Среди автовладельцев бытует мнение, что отдать своего железного коня чужому человеку, все равно что поделиться чем-то очень личным. В принципе, это касается любой собственности, и на этот счет существует много мнений. Аренда стала довольно популярным источником дополнительного дохода, и водный транспорт не является исключением.
Масштабность доли частников в общей массе всех чартерных яхт впечатляет: всемирно известный флот Tui на 90 % состоит из судов, сданных в аренду собственниками, если в цифрах, то из 1 200 Sunsail и Moorings, 900 – частное владение. Кроме возражений прагматиков такого способа вложения средств, есть в этом и немало плюсов.
Dufour 40e, принадлежащая Я.Банку, давно и прочно сдается в Турции. По его словам, плюсов в этом больше, чем минусов – хлопот меньше. Действительно, заботы о стоянке, профилактике, оформлении документов, уборку – все это ложится на плечи арендаторов. Риск, несомненно есть. Тот же упомянутый Банк, потерял кругленькую сумму, когда разорилась компания, которой он сдавал одну из своих лодок. «Нужно просто поставить условие о систематических отчетах и грамотно оформленный договор с фирмой. Это позволит мне в будущем избежать подобных неприятностей». Как говорится, кто владеет информацией, тот вооружен.
Тем более, что банкротство чартерных компаний – не частая ситуация в бизнесе, просто нужно держать руку на пульсе.
Один из самых минусов в этом процессе, пожалуй, максимальные нагрузки и использование чартерных судов. Холить и лелеять, как родных, яхты никто не будет. Этот момент надо учитывать, если вы собрались сдать свое детище.
Сдача яхты в аренду
Процесс сдачи в аренду и заключение контракта не совсем прост. Компании, серьезно занимающиеся чартером, тщательно мониторят рынок, многие берут только определенных производителей и конкретные модели. Поэтому, если вы хотите получить определенные обязательства и условия, вам нужно предварительно изучить информацию. Правда есть и те, кто подходит менее избирательно, соответственно, условия и содержание лодок там могут быть менее приемлемыми для вас.
Как и в любом рынке предоставления услуг, в чартере возможность выбора является основной. Консервативные клиенты, предпочитающие определенные модели, стали редки. Обширная география мест – весомое преимущество гигантов чартера, таких как Sunsail и Moorings, или Dream Yachts – эти могут похвастаться своими базами в мировом масштабе. Выгода здесь простая – вы оставляете свое судно компаньону, а сами исследуете новые территории на полюбившейся, но ранее недоступной модели яхты.
У Tui-Marine тоже есть подобная программа. Ее владелец, как раз отмечает эту особенность, как наиболее привлекательную для клиентов и выгодную для бизнеса: «Наши постоянные компаньоны предпочитают ежегодно проводить отпуск на разных лодках флота, это вносит разнообразие, почему же не воспользоваться?»
Середнячки в сегменте Bestsail и Sun Charter или Kiriacoulis, следуя правилам разнообразия, аналогично располагают пунктами на распространенных акваториях. В разгар высокого сезона действуют повышающие коэффициенты: неделя за две, или, даже за три. Но бизнес есть бизнес, спрос всегда рождал предложения. Наиболее продвинутые компании предлагают дополнительные услуги для своих клиентов. Например, разнообразные программы отдыха, часто это вообще не связано с морем. Navigare из Швеции, приглашает владельцев отдохнуть на природе в комфортабельных коттеджах. Чем не мотивация к постоянному сотрудничеству? Есть здесь определенная хитрость, покупка яхты – дело затратное, не все супруги любителей водной стихии молча на это соглашаются. «Наша программа выглядит в этом плане очень убедительно» – говорит один из авторов идеи П. Абрахам (Navigare Yachting).
Однако многие крупные чартерные компании не практикуют многообразие баз, сосредотачиваются на паре в пределах одной страны. Это имеет определенный минус – на протяжении всего контракта владельцам закрыт путь за пределы одной акватории.
Средняя продолжительность стандартного договора – до шести лет.
На практике существует несколько вариантов чартера, для человека не особо бывалого в этих делах, будет много непонятного. На самом деле, что касается вопроса прибыли, здесь речь может идти об основных трех вариантах:
- Определенный процент от цены аренды яхты
- Индивидуальные условия, зависящие от особенности аренды
- Выплата собственнику части стоимости. По окончании договора возвращается к владельцу. В этом варианте у вас остается возможность ходить на судне определенное количество времени в году.
Самые крупные компании обычно используют первый способ расчета с хозяевами лодок – процент, он у них достаточно велик. Sunsail дает восемь за Средиземку, за пребывание на Карибах – десять. Такие проценты используют многие, придерживаясь одних цифр, дабы избежать момент переманивания клиентов. VPM – выплачивает десять процентов от стоимости чартера в любой акватории за пределами Франции. Шведы из Navigare – до тринадцати. Разница объясняется продолжительностью сезона, в Средиземном море он короток, по сравнению с экзотическими странами.
При таких договорных обязательствах прибыль подсчитывается сразу и рисков не получить денежные средства практически не возникает. Но если спрос на аренду будет превышать оговоренный в контракте – вам дополнительно ничего не выплатят. В плюсе останется ваш компаньон.
Гораздо чаще владельцы яхт выбирают вариант оплаты определенного процента от стоимости чартера, в среднем он колеблется от 60 до 75. Но это не так привлекательно финансово, как может показаться – текущие расходы – ваша забота. Начинаются разборки, типа, что считать профилактическим осмотром, а что нет, кто оплачивает необходимость замены деталей и наполнения яхты и так далее. Лишнего платить не хочет никто.
Оформление контракта
Для нормального сотрудничества рекомендуется тщательно подойти к процессу оформления контракта, детально проговорить и прописать все условия, особенно если это касается профилактики ремонта. Здесь будет правильным обратиться к юристу, по крайне мере, получить квалифицированную консультацию.
Нередки случаи, когда собственники объединяются в своеобразные союзы в пределах одной акватории. Как, например, поступают компаньоны Sun Charter из Германии. Они создали свою модель, при которой доходы делятся поровну, но в то же время такое распределение в отношении издержек – значительно сокращает траты. Это более выгодно для владельцев «немолодых» судов, которые арендуют реже.
При таком положении вещей, они получают доход даже за простой.
Союзники могут заранее спрогнозировать прибыль это, несомненно выгодно, при условии, что Sun Charter использует в практике высокие мерки по профилактике и обслуживании лодок, работоспособность у них, по сравнению с лодками конкурентов, значительно выше, порядка семи лет. Не стоит забывать, так сказать о времени личного пользования яхтой. Чем меньше она у вас – тем выше ваша прибыль.
Что касается третьего предложенного варианта получения дивидендов, он гарантирует при не крупном изначальном вложении, в конце договора яхта возвращается к вам обратно. Ну, и не забывайте про положенное время, которое вы можете ее использовать в личных целях, по условиям договора.
Существует еще одна модель, или разновидность. Французские владельцы чартерных компаний, создали так называемую экономическую программу поддержки развития. Заключается она в следующем: в обмен на финансирование при покупке, собственник должен выполнить ряд условий, а именно – он получает свою лодку обратно только после пяти лет чартера. Иногда и жесткого. Но первоначально он вносит лишь от 35 до 45 процентов стоимости в зависимости от класса. Но и в этом вас может ждать подвох. Как известно из специфики рыночных отношений, объем всегда дешевле одиночной покупки. Поэтому многие собственники крупных чартерных компаний имеют у производителей такие выгодные бонусы, размер их колеблется от 8 до 15 процентов. Здесь дальновидные бизнесмены, получая 15, могут повысить лояльность клиентов и сделать скидку им. Процентов пять, например. Мелочь, а приятно.
В любом случае, все зависит от первоначального личного контакта и от того, какую компанию вы выберете. Некоторые предпочитают открытые партнерские отношения и о цифрах не лукавят, что несомненно делает им честь. Вот Klasse Yachten, например, заявляет аж о возможности пятнадцати процентной скидки. Заманчиво. А покупают они частенько, одни и те же суда. Риску себя подвергать никто не хочет.
Самый насущный вопрос для желающих поживиться – останусь ли я в прибыли? Вот как его комментируют знающие люди. «Не ведитесь на обещания баснословной прибыли. Рынок чартера настолько насыщен, что предложение не всегда оправдывает спрос. Этот процесс не спрогнозировать.» (Ф. Богил, Tui-Marine). Но есть и противоположные мнения, М. Розенталь (Sun Charter) утверждает, что их компаньоны по окончании контракта получают в пересчете на чистую прибыль, от 3 до 6 процентов от вложений. Но и напоминает, что срок эксплуатации у Sun Charter дольше. Причем по его заверениям, они в плюсе даже на Балтике, где особенно короткий сезон.
Но если уж мы купили яхту, ее собственник прибыль получит с гарантией в 100%.
В этой погоне за доходом не стоит забывать о налогах, чартер льгот не имеет. Несколько лет назад этот способ дополнительного заработка перешел в статус увлечения, хобби, и даже те, кто пытался обойти законодательство, были вынуждены заплатить в казну.
И здесь в поиске выгоды не будет лишней консультация со специалистом, который обязательно сориентирует вас в правильном оформлении декларации о доходах.
Как определяется стоимость яхты?
Остаточная стоимость лодки после контракта в первую очередь зависит от ее состояния. Опять совет: перед заключением договора, обратите внимание – в каком состоянии у компании находятся суда. Ведь скорее всего, оставлять себе отработавшее сокровище вы не будете, так и продать его потом захочется выгодно. Оценка последней стоимости, опять же, напрямую связана с ее состоянием и варьируется в пределах, не превышающих 55%. Учитывают еще бренд и спрос на него.
По наблюдениям специалистов, Beneteaus, Jeanneaus или Hanse имеет большую доходность, чем Bavaria. Массивные лодки менее привлекательны для покупателей, выше спрос на более маленькие размеры. Это и понятно – цена будет меньше и в уходе и эксплуатации проще. Представьте, что нужно обслужить 45 футовую махину. Прикиньте, во сколько это может обойтись даже по самым скромным подсчетам?
