В предыдущей статье рассматривался вопрос об общих видах страховок, которые понадобятся яхтсмену. Но о каких еще страховках дополнительного плана имеет смысл говорить?
Зачем страховать депозит?
Опытные командоры советуют потратить время на страхование депозита. Особенно этот момент важен для команды, которая берет лодку в чартер. Полис поможет уберечь бюджет от полного краха в случае повреждения борта или его затопления. Наличие страховки не означает, что экипажу можно расслабиться. У него есть обязанность вносить депозит кредитной картой, к примеру, перед путешествием.
Важный нюанс! Страховой полис не в состоянии покрыть вероятное лишение лодки в полном объеме и причины потери депозита тоже.
Кроме того, страховые компании обязательно проводят расследования. Если в таковом обнаружат, что яхтсмены нанесли ущерб лодке намеренно, либо по причине пресловутой «грубой неосторожности», компенсации можно не ждать. Причем под вторым термином страховщик понимает разные обстоятельства: это может быть простой «потоп» из емкости питьевой воды или танцы до буквального упаду подшофе на столе в кокпите.
Обязательно ли запасаться страховыми полисами, арендуя яхту для дальнего странствия? По сравнению со страховкой ответственностью перед третьими лицами капитаном этот вид защиты не имеет столь весомого значения. Даже при самом дурном раскладе дел яхтенный экипаж лишится внесенной суммы полностью. Но эта сумма не является каким-то баснословным ценником. В основном этот вид страхования нужен ради компенсаций в случае серьезных дефектов, получаемых в пути. Тогда он «рентабелен».
Только полис от потери депозита также обретает смысл, если шкипер арендует лодку не раз в году. В этой ситуации его депозит действительно рискует нарваться «на грабли» поострее, больно вонзившие зубья в кошелек. Тут надо смотреть на условия, предложенные страхователями. У некоторых фирм весьма солидные, приемлемые условия контрактов.
Что не подлежит страховке? Обыкновенная человеческая глупость!
По мнению профессионального страховщика Курта Шольца (Uniqa), яхтсмен ошибается, наивно полагая, что страховка полностью его укроет от нежелательных потерь депозитных денег. Практически компания страхует только от потерь взноса, и связано это больше с неосторожным поведением экипажа на борту в случае сложившихся обстоятельств, природной стихии. Нередко спортсмены действительно виноваты в том, что недостаточно подготовлены к плаванию, забыли навыки квалификации, доводя судно до крайней технической точки. В таком случае нельзя рассчитывать на компенсации собственной глупости! Но это лишь одна сторона медали.
Не раз страховая немецкая организация отмечала нечестное поведение чартерных фирм по отношению к спортсменам. Пример – хорватские арендодатели лодок пользуются дилетантством яхтсменов. Этот опыт переняли и греческие, турецкие операторы, которые стремятся нажиться на клиентах, не думая о репутации компании. Ошибка, если яхтсмен не знает об этом,но сообщает о наличии страховки депозита у него на руках. Тогда чартерники обязательно повесят на них повреждения десятилетней давности, мотивируя тем, что яхтсмены в любом случае получат компенсацию.
Немецкие компании так не поступают. Но директор агентства предупреждает: лучше о страховке умолчать.
Неожиданно завершается чартерное плавание – как подстраховаться
Такой вид защиты в РФ пока обретает новый формат, лишь «просыпается». Для европейцев и американцев это вполне привычное явление. Яхтсмены зарубежья давненько знают о страховании отпусков на случай внезапного, вынужденного, их финала. Не всегда шкиперы им пользуются, но он предусмотрен.
Другой вопрос – чартерные путешествия. На суперяхте помещается 6-8 пассажиров или больше. Капитан является зачинателем прогулки, ее управленцем и ответственным лицом, включая юридическую сторону.
Успех тура всецело ложится на его крепкие плечи. Но жизнь преподносит обстоятельства, с которыми сложно сладить и отпуск приходится прервать буквально на первых шагах по воде. Допустим, капитана отзывают на берег. Встает вопрос, кто заплатит за вынужденные неудобства остальным участникам команды. Эти люди понесли расходы и не собирались рано возвращаться домой.
