восстановлением организма после травм, повреждениями лодки, которые случились по вине третьих лиц (другого борта). Тут речь идет о сумме в 4 млн. евро. То есть капитан страхует судно, и, если оно протаранило другое, то страховщик поможет с выплатами пострадавшей стороне. Причем рассматриваются вопросы не только, когда речь идет о капитане, но и его команде. Самому штурману лучше приобрести персональный полис.
- Полис-страховка индивидуальной ответственности. Эта бумага помогает благоприятно разрешить конфликтные ситуации. Допустим, один человек заявил претензию к застрахованному лицу по причине материального/физического убытка. Этот вид оформляется на любого члена экипажа и защищает его от претензий со стороны другого лица (например – моряк обжег нечаянно кипятком из чайника при качке в море коллегу). Но! Страховщик не возмещает ущерб полностью, когда человек, управляющий лодкой, является собственником катера. Тут важны параметры длины яхты страхователя. Лодка не должна превышать 35 футов.
- Ответственность капитана тоже страхуется, если он навредил третьим лицам. Его действия довели до материального убытка, физической травмы.
Совет! Заключая подобный договор, яхтсмену следует присмотреться к условиям (не только работа, приказы капитана могут вести к плачевным событиям, но и команды). Под страховой случай также попадает «грубая неосторожность» руководителя и его команды.
КАСКО – как подстелить «соломку» на воде?
Этот тип «соломки» помогает людям компенсировать убытки, связанные с затоплением корабля, ущербом, нанесенным личным предметам во время путешествия. Также рассматривают это дело в связи с пострадавшим оборудованием на борту. Нужно внимательно читать договор, чтобы документ покрыл все возможные риски на водном пространстве (катер сел на мель, навестили пираты). Пока эта разновидность страхования порядком «хромает» даже на европейских «акваториях» законодательства.
Яхта повредилась: следующий чартер отменен!
Нелегкая ситуация складывается, когда страдает экипаж, арендовавший катер. В пути случаются поломки, причем существенного масштаба, из-за чего следующему экипажу компания отказывает в услуге. Бумага защищает команду, но тут важно выяснить, кому платить за повреждения до заключения договора с чартерной компанией.
Важно! Иногда такой весомый ущерб не покрывают депозитными деньгами.
Актуальные вопросы по страхованию депозитов
Категория страхования наделена «миссией» встать на защиту команды от лишения депозитного бюджета, если матросы испортили судно. Неоднозначная вырисовывается картина: у каждого агентства руководство разработало индивидуальные правила составления договоров.
Пример из жизни! Страховщик «Яхт-Пул» не удерживает депозитные деньги у яхтсменов в случае повреждения мотора или трансмиссионной конструкции борта.
Несчастный случай на борту – что тогда?
Не исключено, что во время плавания возникают подобные обстоятельства. Зачастую страховая фирма автоматически подключает этот вид защиты в страховой пакет, предложенный команде. Только надо уточнять: покроет ли страховка все виды несчастий, случающихся при сближении с чартерной базой, на стоянках, на побережье в рамках сухопутных экскурсий. Одолевают сомнения? Тогда лучше заняться следующей страховкой.
Достойное предложение – персональная защита
Страховщики с удовольствием реализуют востребованные пакеты по страхованию от ущерба для здоровья на дистанции гонщика. Стандартные пакеты медицинского формата его не покроют за границей. В связи с этим необходимо спросить, компенсирует ли полис лечение травм на протяжении парусного тура.
Плавание прерывает чартерная фирма…
Весьма неожиданный форс-мажор. Наличие полиса поможет вернуть деньги, потраченные матросами. Такое бывает, когда шкиперу не удалось принять участие в гонке по определенным причинам, и руководство гонки или сами моряки не смогли отыскать ему альтернативного спортсмена.
Непредвиденные юридические расходы
Довольно внушительный объем занимает в страховой области этот пласт. Несмотря на новизну, он обрел популярность у яхтовладельцев. Эксперты наблюдают такие события во взаимоотношениях с судостроительными брендами. Полис призван возместить ущерб по юридическим хлопотам. Важно проследить за незамедлительным вступлением в силу документа сразу после подписания сторон (нередко документ начинает работать лишь через пару месяцев после оформления, такого допускать нельзя).
Жизнь – бесценный дар!
Полис по страхованию жизни – приоритетный документ, необходимый родственникам мореплавателя, отправляющегося к дальним берегам. Если случится внезапная смерть, тогда близкие получат компенсацию.
Лайфхак, как поступить экипажу, когда случай настал:
- Необходимо взяться за дело, чтобы уменьшить повреждение катера, сделать все от себя зависящее, дабы не распространить ущерб по лодке.
- Важно зафиксировать документально повреждения, запечатлеть их на фото-, видеокамеру. Члены команды вместе с капитаном судна должны поставить подписи на этом листке, где подробно описаны дефекты.
- Срочно следует оповестить чартерное, страховое агентство.
