Сочинский курорт, глядя на белоснежные яхты, пришвартованные в марине, легко перепутать с итальянским побережьем. Город уютно расположился в окружении роскоши лесного бархата, нежно ласкает теплым морем, дарит душевное тепло и спокойствие. Территория, аккуратно оформленная к Олимпиаде-2014, сохраняет облик престижной гавани и привлекает туристов, включая яхтсменов.
Жители г. Сочи привыкли к комфортной температуре в 12-14 градусов. Море чаще всего обладает спокойным характером, прогнозы погоды иногда выдают сюрпризы. Прежде чем выходить на большой лодке в море, следует хорошенько подготовиться к таким сюрпризам. Если море не привечает ласковым характером, альтернативным источником вдохновения и отдыха являются горы. Отдыхающие выбирают прекрасные горнолыжные трассы, где можно погонять на сноуборде. Изрядно попотев на яхтах и лыжах, можно отправиться в горячую баню пропарить косточки.
Теоретически южный город является подходящей площадкой для зимовья бригантин.
Но множество сомнений возникает у владельцев лодок: хватит ли места для зимней стоянки? Что понадобится из документов, чтобы свободно курсировать по черноморскому берегу? Сколько стоит? Для получения ответов на эти вопросы, следует поближе ознакомиться с сочинским курортом.
Особенности оформления документов в ГИМС
К этому вопросу следует подходить вдумчиво, рассчитывая на традиционную бюрократическую волокиту, испокон веков ставшую для России не новостью. Вновь прибывающие яхтсмены должны зарегистрироваться в портовой администрации. Выходить в море удастся только с разрешения после прохождения обязательных процедур оформления. Неважно на собственном судне или отдельно прибывает яхтсмен на эту территорию. Алгоритм его действий следующий.
Необходимо написать заявку или подать ее в устной форме оператору причала «Сочи Гранд Марина». Телефонные контакты можно найти в интернете. Работает этот отдел ежедневно без выходных с 9 до 20:00 вечера. Если яхтсмен заявил о себе после рабочего графика, нужно отправить напрямик прошение в Инспекцию государственного портового контроля. Но желательно сделать это за сутки до даты приезда.
С собой нужно иметь заявление на приход лодки, взять копию судового билета и запастись документом про право собственности на лодку. Кроме того, понадобится доверенность на право управления судном, если шкипер является собственником.
Заявка оформляется и для пограничников.
В бухгалтерии порта составляется договор, оплачиваются соответствующие комиссионные сборы.
Портовая администрация разрешает плавать в акватории после предоставленных документов.
Пространство Черноморского побережья вплоть до абхазской границы считается территорией пограничного контроля. Все суда, находящиеся на этом пространстве, обязаны регистрироваться, своевременно уведомляя порт о прибытии. На 16-м коммуникационном канале необходимо пройти обязательную вахту и иметь план перехода.
Совет! План перехода является документальным отражением добрых намерений, демонстрирующим простое желание переплыть через границу. В этом плане будут отражены все условия маршрута.
Составляя маршрут рейса, необходимо учесть критерии на получение разрешения. Здесь учитывают такие факторы, как наличие заправок, глубинных замеров, особенности параметров лодки. Также имеют значение порты укрытия, обеспечение безопасной скорости при «заплыве» мимо навигационных опасностей, учитывается минимальная глубина на мелководье, методы, частота обнаружения местоположения катера. Все эти характеристики гарантируют безопасное судовождение и сохранность человеческой жизни на воде.
Внимательные расчеты маршрутной линии помогут избежать досадных ошибок. При этом нужно уметь пользоваться электронными морскими картами, планируя рейс. Задача это сложная, волокитная. К примеру, перейти из Сочи в Батуми для шкипера означает составление плана на 10 листах. В этой бумаге указываются точки невозврата, входа, поворотно-разворотные действия. Составляется такая карта самостоятельно или с помощью услуг агента. Второй вариант гораздо проще, хотя и немного затратнее.
Интересный факт! Некоторые шкипера заказывают полномасштабный план перехода, касающийся маршрута по всему Черному морю. Он нужен на случай внезапного изменения курса с указанием возможности изменения дат.
Как организовать стоянку в яхтенном клубе?
Для получения разрешения на гостевой заплыв в порт яхтсмен должен сообщить о своем пребывании в марину за 12 часов. Яхт-клуб выделит специальную стоянку для бригантины-красавицы. Порт действует по законам «сверху» от Министерства транспорта. С законодательной базой лучше познакомиться заблаговременно для экономии нервных клеток, денег и времени.
Вся информация, важная для капитанов и моряков находится в 404 приказе (2017 г.).
Накатывает эта бюрократическая волна с оформления пакета документов, которые необходимы для пребывания в порт. Первоначальной бумагой является подписание договора с яхт-клубом. На курорте работает два главных яхтенных сообщества, принимающих разногабаритные бригантины.
Порт Сочи является местом для сбора яхтсменов в филиале «Буревестник Групп».
Портовая площадка Имеретинский, являющаяся модернизацией из грузового в пассажирский терминал, тоже готова встречать гостей.
Интересные особенности «Сочи Гранд Марина»
Уникальный порт разместился в центральной части мегаполиса со старинной удивительной историей. Здесь выстроена романтичная набережная, где любят прогуливаться жители и туристы. Вблизи располагаются уютные ресторанчики, магазины, контролируемые портовой администрацией. Административное здание находится на Морском вокзале.
Для швартовки в этом яхт-клубе заранее готовится пропуск по телефону. Подписывая соглашение с «Буревестник Групп», шкипер заблаговременно обязан оформить документ-разрешение на прибытие в порт. Завидев лодку, прибывающую к марине, инспектор запросит эту бумагу. Если судну необходима помывка, сервисное обслуживание, ремонт, рекомендуется обращаться непосредственно к руководителю клуба. Без его согласия дело может затормозиться. Хотя после команды начальника работа закипит прекрасно. На суше тоже предусмотрены стоянки, правда, их количество ограничено. Чаще всего на них находятся катера, нуждающиеся в ремонте.
Важный факт! Водная швартовка очень комфортная. Вложение денег в эту территорию вполне оправданное, ведь марина является проектом официального уровня, соответствует ГОСТам, требованиям безопасности. За яхту в шторм можно быть спокойным.
Большим преимуществом является близость ресторанов, хорошо оборудованные причалы. Входить на эти причалы разрешено по карточкам.
На карандаш! Позывным является «Сочи трафик-контроль». Используется канал 11 VHF.
Чем хорош Имеретинский? – Опыт бывалых
Гавань также построили к Олимпийским играм 2014 года в качестве грузового терминала. Но вначале архитекторы планировали построить здесь универсальный порт. К сожалению, огромное количество дорогих погрузчиков утратило свою ценность, попросту ржавея под открытым небом. Естественно, этот момент администрацию расстраивает.
Любопытное наблюдение! Яхт-клуб Имеретинский – молодой порт, привлекающий к себе гостей всеми силами, начиная от отбора девушек с приятными голосами на телефонные линии.
Гавань удобна устроена для отдыхающих, прибывших в выходные дни. Близкое расположение в 10 минутах на машине от аэровокзала радует. Это хорошая возможность для яхтинга, желающих прокатиться на лыжах по снежным трассам. До Красной Поляны путь отсюда занимает приблизительно 40 минут.
Среди яхтсменов бытует мнение, что Адлерский район – райский уголок с собственным яхт-клубом, с отличной и хорошо продуманной инфраструктурой. Гости могут хорошенько выспаться, отдохнуть в отеле в уютных номерах, вкусно позавтракать в ресторанах, кафешках, затем отправиться на шопинг в магазинчики с богатым выбором сувениров.
Несмотря на небольшое количество торговых точек по сравнению с центром города, все самое необходимое предприниматели обеспечивают. В отличие от конкурента большим преимуществом считается наличие отдельного парусного клуба для детей. Взрослый яхт-клуб постоянно проводит мероприятия, приглашает отдохнуть и на пляже. Здесь устраиваются яркие регаты, с судна можно понырять приверженцам дайвинга, научиться управлять лодками, перенимая техники опытных моряков маломерных судов.
Руководство яхтенного сообщества стремится усовершенствовать инфраструктуру, прислушиваясь к отзывам отдыхающих. С учетом мнений спортсменов и гостей создана стоянка на берегу с максимально комфортными условиями, спуском/подъемом до 135 т. Для приезжающих автомобилистов организована работа паркинга, осуществляется водоснабжение, подача электричества. На этой территории устраняют даже сложные проблемы, ремонтируя лодки. В случае возникновения необходимости руководство прибегает к помощи водолазов.
Понтонов могло быть побольше. Однако их пока хватает. Носы лодок часто обращены к бетону. Организована строжайшая пропускная охранная система, видеонаблюдение по всей территории приятно поражает.
Минус! Некоторые владельцы яхт волнительно вглядываются в море, когда видят неспокойное его настроение. Ограждение сконструировано в виде ковша, который построили для визуальной эстетики. О надежности оного приходиться забыть. В связи с этим ценовая политика сравнению с компанией «Буревестник Групп» несколько лояльнее, учитывая этот недостаток. Хотя для начинающих яхтсменов на небольших лодочках стоянка и сервис обходятся дешевле, что их радует.
Позывным служит «Вахта Марина» на канале 11 VHF.
Хитрости «успешного» прохождения пограничного контроля
По прибытии в порт яхтсмену следует определиться со стоянкой. Для начала необходимо заглянуть в пограничную службу. Недалеко от территории санатория «Дагомыс» располагается пограничная застава «Сочи Гранд Марина». Запланировать визит в эту гавань лучше заблаговременно, необходимо узнать, какие документы понадобятся для надзорных органов и сообщить администрации о намерении совершить визит. В таком случае сотрудники управления яхтенным клубом приготовят пакет документов и согласуют все за яхтсмена. Тем, кто выбирает «парковку» на воде в Адлере, добраться до погранзаставы можно на такси, путь займет всего 5 минут. Но и в этом случае необходимо согласовать встречу, предварительно позвонив по телефону заставы. Даже если военные откажут в приеме в этот день, оформляется все быстро в назначенный срок.
Нужно захватить с собой паспорт, взять трудовой судовой билет, соглашение, составленное с яхтенным клубом, имущественное право на яхту. Рекомендуется сканировать все документы, чтобы не бегать по ближайшим поселкам в поисках сканера.
Заметка! Уведомление погранслужбы действует в течение года. Но смена приписки требует вторичного оформления.
Чтобы выйти из порта, за два часа у погранзаставы нужно запросить разрешение-допуск на прохождение от заданной точки до конкретного пункта. Прямо перед выходом рекомендуется сделать еще раз запрос. Это связано с зависимостью от характера погоды, наличием гостей на близлежащих территориях. К примеру, за пять-семь миль от побережья необходимо обходить Бочаров Ручей, если туда прибывают первые лица государства.
Шкипер обязуется нести вахту на шестнадцатом VHF-канале доступном для пограничников. Морская рация – обязательный инструмент для легального выхода. Ночные переходы осуществлять разрешается, только если на борту есть зарегистрированная система АИС. Ежечасно капитану не придется докладывать о своем местонахождении, пересекая границу. Выходя из гавани, сообщить об этом обязательно. В отличие от Крымских акваторий, где рацию нельзя выпускать из рук, докладывать о местонахождении необходимо у каждого мыса и полуостровных выступов. Пограничники должны об этом знать.
Как оформляют договор с портом
Собственнику суперяхты длиной более 3 м, нужно заключать соглашение с береговой администрацией. Прибывшим не по воде, а на автотранспорте, захватив лодку на прицепе, также придется пройти регистрацию в порту для выхода в морское путешествие. Спортсмен будет сильно ограничен в возможностях, не имея номера обязательства, просидит на берегу, ожидая разрешения вопроса. Суда спортивного класса (9 м) регистрировать необязательно. У таких лодок нет двигателей и оборудованного места для отдыхающих.
Администрацию найти легко, заглянув на улицу Круизная Гавань. На ней находится здание поблизости с терминалом по отгрузке грузов «Сочи Гранд Марина». Сложность возникает в следующем. Поймать инспектора и бухгалтера, работающих по свободному графику, задача фантастическая. По этой причине необходимо постоянно буквально ловить их в порту. Отсутствие на рабочих местах этих служащих не означает, что эти две должности сопряжены с бездельем. На самом деле чиновники загружены работой, поскольку их обязанности сопряжены с огромным количеством бумажной волокиты и тяжелым грузом ответственности. Отчасти это является показателем нормальной работы порта, качественным выполнением его обязательств. Поэтому нужно приготовиться подождать день-два, иногда три, если по прибытии в порт лодки произошло ЧП где-то рядом.
Важно! После посещения административного здания на руках у спортсмена будет договор, заключающийся на срок действия документов, касающихся маломерного судна. Договор действует в течение 5 лет.
В случае, когда судно покидает порт на больший срок, чем трое суток, придется заново проходить процедуру оформления. Особенно это касается тех, кто оформил выход.
Номер от разрешения нужно запомнить как «Отче наш» или записать. Регистрация проходит с предоставлением оригиналов и копий паспорта капитана, судового билета, разрешения на прибытие в гавань, права на судно. Дополнительно понадобится нотариально заверенная бумага, разрешающая управлять яхтой не собственнику судна.
Выходы из гавани оплачиваются согласно букве договора. Суммы фигурируют чисто символические: цена на выход из порта 8-метрового катера равна 13 руб. Эти суммы «Сбербанк Онлайн» не принимает, поэтому оплату нужно производить в кассе, указанной в квитанции, выданной бухгалтерским отделом гавани.
Имея на руках документы, капитан может быть спокоен: в базу данных он будет занесен, сможет плавать по определенным зонам на легальном основании. Все зависит от габаритов лодки, характеристик, прописанных в судовом билете и характера волн. Эти параметры рассчитывают в зависимости от количества времени, необходимого судну для прохождения до порта укрытия после получения предупреждения о шторме. Ради выхода за границу отведенного участка придется составить план перехода и запросить допуск в ГИМСе. Это будет разовый легальный переход.
Сайт Морпорта дарит возможность воспользоваться электронной почтой для отправки документов, оформления договора. Пока что речь не идет о маломерных катерах. Про эти лодки на практике вспоминают редко, пока законодательная база в отношении этих конструкций хромает.
В итоге все приходится разруливать инспекторам морского порта. Если бы маломерки передали под ответственность ГИМСа, все стороны выиграли бы.
К сожалению, законы прописаны теми, кто нечасто выходит в море.
Бюрократические вопросы по сей день остаются большим камнем преткновения для комфортных путешествий. Хотя специалисты, полюбившие парусный спорт по-настоящему и сидя в кабинете на берегу, относятся с пониманием, уважением к интересам других людей.
Формула успешной заправки топливом
Российская действительность радует огромным количеством бредовых явлений. К таковым относится и топливная заправка, покрытая мхом бюрократической плесени. Неприкосновенность стереотипов сохраняется, будучи некогда установленная людьми, не сведущими.
Любопытный момент! Стратегически значимым компонентом портовой деятельности является топливная бункеровка. Сточные воды собираются в специальные сооружения. До Олимпийских игр эти мероприятия велись со спецпричала, у которого был допуск к подобным действиям. В настоящий момент это инфраструктура отсутствует.
Дизельная подпитка
Для желающих заправиться дизелем стоит обратиться на плавучую заправку. Заправка относится к Морпорту. Однако обращение граничит с трудностями бюрократического характера. В частности нужно подписать договор на поставку топливного ресурса. Документ подписывается в порту. Топливо заказывается за сутки с указанием нужного объема. Придется постоять в очереди, когда администрация пригласит на заправочную станцию. День-два придется ждать, даже отправив документы по электронной почте с точными расчетами объемов и прописыванием топлива в документе.
«Королева бензоколонки»
Для собственников судов, оборудованных бензиновыми моторами, официальная законодательная база приготовила буквально сотканный из противоречий «райский рай». Официальных заправочных станций не предусмотрено, но заправляться из канистр надо строго по закону. Бензина в Морпорту нет, но необходимая емкость предусмотрена. И это еще не все!
По словам руководства марины, хорошо, что дизель сумели отстоять. По закону не предусмотрена заправка кораблей вовсе. Тормозной «колодкой» выступает экологическая прокуратура.
Попытки провести бензин в канистрах тщательно пресекаются, отслеживаются через бинокль человеком, сидящим на шпиле исторического административного здания. Заправку можно произвести только в море, незаметно пронеся 50-литровые канистры на борт. Директор филиала говорит, что они давно борются за открытие официальной легальной заправки от порта. Но тормозом выступает бюрократический механизм, априори косящий безжалостным серпом лучшие начинания.
Тетя Катя
Недалеко от Адлера примерно в 5 км от города, живет особа по имени Екатерина. Эта женщина, настроение которой может быть приветливым либо она мечет гром и молнии. В первом случае есть небольшой шанс отхватить порции бензина, хотя дозваниваться до нее придется долго. Упорство двигает идеи, поэтому отступать не рекомендуется. Это единственный источник бензинового ресурса среди близлежащих акваторий. Потому с настроением королевы-Екатерины приходится мириться. На пространство «Центр парусного спорта» можно заходить без юридического оформления, уведомляя о приходе только пограничные службы. Это пространство небольшое, хотя и защищено хорошо.
Имеретинский порт более благосклонно относится к лодкам. Таки здесь можно умудриться протащить на палубу легкое бензиновое «пропитание», наняв такси. Стоит отметить, что по всей российской территории острым кинжалом торчит нож вопроса о заправках.
Акватория особенно попадает сильно под его действие.
Заграница манит и светит
Пару дней отдыха в Грузинских шато – наивная мечта даже тем, кто имеет регистрацию ГИМС. Капитан Морпорта заверяет: он не уполномочен выпускать лодки с ГИМС за границу. Законодательная бюрократическая машина этот пункт не предусмотрела. Как только появится этот момент, сразу разрешат.
Хотя уместно вспомнить приложение III к техрегламенту Таможенного союза, касающегося безопасности маломерок. Этим документом пользуется ГИМС. Согласно ему маломерные суда класса «0» не ограничены условиями плавания.
Важно! Гавани города на Неве, Анапы, Новороссийска спокойно выпускают яхты за пределы страны. Капитаны докладывают о намерении по телефону, у надзорных органов всего несколько часов уходит на осмотр, оформление бумаг. Главное условие – иметь освидетельствование ГИМС, допускающий единовременный переход.
Севастопольский порт тоже запрещает выезд за рубеж по волнам. На практике добиться разрешения удается без необходимости перерегистрации. МЧС не гарантирует безопасность для судов, вышедших за пределы государства. Капитан вправе запретить судну покинуть российскую гавань при выше допустимой нормы маломерок (сюда относят категорию сложности из судового билета).
Напрашивается вывод: официального запрета на заграничное турне никто не дает. Готовить план перехода нужно, если отрезок для близлежащего порта укрытия не выше значений по классу. Но если удаленность маленькая, то важно приготовить разрешение от ГИМС на разовое прохождение границы.
Освидетельствование готовится в ГИМС по месту жительства. Сочинское оформление занимает 1 день – 3 недели.
Капитанская лицензия
С голубой корочкой можно плавать в пределах России. Портовому капитану, по идее, безразлично, что ждет шкипера при выходе за границу. Такая ситуация наблюдается воочию в Новороссийске. Сочи требуют более серьезный уровень подготовленности в документальном плане. Здесь спросят следующее.
- Капитанскую лицензию и билет на судно.
- Визы, загранпаспорта на каждого находящегося на борту.
- План для перехода и документ ГИМС.
- Судовую роль, опись имущества с указанием топливного ресурса, личной поклажи (декларация для таможни).
- Капитан приглашен зарубежной стороной? Будьте добры приложить оригинал на управление судном.
Важно! