Суда из дерева люди строили многие тысячелетия. И даже сегодня, когда существует масса других легких, прочных и недорогих материалов, эти лодки остаются в чести, несмотря на дороговизну и сложности в уходе за такой яхтой. Основные плюсы древесины – достаточная прочность, природная плавучесть, хорошая шумо- и термоизоляция. И даже трудоемкое изготовление такой яхты и необходимость высококвалифицированного специалиста не пугает поклонника деревянной лодки.
Типы конструкций
Процесс создания лодки из древесины достаточно сложен и требует участия высококлассных специалистов, да и уход за этим судном в дальнейшем тоже потребует немало труда. В настоящее время эти проблемы помогают решать современные герметики и уплотнительные материалы, а также различные типы клеевых соединений.
Каркас из досок обшивки. Это наиболее распространенный тип конструкций, когда рамочный остов, лучеобразно расходясь от центра киля, является основой для досок.
Обшивка вгладь. При этом способе доски лежат плотно друг к другу и законопачены.
Край на край. Это тип обшивки, при которой доски более тонкие, чем в предыдущем типе, и они накладываются друг на друга, при этом их не конопатят. Отсутствие необходимости конопатки объясняется тем, что при таком типе соединения доски разбухают и происходит естественное уплотнение. Такой тип легче и пластичнее обшивки вгладь, но все же ее трудно сохранять плотной, да и для крупных судов она уже не годится.
Фанера. Один из вариантов – покрытие остова морской фанерой. Плюсы способа – меньше швов, и само покрытие обойдется дешевле. Но этот метод подойдет только для скулового профиля, так как фанеру можно сгибать только в одном направлении.
На пазовых рейках. Принципиально другой метод, когда прямоугольные доски не крепятся к шпангоутной раме, а прибиваются по краям и склеиваются между собой, например, эпоксидным клеем. Такой подход обеспечивает хорошую прочность и герметичность.
Горячее формование. В 1930-е годы было сделано несколько лодок таким образом: временная форма облицовывалась множеством тонких деревянных дощечек, а затем все это склеивалось под давлением и при высокой температуре, отсюда и название способа.
Холодное формование. После Второй мировой войны появился эпоксидный клей, и горячее формование стало холодным (оно происходило при комнатной температуре). Благодаря такому подходу, корпус получается монолитный, прочный, упругий и очень слабо поддается гниению, а отсутствие шпангоутной рамы освобождает 10 и более процентов пространства внутри корпуса.
Постройка
Рассмотрим вкратце способ постройки деревянной лодки методом обшивки вгладь, который с течением времени не претерпел больших изменений.
Плазовая разбивка. Изготовление натурного шаблона, т.е. в масштабе 1:1, на основании данных таблицы ординат.
Скелет. К передней части лодки прикрепляется форштевень, к кормовой – ахтерштевень, дейдвуд и транец.
Формованные секции. Изготавливается несколько заменителей шпангоутов, подогнанных под соответствующие поперечные сечения, и крепящихся к килю. К ним прибивают тонкие деревянные планки, тянущиеся от кормы к носу – наружные привальные брусы – для того, чтобы заменители шпангоутов держались на месте и поддерживали нужную форму корпуса.
Шпангоуты. Их ставят внутри пространства, зафиксированного формованными секциями и наружными привальными брусами. Шпангоуты могут выпиливаться, собираться из частей или гнуться под паром. По мере их установки формованные секции снимаются.
Обшивка. После установки шпангоутов, можно приступать к обшивке, и по мере ее продвижения снимаются наружные привальные брусы.
На этом заканчивается лишь сборка корпуса, но впереди еще укладка палубы, установка парусного вооружения, покраска, обустройство кают и еще много мелочей, которые, скорее всего, займут больше времени, чем строительство основной части.