Вид парусов на горизонте здесь – невероятная редкость. Подобный расклад оставался неизменным на протяжении целого столетия, начиная с того момента, как на эти берега впервые шагнула нога русского первопроходца. Однако сегодня любой яхтсмен, желающий прикоснуться к красоте этого края туманных лесов и ни разу не видевших человека животных, запросто может попасть сюда.
Анатолий Михайлович Карачинский, знаменитый бизнесмен и большой поклонник суровости северных морей, поделился с нами своими впечатлениями от путешествия по прибрежным водам Аляски.
Во время предыдущего интервью в прошлом году, на вопрос о своих дальнейших планах, он с уверенностью ответил, что следующей его целью будет покорение Северной Земли. Однако после, детально все обдумав, он пришел к выводу, что после гренландских морей, поразивших его своим жестким нравом, ему нужно сначала увидеть места более спокойные, где над людьми не висит вечный дамоклов меч природы и где у них нет необходимости изо дня в день бороться за выживание. Так как плаванье на Аляску он планировал давно, и столь же давно его откладывал, именно на нее и пал выбор. Была в этом и доля везения – незадолго до этого Анатолий получил доступ к судну, которое идеально подходило для таких условий. По понятным причинам, в северных широтах присутствуют некоторые проблемы с чартерами, в отличие от того же Средиземноморья, и найденная им яхта показалась ему настоящим перстом судьбы.
Опасности прибрежных вод Аляски
Анатолий развенчал для нас некоторые стереотипные представления о водах Аляски. Айсбергов, к примеру, там фактически «не водится», так как вода даже у самого ледника имеет температуру выше десяти градусов по Цельсию. Весь лед, попадающий в воду, мгновенно нагревается, и, отплыв от края ледника буквально на одну морскую милю, очень быстро становится частью океана.
Это не означает, что на судне не нужен впередсмотрящий, ведь часть крупных льдин может притаиться под водой, поджидая корабль.
А вот в ледоколе смысл вообще отсутствует, так как фактического ледяного покрова на поверхности моря здесь нет. Зато есть кое-что другое: настоящей опасностью побережья Аляски является ежегодный сплав бревен. Канада выступает одним из самых крупных экспортеров леса, и работы по добыче древесины на ее территории не прекращаются ни на минуту. Сырье сплавляется по руслам рек, из-за чего нередко тысячу-другую бревен выносит прямо в открытый океан. Поэтому Анатолий настоятельно рекомендует всем желающим отправиться в плаванье по этим местам воздержаться от ночных переходов – встреча с парой канадских сосен под покровом ночи может серьезно повредить судно и подвергнуть его экипаж ненужному риску.
Навигация
Навигация на данном маршруте не является чем-то сверхсложным. На тех его местах, где регулярно проплывают баржи и лайнеры свободно можно пользоваться телефоном, а с GPS проблем не возникает в принципе. Мели отсутствуют напрочь – глубина здесь настолько большая, что судно, как поведал нам Анатолий, могло свободно подходить к самому берегу, несмотря на осадку в четыре с половиной метра. Большим плюсом предстает и наличие огромного количества детальных карт побережья Аляски. На них точно указаны все существующие марины и гавани на пути следования судна. А вот что действительно доставило команде Анатолия проблемы – так это местные приливы и отливы. Перепады в уровне моря очень сильны, и должны обязательно учитываться при проработке маршрута.
Судно
Команда Анатолия использовала в этом переходе 40-метровую яхту Kaori, являющуюся шхуной по парусному вооружению и зарегистрированную на марине около Маршалловых островов. Изначально она создавалась как экспедиционная лодка, и ее предыдущий владелец успел основательно попутешествовать на ней. Это отразилось на комплектации судна – все важные элементы на борту продублированы на случай чрезвычайной ситуации.
Управление лодкой осуществляется из рубки, заполненной множеством различной аппаратуры, которая, разумеется, тоже всегда представлена в двух экземплярах.
На Kaori была и еще одна особенность – ее система подъема и спуска парусов полностью автоматизирована, поэтому присутствие команды на палубе требуется лишь в чрезвычайных ситуациях. Такой функционал и невероятный уровень автономности позволяет путешествовать на данном судне не только по северной, но и по тропической акватории: наличие кондиционеров и огромного количества специализированных гаджетов сделают комфортной для команды абсолютно любую акваторию.
