Пожалуй, ни одно из повествований об атлантических приключениях не обойдется без ярких, сочных описаний Гибралтара. Пролив уникален по исторической и культурной составляющей. Опытные шкиперы рекомендуют побывать в этих местах, чтобы хоть раз в жизни понять, что такое дивный Гибралтар.
Только готовиться к странствию нужно основательно, не забывая о нюансах прохождения пограничного контроля, мелях на стоянках и запрещенных швартовках.
Там на неведомых дорожках…
Гибралтарский пролив служит «пограничником» между Средиземноморьем и Атлантикой. Официально граница Гибралтара проходит, стартуя у Мыса Европа, это южная точка пролива. Он протянулся от Сеута (Марокко) до Спартеля. Геркулесовые горы еще со времен античности считали входом в пролив, по ним и ориентировались мореходы.
Великий философ Гомер тоже знавал эти земли, дав поэтическое описание величественному Гибралтару. Писатель указывал на гору Джебель-Мусу (Марокко), что на южной границе, и Гибралтарскую скалу (в северной части). Это и есть Геркулесовы горы, где грек дошел до края моря и остановился. Древние греки эту область считали пограничной зоной, открывающей вход в портал Царства Мертвых. Сегодняшний пролив не менее завораживает, интригует посетителей, бережно храня тайны истории и мифов и открывая их только избранным яхтсменам. Особенно Геркулесовы горы почитают капитаны кораблей и суперяхт.
Стандартное путешествие по акватории пролива протекает в спокойной обстановке. Хотя порой Гибралтар волнуется, плачет, ревет, словно созывает на собрание греческих богов, и те гневаются на приход неугодных туристов.
Характер Гибралтарского пролива
Любой шкипер знаком с сильными ветрами, бурными течениями и напряженным трафиком в этом удивительном регионе. За сутки в обе стороны курсирует до 300 грузовых барж. Помимо них тут «гнездятся» рыбацкие лодочки, бывают роскошные парусники миллиардеров. К проливу команда яхтсмена Стефана Шорра, описавшего свое путешествие по этой воде, подошла со стороны Средиземного моря. Экипаж занимается перегоном лодок, и на этот раз пришлось иметь дело с судном Nauticat 35-Egholm. Заказчик попросил доставить суперкатер в Нидерланды. Вот лодочка уже покинула причал в Италии, устремляя свой нос прямо по курсу на Гибралтар.
На финишной линии неподалеку от Малаги, где родился великий гений кисти и полотен Пикассо, ветер неожиданно для мореплавателей утих. Тогда команда завела двигатель, взяв курс в юго-западном направлении. Наступила ночь, когда капитан услышал в море шум мотора. Приближалось судно испанских спасателей. Фонари спасательной шлюпки «рыскали» по волнам. Капитан спасателей передал по радио, что он подобрал на борт африканцев с судна, потерпевшего крушение. Теперь им предстояло проверить, не осталось ли кого в море.
У берегов Ливии и Малаги мигрантские потоки всегда большие, и для властей далеко не новость – собирать на поверхности воды трупы усопших. Ежегодно гибнет огромное количество беженцев, о которых то и дело говорят в новостях. Только встреча с этими людьми воочию трогает до глубины сердца по-настоящему.
Встреча с Гибралтарской скалой
Наступило следующее утро, и вот уже вдали стали видны знаменитые могучие скалы, подпирающие острыми носами синие небеса, словно греческие исполины. Испанцы называют гору Penon, американцы величают – Upper Rock. Величественная гора растянулась на 6 км и на 426 простирается ввысь. Хищная скала знакома яхтсменам, перегоняющим лодки в этих местах. Лодка Шорра делает круг вокруг мыса Европа, входя в бухту, расположенную в г. Альхесирас. В этом городе бывал Джошуа Слокам, канадский мореход-исследователь, ставший примером для других шкиперов, совершив в одиночку кругосветное плавание.
