В прошлой публикации мы рассказывали, как выбирать яхту для пожилого яхтсмена. Хотя возраст не имеет значения для парусного спорта, что в очередной раз доказывают знаменитые шкиперы почтенного возраста. Среди них особого уважения заслуживает очень интересный человек.
Почетное звание «мастодонта океана» по достоинству заслужил не один человек в сфере парусного спорта. Но среди них выделяется особенный яхтсмен Уильям Уиллис, который в 60-летнем возрасте решился на путешествие, став образцом для подражания, хотя подобной миссии не чувствовал. В 1954 г. этот легендарный спортсмен выбрал лодку «7 сестричек» покинул Перу, уйдя с головой в путешествие к заветной Океании. Американцу удался необычный эксперимент! В 70 лет он соорудил тримаран-плот, применив железные понтоны, назвав его гордо «Возраст – не помеха».
На небольшой лодке мужчина отправился в путешествие от Кальяо, пройдя 20 тыс. миль, преодолевая расстояние до австралийского континента.
Путешественник-одиночка не собирался ставить перед собой великих целей, задач научного характера, подобно знаменитому Туру Хейердалу или легенде Эрику де Бишопу. Уиллис не собирался никому подавать пример, и особенно для тех, кто потерпел фиаско в море (подобно Алеку Бомбару). Его основной мотив к плаванию – желание: жгучее, страстное, непреодолимое. Яхтсмен чувствовал себя романтиком, намеревающимся испытать себя на выдержку в суровых условиях. У моряка была мечта, воплощенная в реалии. Но еще Уильям достиг совершенства в самореализации, ведь с детства он увлекался живописью, философскими науками, историей. Этим знаниям он придал огранку в путешествии, окончательно утвердившись как саморазвитая личность. Его книги взахлеб читают молодые дилетанты яхтинга, стремясь познать тайны опытного шкипера и океанов. Как он описывает путешествие?
По словам Уиллиса, он самостоятельно выстроил плот с полиуретановыми наполнителями понтонов, удаляясь на нем в безмолвие Тихого океана. Края, по которым он проплывал, редко встречали круизные лайнеры. Путешествие не стало его капризом, приключением. У него не было в голове мысли проложить маршрут для потомков, коллег. Он лелеял мечту ради доказательства, что выбрал правильный жизненный путь, придя на сей свет с любовью к природе, с большим уважением к ней. Яхтсмен был уверен, что в созвучии с природой человек обретает бесценный клад – магическую силу, чтоб справиться с любыми трудностями. Маршрут он называл «дорогой к счастью», двигаясь к ней с детских лет.
Уильям, несмотря на 61-летний возраст, рискнул отправиться в приключение через Тихий океан. Когда ему напоминают о возрасте, пытаясь позаботиться о его здоровье, капитан только улыбается в ответ. Американец уверен в здоровье, благоволении судьбы. Яхтсмен твердо уверял себя в пути, что мечта сбылась! Эти мысли, рождающиеся в моменты прохождения мимо удивительных красот, закатов в океане, поддерживали кэпа. Нервы были в порядке, капитан шел вперед уверенно, смело, без стрессов, воспринимая окружающую действительность за вполне естественное явление. Плот мужчина выстроил по собственным чертежам, желаниям, построив маршрут так, как этого жаждало неутомимое сердце. Остальное же зависело лишь от внутренней харизмы, энергетики.
Море не меняется годами, приветливо встречая любимого старожила.
Море капитан часто сравнивал с душой, восхищаясь им больше, нежели прекрасными горными вершинами с их неоспоримым очарованием. Море поселилось в душе смолоду, не отпуская старого «морского волка». Капитану нравятся величественные облака, пытающиеся укрыть волны, игра воды с солнцем, ветры, не имеющие преград. Лодка словно ковер-самолет, несет в бесконечность, манящую, далекую, но столь родную и всегда загадочную.