Техника безопасности
Капитан судна произвел на путешественников сильное впечатление своей опытностью и строгостью. Едва они ступили к нему на борт, как он тут же отправил их проходить базовые курсы техники безопасности для плавания в этих широтах. Одной из наиболее примечательных вещей на этой подготовке Анатолию показались специализированные костюмы, рассчитанные на долгое пребывание в местных ледяных водах. Если человек оказался за бортом в такой спецодежде, его шансы на выживание существенно повышаются. Впрочем, ради этого придется пожертвовать эстетической составляющей – смотрятся такие костюмы невероятно нелепо.
В процессе путешествия с судном постоянно связывались офицеры береговой охраны. Это является одним из гарантов безопасности при путешествии по данной акватории. Чем быстрее среагируют спасатели в случае чрезвычайного происшествия, тем выше шансы вернуть всех на берег живыми и здоровыми. Еще одним интересным наблюдением Анатолия стало полное отсутствие в этих краям мошкары и гнуса. Чего, к сожалению, нельзя сказать о медведях: каждый член экипажа был обязан носить при себе перцовый баллончик и сохранять повышенную осторожность при выходе на берег.
Море китов
Разнообразные представители отряда китообразных на Аляске – отнюдь не редкость. При первом столкновении с ними команде Анатолия удалось заснять китовую пару, самца и самку, решивших, видимо, временно уединиться вдали от своих собратьев. С его слов, крайне забавно было наблюдать за тем, как огромные животные, орошая всю округу своими исполинскими фонтанами, отчаянно пытаются понять, что именно нужно от них этим маленьким людишкам.
Наделав приличное количество снимков, судно двинулось дальше, и вскоре попало на участок, называемый местными «Море китов». Вот здесь-то Анатолий и испытал настоящий шок – океан перед ним бороздило отнюдь не пять или даже десять этих удивительных существ. Сотни исполинских горбатых спин вздымались из морских вод покуда хватало глаз.
В этом поразительном месте к китам можно подойти невероятно близко: в окружении своих сородичей они не видят угрозы в маленьком человеческом кораблике, и, по большей части, совершенно игнорируют его присутствие.
Единственным реальным врагом для китов в местной пищевой цепочке являются касатки. Команде Kaori однажды повезло поприсутствовать при столкновении этих непримиримых врагов: защищаясь от нападения своих хищных собратьев, горбатый кит выпрыгнул из воды, и рухнул на них всей своей многотонной тушей, создав на поверхности океана небольшую аллюзию на ядерный взрыв. Как рассказал капитан судна, киты таким образом пытаются оглушить своих оппонентов, чтобы получить возможность сбежать.
Хозяева леса
Наблюдение за местными медведями также входило в планы этой небольшой «экспедиции». Анатолий загодя приобрел у местных карту с местами наиболее частых встреч с лесными царями, к которой в качестве бесплатного дополнения шла детальная инструкция о том, как себя надо и как не надо вести при встрече с ними. Пересев на судно поменьше, группа путешественников отправилась вверх по течению одной из бурных местных рек, наполненной косяками идущего на нерест лосося.
Добравшись до места назначения, Анатолий с командой сошли на берег и двинулись к специальной смотровой площадке, организованной работниками канадской лесной службы. Везение сопутствовало им: выводок медведей как раз занимался на другом берегу реки активным сокращением местного поголовья красной рыбы. Анатолий рассказал, что зрелище это было просто невероятное: до семьи этих хозяев леса было всего каких-то жалких двадцать метров, и на их темно-коричневых шкурах можно было разглядеть буквально каждую капельку.
Команда не сходила с места в течение нескольких часов, наблюдая за неспешной трапезой этих величественных зверей. Сам процесс Анатолий описал так: заметив удобное место, мишка подходил самому краю ледяного потока и замирал в ожидании. Как только рыба оказывалась в пределах досягаемости его лап, он резко наносил по ней удар, пытаясь зацепить ее своими когтями.
Сразу было видно возраст медведя – старшие особи проделывали эту операцию гораздо ловчее и точнее, нежели их младшие собратья.
Рыбалка
Пообщавшись с коренным населением, команда Анатолия досконально изучила все особенности местного рыбного промысла. В рамках полученной информации, было решено приобрести бубен, одеяние шамана и провести соответствующий планируемому предприятию ритуальный танец. Приступив после его исполнения к рыбалке, Анатолий вскоре был осчастливлен полновесным палтусом на крючке. После небольшого разбора полетов, командой было принято решение, что невероятное обилие различной морской живности в этом регионе все же не дает гарантии хорошего улова. За бубном было торжественно закреплено звание главного промыслового инструмента.