Гавань Alcaidesa (город-муниципалитет Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон) является стартовой площадкой для яхтсменов, прибывающих сюда, чтобы путешествовать по удивительным районам с манящими береговыми красотами. Минуя «Европейский столб», команда Шорра причаливает в Ла-Линеа. Моряки заглянули на огонек ресторана, где отведали экзотическую кухню, любуясь из окна закатными лучами, ярко осветившими скалу на прощание перед сном. На следующий день команда решила посетить Обезьяньи скалы.
От гавани Испании легко добраться до Гибралтара пешим ходом. Пройдя через пограничный пост, шкиперы очутились на улочке-нитке, которая связывает пролив и Испанию. Это улица У. Черчилля. Особенность этой дорожки состоит в том, что она пробегает лентой по аэропорту, поэтому на взлете или при посадке лайнеров улочка перекрывается шлагбаумом.
Магия Гибралтара
Вся туристическая жизнь кипит на Главной улице, где сосредоточена основная деятельность главпочтамта, куда съезжаются коллекционеры за покупкой ценных почтовых марок. Любопытно, что посылки сначала идут в столицу Великобритании, только потом доставляются адресатам, но в Испанию отправления идут напрямик.
В восточной стороне города возвышается памятник Нельсону. Юг городской инфраструктуры замыкает Трафальгарское кладбище. Поблизости живет своей природной жизнью мыс Европа, где привлекает веселым огоньком старинный маяк, работающий с 1841 г. Католики молятся в храме, мусульмане же ходят в мечеть Ибрагим-аль-Ибрагим (самая крупная мечеть во вне исламских государствах).
Шкиперы и туристы поднимаются в горы на фуникулере, хотя встречаются любители пеших прогулок. Ради чего? Оттуда открывается чудный вид на Альхесирас. Восточное побережье радует взоры диковинными песчаными пляжами. Но и Марокканский хребет Эр-Риф тоже виднеется, заманивая интригующими богатствами природы.
Интересный факт! Почему Гибралтар прозвали «Обезьяньими горами»? Все из-за маготов (вид обезьян, неизвестно откуда взявшихся в этом крае). Ученые предположили, что это потомки европейских макак или их завезли арабы, некогда владевшие землями.
В этом регионе 250 обезьян вольготно себя чувствуют, беспардонно подходя к туристам, выпрашивая еду. Британцам нравятся эти существа, они свято верят в легенду, что земля будет долгие века принадлежать «короне» до последней макаки. Испанские жители иронично относятся к этой земле, называя между собой край «Фальшивой Британией». Правила вождения введены как в Испании – правостороннее движение. Оплата производится в евро, а испанский язык – как основной, хотя официальным считается английский. Хотя территориальные споры Испании с Британией туристам не интересны.
Путешественники приезжают ради знакомства с культурно-историческими ценностями региона. Скала издревле служила объектом раздора между британцами, испанцами, и жителями Нидерландов. Но в 1713 г. было заключено Утрехтское мирное соглашение, в ходе которого Гибралтар ушел Британии. Колонисты пришли сюда в 1830 г. Испанцы остались обижены на англичан по сей день, предъявляя права на скалу. Частично гора относится к ЕС и к Британии, вышедшей из Евросоюза. ООН в этом случае остается в стороне, не связываясь с двумя пожизненными соперниками…
Однако яхтсмены на лодке Шорра, пополнив баки дешевым испанским топливом, уплывают по волнам пролива. Выйдя из порта поутру в 6 часов, шкиперы стараются успеть до отлива. Лодка пересекает бухту, наполненную грузовыми лайнерами, держа курс на запад вдоль испанского побережья. Сзади солнце греет скалы, окрасив их в теплый красноватый оттенок. Впереди – 60 км.
Интересно! Почти 6 млн. лет назад пролив был закрытым. Средиземное море тогда было соленым водоемом, со временем все больше осушая свои берега, открывая землю.