Всматриваясь в сумрачную даль волн, он размышлял об их поведении, сюрпризах при штормовой лаве. Вероятно, они сконфузятся от штиля, но для капитана волны стали истинными друзьями, помогающими в пути. Одинокий путник периодически перегибался через борт, набирая воду, смачивая грудь, охлаждая голову. Такой ритуал он проводил каждый раз, выходя к своему другу, к морю, словно проходя ритуал освящения, крещения для близости с природой.
Настоящий моряк в душе не боялся отправляться в неизвестность. В его окружении таких людей оказалось немало. Сильный мужчина дружил с такими же крепкими духом страстными любителями морей. Волны представлялись ему товарищами с берега, которых он знавал давно. Упорство, молчаливость, крепкая сила духа – ключи от хорошей, долгой дружбы с морем. Друзья-волны, вопрошая, не страшно ли ему в одиночестве на плоту, часто поднимались, словно желая услышать его ответ. Уильям отвечал: мол, не ради славы пустился в кругосветку на маленьком судне. Единственным желанием была любовь к морю, стремление показать, на что способен, ведь он верный потомок морских волн. Яхтсмен обожал стихию, принимая ее безусловно, отдаваясь ей всецело, и она оберегала его.
Как вспоминал мореход, море пело ему тысячи уникальных, благозвучных песен, играло мелодии для души с ностальгическими нотками. Вместе с тем, море вдыхало в пожилого человека новые идеи для жизни, для ее продолжения.
До отплытия путешественник навестил офис страховой легендарной компании «Ллойд» в Лондоне. К удивлению Уиллиса, страховщик отказался выдать страховой полис, посчитав путешествие провальным априори, пророча ему смерть. Журналисты крупнейшего издания в Америке фотографировали, наивно полагая, что видят морехода в последний раз. Корреспонденты не преминули сообщить супруге авантюриста, что на «всякий случай» у них теперь в архиве хранятся красивые фото мужа. Только Тедди, верная жена, находившаяся рядом много лет, знала неутомимого мужа, страстного влюбленного в море. Женщина заверила, что журналисты напрасно уверены в его гибели. Тогда корреспонденты потупили взгляд, стыдливо посматривая на женщину.
В одиночестве существует странное, манящее очарование. Привыкнув к одинокому положению, мореходу не хотелось перемен. Только любовь в сердце к небесам, морю, окружающему волшебству природе наполняла его. Мужчина ясно осознал причины столь странной любви людей к одиночеству: нет помех, ничто не мешает погрузиться в себя, говорить с собственным душевным миром, затерявшимся в условиях бешеных ритмов жизни города. Единственное, о чем жалел яхтсмен – отсутствие рядышком жены, заслужившей «подпитку» живительной природной энергетикой, здоровьем, наслаждением уединения.
Моряк даже пожалел об эгоизме, жалея о неразделенной радости с любимой женщиной в эту минуту.
Ранее состояние души, сейчас наполнявшее грудь, яхтсмен не испытывал. Мужчина пытался связать нынешнее душевное умиротворение с прошлым, мысленно проведя мостик до реальной жизни. Однако мозг блуждал в море, не собираясь кидать якорь в прошлом или настоящем. Забвение, целительная сила волн, песнопения ветра пробуждали чувство безграничной свободы от стереотипов, прочих неприятностей. Шкипер ежедневно решал важные задачи, сам, без помощи, и в этом прелесть! Мелкие заботы, докучавшие на материке, враги остались позади шлюпки. Лишь природа, несмотря на ее стихийные удары, укрепляло собственное дитя, приветствуя его лодочку.
Мили оставались в истории биографии, яхтсмен двигался дальше. Парусник вел его к счастью. Впереди казалось, его огромные залежи, неизведанные доселе.
С наступлением ночи шкипер еще больше погрузился в негу успокоения. Такие ночи запоминаются, когда человек углубляется на дно подсознания, откровенно разговаривая с собственным «я». Командор размышлял о смысле бытия, о борьбе, общении с природной средой, коллегами, женщиной, которой принадлежало сердце.