На помощь приходит страховщик, предлагающий договор от подобных сюжетов. Некоторые страховщики, представляющие бизнес в яхтинге давно, попросили аналитиков составить эдакий прогноз рисков и конечную стоимость подобного рода услуг. В итоге расчеты специалистов вылились в страховой полис, который предлагается спортсменам страховыми агентами США и Европы. Благодаря этой бумаге остальным участникам мореплавания можно не волноваться при форс-мажорных обстоятельствах, когда шеф покидает борт, и тур отменяется или откладывается на неопределенный срок.
Хотя подводных камней и тут не удалось избежать. Обычно эти нюансы указываются в контрактах мелким шрифтом, потому яхтсменам при составлении договоров важно внимательно знакомиться с документами. Подобная страховка действует не всегда, не для всех причин, вынуждающих капитана бросить борт, она годится.
Практически все компании-страхователи предоставляют такой договор на случай внезапного приступа болезни главного шкипера на лодке или получения травмы. Также в этот список уважительных причин для получения компенсаций пассажирами, командой входят похороны родственников, тяжелый недуг близкого. К страховым случаям не относят ситуацию, когда капитан не может вылететь к месту назначения тура по волнам из-за неоплаченной коммуналки, автоштрафов и прочих неприятностей подобного формата.
Тогда какова целесообразность такой страховки – задаст разумный вопрос шкипер. Стоимость покрытия включает траты на перелет, которые понесли участвующие в полусостоявшемся путешествии (причем в обе стороны). Страховая фирма вернет деньги за билеты на самолет домой, если тур прервался. Кроме того, включает финансовые издержки на аренду лодки в полном или частичном объеме.
Европа привыкла, что страховщики-лидеры предоставляют полис по божеской цене (4,5-5%) от цены на «one-way» авиабилет. По этой причине страховка получается довольно выгодной сделкой, особенно при больших тратах на авиаперелеты.
Жизненный опыт: надежный страховщик – не гарантия?
По мнению яхтсмена Игоря Маркова, не всегда удается плодотворно сотрудничать со страховыми компаниями. Российский гонщик разочаровался в деятельности «Яхт Пул», застраховав ответственность по депозиту в мае 2015 г. Немецкий бренд известен с давних пор, ему доверяют. Однако сотрудники предоставили шкиперу контракт, указав, что в случае обнаружения дефекта на судне, часть депозита придется отдать сразу, сдавая яхту после странствия. Важно было получить чек, по которому страховая фирма возместит ущерб (минус франшиза 50 евро).
Яхтсмен довольный и спокойный отправился в путешествие на «Бавария 41 Круизер» с афинского побережья до Превезы. Неожиданно на дистанции возник страховой случай: световой лючок бака дал трещину. В компании запросили 600 евро. Яхтсмен посчитал сумму завышенной, на что представитель страхового агентства возразил, что эти тарифы установил бренд Bavaria Yachtbau.
Взнос шкипер произвел, получил выписку, подробно изложил историю наступления страхового случая. На этом листке подписалась команда по требованию компании. На другой день капитан отсканировал бумаги и отправил страховщику. В ответ – тишина. Яхтсмен решил созвониться с представителем «Яхт Пул». Менеджер поднял трубку, ответив, что ситуация произошла совсем недавно и пока до его дела компания не добралась в рассмотрении заявок, сославшись на «завал».
Странно, в начале мая? Спустя пару дней Игорь снова позвонил в офис, снова молчание. Еще через неделю ему ответили, что сотрудника, занимавшегося его делом, в данный момент в офисе нет. Дальше пообещали сообщить ответ по электронке. Еще через пару деньков Дэниэль Прушинский ответил яхтсмену письмом, указав на необходимость прислать банковские реквизиты для перечисления денег. Шкипер отправил, вновь столкнувшись со стеной молчания. После очередного звонка офисной бригаде, яхтсмен услышал, что Даниэль, отвечающий за транзакции в Россию, отлучился. Позже дождавшись-таки Даниэля, уставший звонить шкипер попросил сообщить, на какой стадии рассмотрения находится его дело.
Тот смутился, в замешательстве ответил, что на столе нет его дела, и он не может ответить на вопрос. При этом клерк пообещал прислать ответ через 30 минут. Только ни ответа, ни привета…
Наступил июль! Капитан решил вновь «потревожить» страхового представителя. Теперь уже отвечал робот, предложивший фантастическую услугу – оставить им устное послание. Естественно, деньги на счет не пришли…
Немало сложностей возникает в среде людей, купивших суперлодки.
Как застраховать яхту собственнику – дельные советы
Покупая яхту, человек втягивается в круговорот постоянных хлопот по страховке, обслуживанию судна. Яхтсменам-чартеристам куда проще: арендовал лодку и ходи по морям-океанам. Хотя и им приходится отвечать за судно, пока штурвал находится в их руках. Но у хозяина лодки куда больше проблем.
Судовладельцу нужно позаботиться о двух типах страховки: КАСКО + полис ответственности перед третьими лицами. Что это за страхование?
Интересные нюансы по КАСКО
Ужасной неприятностью становится затопление судна или серьезное повреждение. Хозяин разрывается на части, пытаясь сэкономить на расходах по страховке и стремясь найти надежного страховщика, который действительно выплатит компенсации, чтобы утешить капитана от гибели лодки или отремонтировать ее. Но бес скрывается в мелочах – в мелком шрифте договоров со страховым предприятием. Как же распознать истину, найти «золотую середину» в общении со страховщиком?
Факторы, требующие повышенного внимания:
- Имеет значение акватория. Частенько в контракте с компанией значится определенная территория водного пространства, где должна ходить яхта. Быстрый и короткий выход за границы обозначенного места не грозит яхтсмену тяжелыми последствиями. Но в случае указания Средиземного моря как основной акватории для данной лодки, нарушать правила нельзя, например, оказаться на Карибах. Тогда на компенсацию рассчитывать не придется.
- Какое оборудование на борту? Отвечая на этот вопрос, шкиперу нужно посмотреть договор, где указан список бортовой аппаратуры, которая важна для полноценной эксплуатации катера. Только страховые фирмы никогда не вносят в этот перечень электронику съемного и портативного типа (лэптоп), хотя некоторые лодки содержат его в качестве штатного оборудования.
- Затопление лодки. Яхтовладелец сталкивается с тратами помимо основных, которые могут превысить сумму, указанную в соглашении. Сюда относятся штрафы за топливо, растекающееся по воде из дизельного бака.
- «Та самая» грубая неосторожность! Страховщики сурово относятся к судовладельцам, чем к яхтсменам. Вот это та ситуация, когда страховщик в крайне редких случаях выплачивает за ущерб. Обычно подобный опыт не предается огласке, проходит скрыто для широких масс, коллег.
- О замене деталей, оборудования можно спорить долго. Конфликты возникают при желании владельца поменять штатную технику, заменить изношенные узлы, механизмы. Нюанс – новенькая мачта обходится дороже прежней.
- Зимняя стоянка/ремонт. По статистике, приблизительно добрые 50% шкиперских историй с повреждениями или затоплением яхты связаны с периодом нахождения лодки на зимней стоянке. Собственнику трейлерного судна нужно обеспокоиться заранее, уточняя разрешенные страховщиком места для зимней «спячки».
- Паруса тоже подразумевают страховку – дополнительная головная боль капитанов-владельцев. Стоимость их не низкая. Парусные полотна изнашиваются довольно скоро, хотя сложно предугадать, в какой момент они повредятся. По этой причине страховые дилеры стремятся такие пакеты полисов не предлагать либо закручивают франшизу так высоко, чтобы было невыгодно. Компании не признают страховым случаем разрыв ткани от сильного (7-8 баллов) или штормового ветра.
- Льготы за длительную эксплуатацию без аварий. Это большое преимущество страхагентств. Иногда размер их доходит до 30–40%. Но на следующий год после морского «ДТП» они повышают страховые взносы. Правда, фирмы, настроившиеся на долгое сотрудничество с клиентом, прощают ему первую аварию и не повышают взнос (это для постоянного клиента).
- Европа долгие годы предпочитала в страховых соглашениях упоминать дополнительные морские риски. Совсем недавно компании стали предлагать измененные условия с покрытием морских рисков любого плана. Исключение – отдельно вынесенные в оглашении риски.
- Контракты предусматривают непокрываемую часть ущерба. Это нормальное явление КАСКО-полисов. Только при затоплении лодки эту часть могут опустить. Тогда у хозяина катера два решения: воспользоваться маленькой франшизой, синхронизируя ее с увеличенными взносами либо определить крупный не покрываемый ущерб, сохраняя внесенный депозит на низком старте. Между ними разница бывает двукратной.
Следующая часть нашего рассказа будет посвящена капитанам, термину «грубая неосторожность» и о КАСКО. Все самое интересное – дальше!