Конечно, в штормовую погоду не стоит выходить в море, но если она нагрянет в пути, вы должны быть полностью к ней готовы.
Что делать при сильных порывах ветра
На первый взгляд может показаться, что большому судну никакие бури нипочем, а у маленькой яхты шансов выстоять мало. Но практика показывает иное. Чего стоят, например, Фрэнк и Маргарет Дай, английская чета, ходившие на своей 16-футовой парусной лодке Wayfarer (которую спроектировал Йен Проктор) в Шотландию, Норвегию, Флориду, Грецию, Исландию и Персидский залив. Да, дело не в размерах судна, а в мастерстве и слаженной работе команды.
Первое, что нужно знать – как обезветрить паруса. Если порывы ветра накрывают судно, приведитесь к нему, чтобы грот и стаксель заполоскало. Другой вариант: продолжать держаться курса, но стравить шкоты. Стоит сделать и то, и другое, если порывы слишком уж сильные. Но крепить шкоты к уткам не стоит – лучше сделайте вокруг них один оборот и будьте готовы отдать их в любой момент. Если порывы не утихают, попробуйте рыбацкий риф: при подобранном стакселе потравите грот. Когда его передний край немного обвиснет и потеряет форму, крен немного уменьшится, и вы будете продолжать движение за счет стакселя и вот этой небольшой части грота.
Как держать курс
Как бы ни хотелось поскорее выбраться из шторма, не стоит идти бакштаг – хождение по ветру самое нежелательное, т.к. есть риск непроизвольного поворота фордевинд. Лучше идти, например, бейдевинд при убранном гроте, т.е. только на стакселе. И не помешает оснастить лодку завал-талями.
Чтобы при штормовой погоде сменить курс, не стоит перекидывать, как обычно, паруса – вместо этого лучше приведитесь к ветру. В данном случае оверштаг будет самым безопасным поворотом, но перед ним стоит сначала перейти в галфвинд, затем в бейдевинд, а только потом совершать поворот оверштаг. Да, это довольно окольный путь, но зато самый безопасный и не позволит потерять управление. Но не стоит совершать этот маневр прямо из бакштага, иначе рискуете зависнуть в левентике.
Зачем брать рифы
Для каждого судна существует его максимальная скорость, и, если вы попали в сильные воздушные потоки, это не значит, что разгонитесь до космической скорости. Сильные порывы ветра начнут кренить лодку, и ничего хорошего из этого не выйдет, поэтому в такой ситуации самым мудрым поступком будет взять рифы, то есть сократить площадь парусов, и, когда их площадь будет соответствовать силе ветра, яхта сохранит свою скорость и избежит чрезмерного крена.
Когда нужно брать рифы:
– крен превышает 30 градусов;
– подветренный борт черпает воду;
– управление рулем затруднено;
– лодка пытается взять круче к ветру;
– корпус судна ощутимо бьется о воду.
Хотя бы один из этих признаков будет показанием для того, чтобы брать рифы.
Где искать убежище
При ветре в 6 баллов по шкале Бофорта небольшие яхты (без кают или с рубкой-убежищем) уже находятся в опасности. Да и яхтам покрупнее расслабляться не стоит. Конечно, в такую погоду вообще не стоит выходить в море, но если уж шторм застал вас в пути, необходимо поискать убежище:
– всегда держите во внимании расположение берегов относительно вас;
– если лодку сносит в подветренную сторону к суше, постарайтесь уйти на ветер, чтобы достаточно удалиться от земли, и у вас было достаточно места для маневрирования;
– если наветренный берег от вас недалеко, постарайтесь попасть под его защиту.
Любого, даже самого крепкого моряка, может сразить эта напасть. Чтобы минимизировать воздействие на вестибулярный аппарат, старайтесь не переходить на нос и на корму лодки, и не спускаться вниз. То есть, меньше всего укачивает в середине. Поможет и заранее принятое лекарство от укачивания.
Штормовая погода может застигнуть в любой момент, поэтому выходить в море нужно всегда отдохнувшим и здоровым, надевать удобную непромокаемую одежду, а во время шторма стараться не паниковать и не делать резких движений, которые могут быстро утомить и вызвать страх. Только спокойствие и уверенные движения помогут выйти из непростой ситуации и подарят бесценный опыт и воспоминания, которые со временем превратятся в приятные.