Странные мысли роились в голове при приближении к цели. Страшно было оставить успокоение, только что найденное умиротворение души. Хотя вояж получился довольно сложным, с трудностями. Командир тримарана не унывал, сердечно благодаря природу за благосклонность. Матросов часто охватывает «канальная лихорадка» при приближении лодки к конечному пункту. Шкиперу удалось избежать столь неприятного явления: лишь грусть, ностальгия по пройденному маршруту заполнила все тело.
15 октября за полночь. Плот приблизился к берегу. Плавание завершено, 115 суток на борту маленького плотика остались на диске памяти. Через два дня прошла торжественная церемония среди аборигенов полинезийского общества. Собрались знатные особы острова, вожди племен. Отважному матросу вручили почетное звание «Капитана дальнего плавания».
Что сподвигло на авантюрный вояж? Матрос признался, что давно мечтал о плавании, и это чувство стремления в «дальние дали» существует на задворках души каждого. Мореплаватель считает, что у предков подобные мечты без сомнений кружились в голове. Желание постигать неизведанные земли, строить лодки, причаливать к берегам вдали от дома сопровождает человека в генотипе.
Неважно, какого возраста человек, мечта жива!
В 65 лет матрос почувствовал усталость тела. Возраст напоминал о себе упорно, ежедневно. Для «Железного человека» старость – жуткое испытание. Будучи уверенным, что болезни не постигнут его, разочаровался: тело говорило о скором завершении жизни. Старость, немощность предвкушали встречу с пенсионером. Отыскав южные земли, плодотворные для получения урожаев, супруги решили заняться выращиванием овощей. Матрос буквально пахал на земле, словно стремясь убежать от старости, борясь с ней всеми силами. Мужчина был уверен: старость можно и нужно отсрочить. Победа пока оказалась на стороне моряка!
Этот бравый мореход частенько вспоминал плавание на плоту. Самыми прекрасными стали деньки его необычного круиза, когда мир находился в его умелых руках. Славное было время! Пускай неудача, смерть, нелепое чувство отчаянья подстерегали в пути не раз. Да только человеку свойственно забывать о негативном опыте. Матрос принял решение вновь отправиться в море в ближайшем будущем. Вот так и приходили спонтанные решения убраться восвояси в море, подальше от тревог, суеты города. Путешественник лелеял надежду повторить дистанцию от Кальяо, но на этот раз в Сидней. Тихий океан ждал, звал, посылая биоритмы в мозг Била, как его называла супруга. Предстояло пройти 12 тыс. миль.
Однажды Тедди не выдержала, живя постоянной тревогой за любимого. Жена спросила, не стоит ли ему успокоиться, смириться с пенсией, обстоятельствами. На что муж возразил, не собираясь мириться с положением старика. Тедди хотелось иметь собственный дом с огородом. Но….
Мореплавателю нередко задавали вопрос – действительно ли ему стукнуло 70. Вопрос не удивлял. В Перу в 50 лет люди считаются пожилым поколением. Иной раз ему приходилось дать прикоснуться к его мускулам, заверяя окружающих, что он выдержит плавание в одиночку.
Не надо верить медицине, утверждающей: 70-летие – возраст, дающий о себе знать, последствия его тяжелы. Медики правы. Однако у мореплавателя своя точка зрения. Таская мешки в порту в 30-летнем возрасте, он ощущал себя старцем больше, чем сегодня перед отплытием.
Решив построить плот, он сразу придумал название «Возраст – не помеха». Вначале матрос намеревался анализировать физическое состояние в моменты плавания, фиксируя итоги на бумаге для дальнейших исследований, полезных для молодых потомков, чье здоровье вызывает сомнения, опасения за их будущее.