Вновь эта «тропинка» в океан открылась 700 тыс. лет назад. Средиземноморский бассейн вновь наполнился водой. Глубина пролива теперь равна 150 м. Атлантика сегодня выплескивает в Средиземное море 1 млн. кубометров воды за секунду. Только на этом круговорот воды в природе не заканчивается. По дну пролива в реверсном направлении выходят соленые толщи воды, что выгодно для подводных лодок, курсирующих на запад.
До перехода шкиперы скрупулезно вслушивались в прогнозы метеорологов и изучали географические особенности воды. Капитанам удалось понять, что раз Атласские горы закрывают пролив с южной стороны, а с севера они перекрываются Сьеррой-Невадой, то тут наблюдается «эффект сопла». По этой причине тут может дуть восточный леванте или западный поньенте.
Только опыт встречи с ними не пригодился, ведь лодка качалась по волнам в штиль. Капитан Шорр наивно искал дельфинов в бинокль, лодочка же размеренно держала курс, приближаясь к наиболее южной точке дистанции. Скоро встреча с мысом Тарифа, что на полуострове Паломас. С причала мыса отчаливает судно с пассажирами, решившими полюбоваться игрой китов. Катер мчится на всех парах, отдаляя гостей на полумилю от города.
Моряки Шорра направляются в Кадис, и вместо дельфинов появились только рыболовы с сетями-альмадрабами. Рыбаки собираются поживиться тунцом, который пошел на нерест. Потом они переправят улов японцам для ресторанов. Древние тактики рыбной ловли раскрывают гиды Музея тунца (в Барбате, портовом городке, находящемся к востоку от Трафальгар).
Матросы прошли пролив спокойно. Хотя в прежние путешествия они наблюдали китов, слышался шум волн, целующих лодку в нос и дул леванте, наполняющий паруса.
Так даже можно было бы добраться до гавани Смир, до африканского побережья, до Сеуты. Но не на этот раз. Хорошо, хоть в Кадис удастся забежать!
Волшебство города-крепости Кадис
В 1805 г. у мыса Трафальгар случилось сражение между британским флотом и испанско-французской армадой. Борьба завершилась победой первых, которыми руководил капитан Нельсон. В битве его смертельно ранило пулей от мушкета. После того как капитан услышал о победе, он скончался. Поместив тело геройского капитана в бочку, наполненную бренди, матросы отправили лодку к берегам Лондона. На родине его похоронили с почестями в Соборе Св. Павла. Бренди уже был не нужен. Однако напиток выпили британцы, гордясь, что в нем содержатся остатки крови погибшего капитана.
Топ марин Гибралтара – под карандаш шкиперам
Команда Шорра решила составить путевые заметки для капитанов, двигающихся с востока на запад.
Испанское побережье и его хитрости
- Marina Seca в южном городе Испании дружелюбно встречает лодки, размещая до 150 парусников. Гавань работает с 2014 г., и популярна в разгар сезона, запрашивая с владельца 60 евро за стоянку. У выхода на паркинге возле круизного терминала владельцы лодок могут воспользоваться арендой велосипедов и авто.
- Городской порт в Малаге отличается дороговизной, ведь на муринге стоянка обойдется выше по цене. Пришвартоваться лучше на севере, напротив ТЦ Muelle Uno Sea. В этом местечке работают ресторанчики, бары, туалеты. Но надо зарегистрироваться в порту, выйдя на 11-й канал ультракоротких радиоволн.
- Alcaidesa Marina – уютный причал, рассчитанный на 625 катеров. Находится в северном направлении от Гибралтара. Собственником является портовая организация Eppa. Яхта в 35 футов может тут остановиться, но собственнику придется заплатить 21 евро. До Гибралтара путь занимает 15 мин. Удобно, что тут можно воспользоваться бесплатным интернетом, прокатом транспорта. Отсюда открываются дивные пейзажи, особенно по ночам в огнях подсветки горы. Испанский городок рассчитан на туриста, ищущего покой, не гоняющегося за особыми достопримечательностями. Магазинчики находятся на приличном расстоянии от остановки лодок.
- Причал Marina Bay обязывает прибывших капитанов пройти регистрацию в порту заранее. До швартовки нужно приблизиться к спецпирсу для контроля. Эти меры власти ввели из-за беженцев. Гавань расположилась в северной части города неподалеку от аэровокзала и укрыта от леванте. Более 200 судов могут остановиться тут одновременно. Надо знать глубину моря, составляющую 4,5 м. Лодки подпитываются электричеством, водой, а вот за интернет придется платить отдельно.
- В Гибралтаре Queensway Quay Marina находится в центре городской инфраструктуры, погружаясь в палитру баров, шикарных ресторанов, бутиков. Рассчитана марина на 185 лодок (до 75 м в длину), раздавая им воду, электричество. На соседней марине Coaling Island гостей не ждут, там причал создан лишь для местного населения!
- «Оушн Виллидж Марина» является старейшей гаванью, которая находится на границе с «Марина Бэй». Яхтсмену удастся подзаправиться топливом, пообедать неподалеку в ресторанчике или баре. Классический сервис включает платную локальную сеть. Теперь мегаяхтам тоже разрешено подплывать сюда. Желающие остаться арендуют жилье близ причала.
- В Альхесирасе работает крупномасштабная марина El Saladillo (на 800 катеров) и располагается в 4 милях от Гибралтара в западном направлении. Гавань отличается качественным обслуживанием.
- В Тарифе шкиперы отметили неудобства для паромных яхт. Но можно причалить, не доходя до пристани, у причальной стенки. Местечко это не отличается безопасностью, ведь от сильного ветра в 2015 г. здесь паром протаранил яхту, отчего та погрузилась на дно. Намного комфортнее вставать с запада или востока дамбы, ориентируясь на ветер. Дамба служит мостиком между Тарифом и о. Паломас.
Важно! Тут нельзя пришвартоваться на динги. Полиция мгновенно появится «из ниоткуда», взяв «в оборот» любого яхтсмена. Все это из-за мигрантских потоков. Сойти на берег разрешено лишь в порту.
- В Кадисе удобно воспользоваться услугами Marina Puerto America. Вообще, стоит поговорить о Баия-де-Кадис, крупной гавани с 4-мя маринами. Создала ее природа, и немного помогли люди, придумав прекрасные условия для стоянки на якоре. Кадис в качестве города на пик своего развития взобрался в XV-XVII веках. В былые эпохи жители занимались торговлей с колониями Южной, Центральной Америки. Теперь же туристы приезжают сюда полюбоваться памятниками архитектуры. На севере полуострова, где приютился город, находится «Пуэрто Америка», собственность EPPA. Хотя вокруг видны заводы, место поражает тишиной и привлекает муринговой стоянкой. Только вначале надо приблизиться к пирсу, сообщая властям о прибытии. Они покажут, куда можно встать. Отсюда туристы идут в Старый город, дорога занимает примерно 20 минут.
Прелести Марокканского берега
Смир
В марине лучше не приближаться к берегу, там мель! Вначале шкиперы подходят к заправочной стоянке, где выделят местечко для швартовки, выбирая одно из 100. В марине могут одновременно стоять 250 суперяхт (60 м). Обязательно стоит заглянуть в Тетуан с берберскими традициями.
Сеута («Марина Геркулес»)
В Марокко этот несуверенный регион принадлежит испанскому государству. Надо осторожничать в порту с рыбацкими сетями и с порывистыми ветрами с гор. Входя в бухту, защищенную от шторма, шкиперы здороваются со скульптурой Геркулеса. Гавань с глубиной в 2-4 м рассчитана на 300 катамаранов. Город не очень интересен туристам. Рядом можно посетить острова Санта-Каталина или Перехиль.
В Танжере работает «Роял Яхт Клаб». Порт претерпевал реконструкционные преображения в 2015 г. В тот момент, когда моряки Шорра прибыли в эти места, в гавани грузовые баржи перенаправлялись в 40 км на восток (Танжер-Мед). Это бывший рыбацкий порт, который перекроили заново до неузнаваемости. В южной стороне строители корпели над новенькой мариной.