Немного другая ситуация с многокорпусными судами. Катамараны, бывшие в употреблении, пользуются высокой популярностью, а предложения на них – мизерные. Это отмечает и Sunsail, реализующий свои суда такого класса всего с 40% потерей от начальной цены. Причем в основном это быстрые продажи. Из-за повышенного спроса они не задерживаются в статусе неликвида. Исходя из этого и повышенный спрос на них у владельцев чартеров, когда поступает предложение, торга практически не бывает, сделка проходит очень быстро и взаимовыгодно для обоих сторон. И это даже не смотря на высокую расходную часть в виде необходимого ремонта.
По формам оплаты некоторые практикуют вариант зачета вашей старой лодки, а тот же Sunsail еще и предоставляет гарантию возврата, правда – очень невыгодную, лишь сорок процентов. Практика с зачетом старого судна – общепринятая. Выгода здесь очевидна: наличные деньги остаются в целости и сохранности и вы избавляетесь от необходимости продажи, который и затянуться может на долго и ожидаемой прибыли не принести.
Дабы не потерять компаньонов, компании оказывают помощь в реализации после окончания контракта. Возможностей у них на это явно больше, могут выступать простыми посредниками, либо заинтересовать крупных торговых оптовиков.
Срок продажи при этом значительно сокращается, так как лодка появляется в продаже на ранних сроках.
Как же определить надежность выбранной вами компании?
Гарантом, конечно же является грамотно составленный контракт, в котором прописан подробный график выплат регулярных платежей по доходности. Если фирма проблемная, вы узнаете об этом своевременно, что не позволит запустить процесс получения денег. Хороший способ узнать историю – взаимодействие с другими клиентами, но на отзывы нужно адекватно реагировать. Понятно, что тот, кто расхваливает изо всех сил – скорее всего работает не на вашей стороне. Постарайтесь найти тех клиентов выбираемой вами компании, которые действительно довольны условиями и сервисом. Скорее всего, от них будут достаточно сдержанные отзывы, но они окажутся самыми правдивыми.
Если, все-таки, есть желание по истечении срока вернуть свою лодку, нужно подумать об экономии средств. Перед тем, как воспользоваться аналогичными услугами, оцените все финансовые возможности и не исключайте, что может понадобиться дорогостоящий ремонт вашей личной собственности. Как бы вам не хотелось «шикануть» – не поддавайтесь соблазнам, держите себя в руках.
Признаком стабильности можно назвать данные в пятьдесят процентов клиентов, которые возвращались к покупке и сдаче в чартер из года в год. Говорит это только об одном – смысл есть.
И если уже продолжать разговор о возможных рисках, нельзя не затронуть вопрос с выбором акватории. Это напрямую влияет на прибыль. Для Балтийского моря 17-18 недель в год в чартере – великолепный результат, в водах Средиземного – 21-23. Холодный летний период негативно влияет на продолжительность, заставляет принимать отрицательные решения о входе в акватории коротких и нестабильных сезонов. Но и в водах с высокой доходностью есть свои недостатки – солнце и гораздо больший износ.
Какую прибыль можно увидеть после налогообложения и расходов?
На примере Sun Charter из Германии можно понять примерные цифры. Если не учитывать налог на добавленную стоимость, так как он отличается в каждой отдельно взятой стране (Турция – 5, Италия – 11, Испания – 21), то можно увидеть, что за год чартера в Италии можно «поднять» около 50 000 евро. Соответственно, после уплаты итальянских налогов, владелец остается с 15 500, по прибытии в родную страну(Германию), после уплаты подоходного налога, который зависит от финансового положения, останутся сущие копейки. А вот как выглядит размер ваших издержек при 40% чистой доходности:
- 7,5% – уход за я яхтой;
- 17% – чартерные сборы;
- 15% – профилактика;
- 20% оплата стоянки;
- 5% – необходимые расходные материалы.
Вот и считайте.
Территории яхт
Разумно, конечно, пользоваться услугами крупных компаний. Здесь вы имеете возможность ходить в разных акваториях. В течение всего срока контракта вы не будете ограничены в перемещениях.
Moorings, Sunsail, Dream Yachts и Kiriacoulis, например, для повышения лояльности своих клиентов, дают возможность использовать суда, в каком бы регионе они не находились. Прежде чем с радостью купиться на такую рекламную акцию, нужно понимать, что после бесплатных «даров» в количестве 15 недель, зачастую остается всего лишь четыре. Иногда и меньше.
Выбор модели
Класс и модель однозначно влияют на доходность. Вопрос, что выбрать – решать только вам самим. Катамараны более выгодны в стоимости, чем яхты. Доход от их аренды, также выгоднее, а вот обслуживание – нет. Поэтому при подведении итогов разница получается небольшая. Что касается второй или третьей продажи, здесь преимущество опять же у катамаранов, они в плюсе до пятнадцати процентов. В любом случае, втягиваясь в этот процесс, по возможности, проконсультируйтесь со специалистами, выслушайте как можно больше мнений, а вывод сделайте сами.