Человек, отправившийся один покорять океан, вернется с желанием повторить круиз. Желание – хорошо, но его мало. Порцию умиротворения необходимо выстрадать. Ежедневно, ежеминутно придется мириться с обуревающей тоской по ближнему кругу людей, по жене, ребенку, родителям. Кровные узы становятся связующим звеном между людьми. Лишенный этих уз, человек добровольно нажимает на болевую точку, ощущая беззащитность перед природной властью. Имея крепкую силу воли, моряку-мечтателю о далеких странствиях удастся взглянуть на себя со стороны и решиться встать на маршрут. Испугавшись собственных страхов, ему придется кинуть клич «SOS». Испытание пройти ему не удастся.
Человек получает вкусную порцию необычной волны энергетической подпитки от одиночества. Независимо от желания копаться внутри души, ему придется это делать и не раз. Длительное путешествие – яркое желание многих людей, и эта мысль не делала его одиноким. Матрос постоянно твердил себе, что смел. Да только гигантский океан-дружище улыбался в ответ. В лесу, в горах человек не ощущает себя одиноко, как посреди морской бездны. Камни, деревца, растения, былиночки шепчут на тропках увлекательного похода о дружбе, о том, что путник не одинок. Отдаленные верхушки горных вершин кажутся соборными храмами, куда мысленно ходоки посылают молитвы. Море – иное, в нем чувствуется огромная пасть пустоты и одиночества, дикого, жуткого. Поднимающиеся волны играют в зареве закатов и рассветов, исполняя песни, дав понять человеку одно: море – ИХ царство.
Иногда даже океан сводит с ума, открывая неясные, странные картины далей.
Вдруг вот так посреди отсутствия здравых мыслей, неожиданно всплывает из памяти мыслишка о неоплаченном счете за ренту. Лицо расплывается в это мгновение в улыбке. Море никогда не выставит за дверь, не получив арендную плату за жилье. Оно уравнивает, покоряет.
В море матрос отметил день рождения (10.08.1963). Поздравив себя с «перевалом» за эту возрастную отметку, двигался дальше.
Путешественник по-прежнему не чувствовал возраст, спасибо за это океану! Уильям никогда не изменял взглядам, выбрав однажды определенный тип мышления, образ жизни. Возрастная усталость отошла на задний план.
Мысли о прогулках вокруг дома, уютном креслице с пледом остались позади.
Посреди океанических странствий, держа штурвал в мускулистых руках, моряк вспоминал пожилое поколение, встречавшееся ему на юге Лом-Айленда, в Калифорнии, на флоридских землях. Сутулые старики прохаживаются по местным улочкам, бесцельно шагая к конечному пункту судьбы. Уильямс пытался настроить их на бодрость, давал рекомендации, перебирая в памяти каждый год из семи десятков лет. Жизнь казалась каплей в море, короткой, быстротечной, утекающей сквозь пальцы. К естественному концу Уиллис был готов, воспринимая сей факт как данность. В беспредельной пустыне одиночества человеку свойственно думать о финале жизни. По его мнению, страшной трагедией является старение разума. Предки осознавали этот факт, рано поняв, что мозг молодым не может оставаться при преждевременном старении организма. Системы оздоровления создавались с целью замедлить процесс.
Человек жив, пока он занят творчеством, пока мозг пытается ухватиться за соломинки для выживания, устремляясь познать нечто интересное, увлекательное. Человек не выживает без подобных себе даже в мире звездного бесконечного пространства. Одному не спастись.
Кто еще среди мастодонтов великих мореплаваний отважился покорять океаническое пространство без оглядки на возраст?
Парус лучше гладиолуса – топ звезд мирового яхтинга
Робин Нокс-Джонстон
Этот человек родился 17.03.1939 г. Шел 1969-й, когда ему подвернулась лодка Suhaili, на борту которой капитан прибыл в Фалмут, одержав победу в Sunday Times Golden Globe Race. Шкипер стал первым, кто решился на кругосветный круиз в одиночестве в формате «нон-стоп» в 2006 г. Королева вручила ему орден Британской империи. Также яхтсмены-коллеги безгранично уважают его за создание Clipper Round the World Yacht Race.
