Должность Филиппа Шёпфера, руководителя проекта в подразделении специальных проектов компании Hill Robinson, весьма разнообразна. Переоборудование суперяхт для размещения подводных лодок — это услуга, которая развивалась в течение его четырёхлетней карьеры в Hill Robinson, и клиенты всё чаще ищут больше от своего яхтенного опыта, чем просто желание расслабиться в роскоши.
Исследование подводных лодок — это опыт, совершенно непохожий ни на что другое, дающий возможность поближе познакомиться с новыми морскими глубинами в полном комфорте. Но, как мы узнаем от Филиппа, добавить одного из этих глубоководных исследователей в свой игрушечный гараж не так просто, как некоторые могут подумать.
Когда клиент хочет разместить подводную лодку на борту своей суперяхты, Филипп первым делом должен убедиться, что у него есть полная картина происходящего. «Купить подводную лодку очень просто, но интеграция на борту корабля-носителя может быть сложной, а текущая эксплуатация может потребовать много времени и денег», — говорит Филипп. С точки зрения практических требований, основное внимание уделяется доступному пространству и грузоподъёмности.
Несмотря на свои размеры, подводные лодки являются хрупким оборудованием, и их лучше всего хранить в закрытом помещении, например в гараже для тендеров. Если подводная лодка будет храниться на открытой палубе, палуба должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать вес подводной лодки в течение длительного периода времени. В зависимости от модели подводные лодки могут весить от одной до 16 тонн, поэтому команда Hill Robinson также должна обеспечить достаточную грузоподъёмность крана яхты или провести необходимые модернизации.
«В нашем последнем проекте мы позаботились о том, чтобы и корабль-база, и вспомогательное судно могли нести подводную лодку», — говорит Филипп. «Мы тщательно изучили каждый аспект, от пространства и возможностей крана до доступа и обработки — например, выполняя упражнения по подъёму, чтобы обеспечить плавную посадку и высадку. Мы рассмотрели полную картину».
Когда дело доходит до проектов, подобных этому, установить жёсткие и быстрые правила практически невозможно. Этот первый этап процесса определяется лодкой, которую владелец хочет использовать, где он хочет хранить подводную лодку и как она будет использоваться. «Нет никакого реального порога длины — я видел подводную лодку на 30-метровой открытой палубе», — говорит Филипп. «В 2020 году U-Boat Worx выпустила NEMO, свою самую маленькую подводную лодку. Она занимает площадь всего двух гидроциклов и весит около 2,5 тонны. Её можно разместить на кормовой платформе большинства крупных моторных яхт».
Определив пространство и грузоподъёмность, Филипп затем задаёт клиентам вопрос: «Куда вы хотите отправиться на своей подводной лодке?». Место и глубина погружений будут определять требования; в отдалённых местах, где до ближайших объектов может быть несколько часов, базовому кораблю или вспомогательному кораблю потребуется собственная барокамера или другое автономное оборудование для обеспечения безопасности.
Технические характеристики подводных лодок варьируются от глубины от 100 до 1000 метров. «Если клиент хочет только увидеть риф, то 100 метров вполне достаточно», — говорит Филипп. Он добавляет, что видимость часто сильно снижается после 200 метров, поэтому важно выяснить ожидания владельца.
Далее следует важный вопрос подготовки экипажа. Это также создаёт свои проблемы: «Если владелец имеет только определённое количество членов экипажа и не может разместить больше, нам необходимо определить членов существующего экипажа, которых можно обучить управлению подводной лодкой». U-Boat Worx открыла собственный учебный центр на Кюрасао, что дало компании Hill Robinson прекрасную возможность обучить собственную команду.
После того как бортовые помещения подводной лодки учтены и обучение идёт полным ходом, она должна начать медленное плавание или погружение, не так ли? Не совсем. «Нельзя просто нырять где попало, нужны разрешения», — говорит Филипп. «У нас сложились хорошие отношения с U-Boat Worx, и они знают, где находятся их подводные лодки в любое время. Поэтому если они сделали для чего-то разрешение, они могут помочь с этой услугой. Очень важно поддерживать связь с застройщиком».
Подводная лодка также потребует ежегодного освидетельствования класса, которое может занять до десяти дней, после чего следует безопасное погружение. Это освидетельствование должно быть проведено своевременно, независимо от того, где в это время находится судно. «Подводная лодка — это не гидроцикл», — говорит Филипп. «Если вы не будете использовать её в течение года, лицензии и страховка могут истечь, а обучение устареет; и тогда вы уже никогда не будете использовать её. Так что содержание довольно постоянное, но оно того стоит». Для Филиппа передача этой информации клиентам в начале проекта имеет первостепенное значение.
Учебные погружения и чартеры в наши дни легко организовать, и Филипп советует каждому заинтересованному клиенту совершить пробное погружение, прежде чем продолжить процесс. «После того, как они попались на крючок, гораздо проще сориентироваться в дополнительных расходах!».
Результат? Клиенты, которые доводят проект до конца, очень мотивированы, а последний проект стал невероятной кривой обучения для Филиппа и его команды. «Сейчас у нас так много знаний и отличные отношения с застройщиком», — говорит он. «Мы с нетерпением ждём следующего проекта».