Что пригодится из литературы и карт?
- Лучше изучать справочники на английском, к примеру, The Straits Sailing Handbook c табличными указаниями течений, приливов и отливов.
- Удобным информативным подспорьем станет справочная литература, касающаяся непосредственно переходов Гибралтара, где дается характеристика портовых причалов в Атлантике и средиземноморской акватории. Обойдется такой справочник приблизительно в 14 евро.
- На досуге не лишним станет прочтение Mediterranean Almanac (2015–2016, авторы – супруги Хейкель), который стоит 43 евро. Не помешает изучение Reeds Nautical Almanac (стоимостью в 65 евро).
- Также можно заглянуть на портал www.reedsnauticalalmanac.co.uk.
Рассматривая морские карты, опытные мореплаватели рекомендуют изучить карты Imray M11 Mediterranean Sea – Spain. Полезными сведениями обладают Gibraltar to Cabo de Gata & Morocco или C50 Atlantic Coasts of Spain and Portugal. Sines to Gibraltar.
Как преодолеть тонкие и узкие места – шкиперские FAQ
Гамбургский капитан Инго Мартенс постоянно путешествует по Гибралтарскому проливу на «Кроносе», и он поведал обо всех тайнах, опасностях странствия.
Уровень сложности
Проход через пролив довольно сложен из-за бурного движения больших лайнеров, следующих между Средиземным морем и атлантическими портами. Без конца снуют паромы, доставляя людей из Испании в Марокко и обратно. К тому же, сильные течения, которыми богат Гибралтар, добавляются к усиленным порывам ветра.
Важно хорошенько продумать путешествие, исследовать акватории по максимуму на берегу и обговорить с командой остановки. Нельзя игнорировать метеопрогнозы. Тогда путь принесет удовольствие.
Обязательно ли использовать радары и AIS?
Устройства вполне уместны, особенно выгодны они при переходе в условиях туманной видимости и при порывистом ветре. Капитану полезно брать во внимание информацию, поступающую от Tarifa Traffic и Gibraltar Port. Эти два помощника контролируют проливное движение. Важно стабильно держать связь на 16 канале.
Где натянуть парус?
Желательно в районе береговой линии, где немного крупных судов, и чуть слабее течение по сравнению с фарватерным.
Как проще пройти – выходить из Атлантики к Средиземноморью или обратным курсом?
По возможности приоритет лучше отдать подходу к проливу с восточной стороны, где условия более комфортные. Эти земли таят в себе много интересных особенностей культурно-исторического прошлого. Большие корабли не подходят близко к берегу Испании. Ориентиром выступает Гибралтарская скала. Атлантический берег Испании намного живописнее, но требует профессионализма от капитана. В этих местах действует сильное течение, море волнуется неустанно, не давая шкиперу отвлекаться от руля. Все виды остаются за бортом, потому новичку, мечтающему посмотреть на чудеса природы, здесь придется туго.
Какая марина лучше?
Для близкого знакомства с Гибралтаром рекомендуются все марины. Однако наиболее шикарной и доступной яхтсмен считает «Марину Бэй» и Ocean Village Marina. Это наиболее безопасные, комфортабельные стоянки по сравнению с Queensway Quay Marina. Яхтсменам, ждущим запчастей (что не редкое явление) или меняющим команду, больше подходит Algeciras (Ла-Линеа).
После регистрации в испанском порту, шкиперы беспроблемно добираются до Гибралтара. Только остановка в самом городе не сулит ничего хорошего в плане пограничного контроля: придется пройти 7 кругов ада.
Стоит ли заходить в Марокко?
Яхтсмен рекомендует побывать в Смире. Портовые сотрудники довольно приветливы к туристам, предлагая местечки для стоянки. Только вход в портовую зону узкий, мелкий, потому придется лавировать между буями. От Смира до древнего Тетуана рукой подать.
В Сеуте тоже можно остановиться, не придется заморачиваться с формальностями. Однако город окружен Сеутской стеной от мигрантов и бедноты, что немного коробит душу.