Доктора, исследуя его анализы, кардиограммы, всякий раз не могли скрыть удивления. Шкипер в ответ только загадочно улыбался, «пеняя» на море и любовь к нему, духовную связь со стариной-парусником. Его девиз – «старость боится счастья».
Фрэнсис Чичестер
Великий пилот, родившийся в 1901 г. 17 сентября, побил рекорд. Его знают как бесстрашного человека, в одиночку совершившего авиаполет к японским землям из Новой Зеландии. Яхтсмен, несмотря на поставленный диагноз «онкология», десять лет боролся с недугом. В 1960-м выиграл регату. Через два года он повторил маршрут, пройдя дистанцию быстрее, чем в первый раз. Еще через два года пришел вторым в той же гонке. В 70-е годы мужчина в зрелом возрасте отправился в одиночное кругосветное путешествие на лодке Gipsy Moth IV, за что королева Елизавета посвятила бравого капитана в рыцари. По его словам, страх перед величиной мыса Горн мотивировал его путешествовать. Ненавидя мысль о страхе, путник ушел в море. Его девиз – навстречу страху и возрасту!
Алек Роуз (13.07.1908 г.р.)
Будучи механиком на эскорт-лайнере HMS Leith при Королевском флоте в минуты Второй мировой войны, парень мечтал о плавании на собственной лодке. Наступил 1964 г., когда Алеку довелось участвовать в регате среди одиночек через Атлантический океан. В значимом событии он пришел к финишу четвертым. Дальше была кругосветка через Атлантику с единственной стоянкой на австралийском побережье (1967-1968). Один в море он находился 354 суток, получил награду орден Британской империи.
Послевоенные доктора обнаружили у него невроз, посоветовав заняться спокойным делом, к примеру, огородничеством. Поразмыслив, капитан решил отдаться парусному спорту.
«Паруса лучше, чем гладиолусы», – признавался путешественник позже.
Пауль Эльвстрем (25.02.1928)
Датчанин четырежды побеждал в Олимпийской регате, участвуя в 8 гонках, последняя из которых прошла в Корее (1988). По словам 14-ти кратного чемпиона в девяти классах, возраст для любителя парусников не мешает. Дочь Трине «заразилась» от отца любовью к парусам и участвовала с ним в гонке-1980. Дания признает в нем «Яхтсмена века». Когда молодые покажут готовность занять место, превзойти, он уйдет – говаривал спортсмен, отвечая на вопрос, не пора ли отдохнуть.
Энтони Смит (1926)
Однажды ученому-биологу, телеведущему и моряку пришла в голову идея перебраться через атлантические волны на 40-футовке. Он с друзьями соорудил плот «Ан-Тики» на основе газовых труб и в возрасте 50 лет пустился в путь с благородной миссией – сбор денег для благотворительности.
Летчик, облетевший земной шар над Альпами, Африкой, утверждал, что море дарит здоровье, чтобы человек не чувствовал возраст. Вода рождает уверенность в успехе, в собственных силах. Хотя ему исполнилось на тот момент 80!
Минору Сайто (1934)
Среди одиночек это рекордсмен, финишировавший в Иокогаме в 2011 г. В гонке 77-летний спортсмен уцелел чудом, но не разочаровался в себе, возрасте, парусе. На счету японца 8 кругосветок, в которых он отчаянно сопротивлялся встречным ветрам. В конце финиша последней регаты он закричал, что «жив». Некоторые поняли, что обрадовался тому, что уцелел. На самом деле в этих словах вложен более глубокий смысл: моряк жив пока над ним реют паруса! По его мнению, секрет долголетия в этом.
Джин Сократес
Уникальная женщина, чье имя навсегда осталось в анналах мировой Книги рекордов. В 2013 г. яхтсменка совершила почти невозможное: кругосветное плавание без остановки на катамаране Nereida. В 70-летнем возрасте женщина-шкипер сумела одна пройти океан, получив почетный статус «Бабушки яхтинга».
На это слово женщина не обижается. Стесняться своего возраста не нужно, это глупо, ведь прибавка к годам – явление неизбежное. Однако ей удалось сделать то, на что не каждый яхтсмен преклонных лет совершит. Яхтсменке очень хотелось стереть границы между женским и мужским яхтингом.
Эрик и Сюзанна Хискок
Супружеская чета великих яхтсменов (1908 и 1913 г.р.) стали почетными членами Королевского крейсерского клуба Великобритании, выпустив издания о кругосветках. В их жизни было три таких путешествия на судах Wanderer III и лодке Wanderer IV. Супруги выходили в море вдвоем, выходя так на протяжении пяти десятков лет.
Журналистам они отвечали, что вдвоем путешествовать экономически выгоднее. Кроме того, супруги-яхтсмены шутили, что так они не забудут лица друг друга.
Леонид Гвоздев
Русский моряк, родившийся в 1934 г., выпускник мореходки в Астрахани, на протяжении 35 лет работал судовым механиком. Мужчина знал свое дело, считая его призванием и отдав большую часть жизни труду в гавани Махачкалы. С конца 70-х увлекся парусниками, грезил о путешествиях и больше 50 раз осуществлял мечту, преодолевая Каспий в одиночку или с экипажем. На лодке «Лена» шкиперу удалось совершить кругосветное плавание, несмотря на 90-е годы. На лодке «Саид» яхтсмен отправился в кругосветку, два года проведя на судне до 2003 г. Но судьба его не пощадила, вода унесла его в бездну Неаполитанского залива (Италия) во время третьего путешествия в 2008 г. Яхтсмен говорил, что море всегда поступает честно. На суше люди друг другу строят козни, делают пакости, но вода ведет себя твердо по отношению к человеку. Главное в плавании – умения, нормальное снаряжение, жгучее желание «быть мужиком».
Валентин Манкин (1938)
Неоднократно приверженец парусного спорта принимал поздравления, стоя на почетном пьедестале чемпиона Европы и мировых состязаний. Хобби, ставшее работой, привело легендарного уроженца Украины на тропу заслуженного тренера Советского Союза. Золотые награды он увозил домой с регат, одерживая победы в регатах класса «Темпест», «Звездный» и, гоняясь на лодках категории «Финн».
Много лет он отдал парусному увлечению, и до конца участия в регатах оставался верен этой любви. В 90-х он создал итальянскую парусную школу и ушел из жизни в Ваиреджо. Прах его был развеян над морем… «Я сросся с парусниками и морем», – говорил он при жизни.
Джошуа Слокам (1844)
Парусный мир знает этого корифея как первого человека на Земле, совершившего кругосветку без помощников. До его подвига люди считали одиночные плавания – неосуществимыми, особенно для людей преклонных лет. Но бостонец вышел на сражение с морской мглой на «Спрее» в 1895 г. Через шесть лет он издаст книгу с описанием увлекательнейшего покорения, преодоления себя («Одиночное путешествие вокруг света»).
Судну удалось пройти 46 тыс. миль, более трех лет находясь в воде. Из путешествия, несмотря на перипетии, трудности, он вернулся бодрым.
Даже друзья шутили, что море вновь вернуло ему молодость.
Гордон Ингейт (1926)
Австралийскому чемпиону рукоплещут современные коллеги. В течение долгих лет мужчина участвовал в олимпийской сборной, поначалу показав впечатляющие результаты в национальной команде. Матрос посвятил 54 года работе в Royal Sydney Yacht Squadron. На регате в Австралии Gretel II принимал лавры победителя на приз Кубка Америки (1977). Выходил с венцом победителя в ежегодных соревнованиях в Киле.
Будучи 89-летним пенсионером, Гордон гонялся под парусом на «Драконе»! Как отметил моряк, в «Драконах» его жизнь. Лодка помогает удерживаться на плаву, делает жизнь нескучной, выступает в роли спасательной шлюпки или круга, когда старость протягивает коварные лапы. Лишить судна, значит убить. Так он отзывался о паруснике.