Прибрежные птицы
За первые несколько дней путешествия команде Анатолия удалось неоднократно понаблюдать за охотой и перелетами множества белоголовых орланов. Они произвели на него неизгладимое впечатление своей красотой и величественным видом. Одного из них однажды даже удалось рассмотреть вблизи, когда он сел на ветку дерева неподалеку от места высадки. Нередко встречались и беркуты, оказавшиеся значительно более трусливыми: ближе пяти десятков метров они никого к себе не подпускали, тотчас срываясь в полет при приближении человека.
Население
Чем быстрее сокращалась дистанция между путешественниками и Ванкувером, тем чаще им попадались лодки и заселенные острова. Последних в этом регионе просто невероятное количество – они буквально повсюду, всех размеров, форм и заселенности. На многих из них даже были песчаные пляжи, однако о купании, по понятным причинам, речь не заходила. Британская Колумбия, кстати, более доброжелательна к людям, ищущим тесного контакта с водой: на дне океана здесь расположено множество горячих источников, которые могут прогревать воду аж до 20 градусов по Цельсию.
Местное население добирается до своих дачных участков либо на судах, либо при помощи гидросамолетов, которые здесь крайне распространены и стоят относительно дешево.
Обитель тюленей
Когда судно проходило между очередной парой островов, один из их берегов неожиданно ожил: приближение людей растревожило огромное тюленье лежбище. Их число переваливало за несколько сотен. Анатолий рассказал, что не смог сдержать своего любопытства и отправился к ним поближе на корабельной шлюпке, чтобы немного понаблюдать за их жизнью и сделать пару кадров. Тюлени обладают невероятной субординацией: во главе стаи находится наиболее мудрая и опытная особь, у которой есть несколько «старпомов» – тюленей, которые обеспечивают своевременное выполнение команд вожака. Тюлени отнеслись к шлюпке Анатолия совершенно индифферентно. Только самые молодые подплывали поближе, чтобы понюхать, потрогать и немножко попробовать ее на зуб – а вдруг вкусно?
Другой Петербург
Единственным городом, в который зашла Kaori в процессе своего путешествия, был Петербург. Собственно, его название и послужило тому причиной. Он является самым большим рыболовецким портом на Аляске. Почти половина отлавливаемой в этом регионе рыбы добывается именно здесь. Описывая этот город, Анатолий отметил, что он буквально состоит из моря и рыбы. Это сама его суть. Рыбалкой занимаются все и везде: те, кто не выходит в море на промысловых судах, ловят рыбу штекерами и спиннингами вдоль всего побережья. Порт города забит под завязку различными рыболовецкими кораблями, как правило, не очень крупными: Kaori на фоне многих из них казалась настоящим мастодонтом. Многие здания здесь украшены какими-нибудь яркими и веселыми элементами. Одной из главных достопримечательностей города является монумент в память о людях, погибших в морских пучинах.
Земля ледников
По мере приближения к Аляске, холод за бортом становился все жестче и жестче, пока за очередным архипелагом из небольших островов путь судну не перекрыл ледник. Анатолий рассказал, что в сравнении с его колоссальным белым полотном даже 40-метровая Kaori вдруг показалась ему просто маленькой щепочкой. Ослепительно белые когти этого гиганта спускались с горных цепей и тянулись к океану, лишь в нем постепенно разрушаясь и заполняя прилегающие заливы тысячами тонн льда.
Благодаря температуре воды, айсберги здесь не образуются: глыбы льда благополучно превращаются в воду уже в паре миль от породившей их ледяной стены.
Озера Аляски
Канадские лесные службы крайне заинтересованы в привлечении туристов и прикладывают громадные усилия для того, чтобы перемещение по контролируемой ими территории было максимально комфортным. Анатолий столкнулся с этим, когда команда отправилась на небольшую экскурсию к одному из местных озер, расположенному в двух часах ходьбы. Несмотря на невероятную глушь, путь к нему был оборудован идеально: все мелкие ручьи и балки были снабжены мостиками, а на самом озере колыхалась доступная каждому туристу шлюпка, которую, видимо, туда спустили с вертолета. Даже береговая зона была оборудована специальными навесами для ночевки! А еще повсюду были рассованы небольшие баннеры лесной службы – чтобы народ не забывал, кто ему организовал всю эту красоту.
Ванкувер
Центральная гавань этого города – место невероятного контраста. Анатолий затруднился описать нам свои ощущения от представшей перед ним тогда картины: сзади раскинулось море со множеством кораблей всех вообразимых форм и размеров, а впереди, буквально в ста метрах, щекочут облака невероятные небоскребы из стекла и бетона.
У берегов Ванкувера регулярно проходят круизные лайнеры: здесь пролегает один из самых популярных туристических маршрутов, и марина города всегда забита судами под завязку. Забавной местной достопримечательностью является трехполосный мост через залив, который был дан в дар городу от некого невероятно состоятельного бизнесмена чуть ли не сто лет назад. Особенность же его заключается в том, что данный бизнесмен подарил его с некоторыми условиями: перестройка моста может проводиться только на деньги города, и никак более. Местное население ужасно злится, так как мост уже лет пятьдесят требует капитального ремонта и расширения, а вытянуть в одиночку такую сумму город не может.
Лоцман
Как объяснил нам Анатолий, это является совершенно нетипичной практикой для акватории США. Но что есть, то есть: любое судно, находящееся на коммерческом рейсе, обязательно должно иметь в составе команды лоцмана, когда проходит через прибрежную акваторию Аляски. Это не необязательная к исполнению рекомендация – это государственный закон, причем принятый совсем недавно, и достаточно хитрый по своей сути.
Его принимали в первую очередь для крупных судов, и ситуацию с яхтингом он откровенно игнорирует. Вся закавыка заключается в том, что для аренды судна на чартер нужна страховка. А ее, в свою очередь, можно взять только на коммерческий рейс. На личном судне можно ходить без лоцмана сколько душе угодно. Помимо этого, от дополнительного члена команды может спасти и американский флаг над кораблем.
Но если ни первый, ни второй вариант не являются вашим случаем, происходит следующее: стоит только вам покинуть канадские территориальные воды, как на горизонте тут же образовывается американский гидросамолет, который, присев неподалеку от вас, ссаживает на ваше судно лоцмана, берущего по полторы сотни долларов за час работы. И отказаться вы не можете – закон есть закон. Разумеется, работать лоцман будет только по восемь часов, обычный рабочий день. Все что больше – считается за переработку, и требует дополнительной оплаты. Анатолий с командой нашли относительно удобное решение для обеих сторон, и просто стали высылать многострадального лоцмана во время стоянок. Отослать его стоит всего лишь две сотни долларов, и если стоянка длится более одного дня, выгода становится очевидной.
Общее впечатление
Под конец интервью, Анатолий честно признался нам, что получил от этого путешествие намного больше, чем изначально рассчитывал. По его ощущениям, оно не двадцать дней заняло, а, как минимум, месяца четыре. Он уже ранее бывал в этих краях, однако прилетал всего на неделю, и по окрестностям путешествовал на обычном катере.
Еще тогда к нему пришло осознание – здесь нельзя торопиться, знакомиться с этими краями нужно плавно и спокойно, погружаясь в каждую мелочь и пропуская через себя каждую, казалось бы, незначительную деталь.
Единственное, о чем Анатолий жалеет – так это о том, что маршрут они свой начали не из Канады. Если знакомство с Аляской начать с Британской Колумбии, впечатления от путешествия будут значительно более объемными. Несмотря на то, что эти области расположены очень близко, их природа сильно различается: Аляска гораздо жестче и холоднее, Колумбия – дождливее и мягче. Анатолий также рассказал, что именно из-за высокой влажности последней на ней так хорошо растет хвойный лес. Невероятное буйство зелени, расползшееся по ее островам, не совсем характерно для данных широт. Даже Скандинавия, столь близкая Британской Колумбии по климату на первый взгляд, не обладает такой удивительной растительностью.
Больше всего, по мнению Анатолия, Британская Колумбия похожа на наши сибирские леса. Торжество жизни буквально переполняет местную природу. Возможно, это связанно с отсутствием сильного антропогенного фактора – рука человека почти не коснулась этих удивительных мест. Именно поэтому местные животные так легко подпускают к себе людей: Ванкувер здесь является единственным столпом цивилизации, за которым начинаются совершенно дикие и необжитые территории. Место для яхтинга это просто сказочное, так как остров, на котором стоит город, отлично прикрывает побережье материка от больших волн, а пролив между ними имеет ширину примерно в семь десятков миль. Трудно найти более подходящее место для парусного путешествия.