- Находясь в акваториях некоторых государств, нужно сообщить полицейским о случившемся, в порт.
- Пожар на лодке, кончина шкипера, криминальные события (грабеж, угон суперяхты, воровство на борту) полиции нужно звонить обязательно!
Теперь пора поговорить подробнее о чартерном страховании.
Особенности трех полисов для зафрахтованного катера
Преодолевая водные дистанции, яхтсменам приходится сражаться со штормами, терпеть посадки на мель, бедствия, что неминуемо ведет к повреждениям на борту. Естественно, волнительно звучит вопрос платы за технические «грехи», полученные в результате гнева природы.
Капитан. Третьи лица. Ответственность
Для мечтателя о чартерных плаваниях этот вид страховки («Ответственность капитана перед третьими лицами») является одним из приоритетных. Морские путешествия обладают специфичным характером: капитану отводится роль главного, кто будет отвечать за все происходящее на судне. Его действия/бездействия могут довести его до разорения, особенно при гибели лодки, кончине людей, получении матросами тяжких травм. По этой причине нужна качественная, продуманная защита.
Обычно этот тип страхования содержится в основном пакете, подразумевая автоматическое согласие штурмана на эти условия. Им кажется, что компания полностью их оберегает от страшных финансовых (хотя бы!) мук. Однако практика показывает иное положение дел.
- Не все государства принимают договор. Обязательным он стал лишь в Италии. Позаботилось об этом хорватское и испанское правительство.
- Немало государств, официально признающих эту бумагу. Однако закон предусмотрел для этих ситуаций крайне низкий процент компенсаций. Единой юридической европейской базы опять же не разработано! Пример: итальянские страховщики рады выплатить несколько миллионов евро, хорваты – до 600 тысяч, хотя эта сумма иной раз совершенно ничтожна.
- Договорные обязательства смутно составлены, имеют мелко шрифтовые подоплеки, имеют ограничения по удаленности от берега.
- Документ, касающийся ответственности шкипера перед другими, содержит фразу «грубая капитанская неосторожность», и за нее можно принять что угодно.
- Агентство предлагает «пакет», значит, есть повод его изучить детально. Нередко эти бумаги пишутся на языке страны, где находится организация-арендодатель водного транспорта. Так что надо приготовиться к переводу.
- Капитану приходится лично иметь дело с агентом-страхователем в случае гибели моряка, пассажира, лодки. Компания заинтересована вернуть себе средства.
Эти обстоятельства красноречиво подсказывают капитанам – брать персональную страховку. Тогда путешествие на катере от чартерной компании пройдет с большей уверенностью, со спокойной душой. Крайне важно иметь документ, отправляясь в «заморские» страны к дальним станциям.
Подписывая договорные обязательства, штурману нужно досконально ознакомиться с подноготной бумаги, рассмотреть детально, какие страховые случаи таковыми признаются, размеры компенсации, оплаты. Некоторые компании (Германия) покрывают случаи, прямо прописанные в договоре.
Другие же фирмы пытаются запутать клиента, подсовывая сомнительные условия сотрудничества, оставляя вынужденное право штурману самому просчитывать ситуации, следить, чтобы его не обманули. Главное при подписании не находиться подшофе, иначе страховщик с большим удовольствием откажется выплачивать положенное или взыщет средства с удвоенной скоростью.
Сложнейший опыт имели капитаны, бравшие в аренду катамаран с коммерческой целью, получая за эту прогулку деньги от заказчика-владельца судна. Шкиперы по найму – отдельная страховая история, и обычно страховщики выставляют для них завышенные тарифы сотрудничества. При наступлении страхового обстоятельства штурману важно доказать, что он действовал профессионально и не является любителем. В противном случае его ждут плачевные последствия, включая полный отказ в выплатах из-за нарушения условий договора между ним и заказчиком его услуги.
Профессиональное мнение! Немецкий страховщик-предприниматель (компания «Пантениус») считает, что от подобной страховки иногда лучше отказываться. В Италии этот вид страховых услуг входит в перечень обязательных.
Владельцы чартерных брендов предлагают пакеты яхтсменам, предложив априори многомиллионное покрытие при наступлении тяжелого случая. Хорватские агенты предложат меньшую сумму, но тоже включили услугу в обязательный вид страховой защиты. Только тут возникает обратный, серьезный риск – в любых действиях штурмана могут узреть «грубые ошибки по неосторожности», привлекая к материальной ответственности, ведь страховка не покроет расходы для возмещения лишений. Отдельный же персональный полис лучше иметь с собой. Клиенты европейских агентств остаются довольны их работой, судя по большинству отзывов. Аналогичного лестного отзыва нельзя услышать о компаниях, работающих на территориях экзотических государств. Важно выбирать надежную компанию, читать отзывы, ориентироваться на мнения друзей, знакомых, опытных яхтсменов!
В следующей статье мы рассмотрим, как подстраховать депозит и другие интересные вопросы по страховой части плавания.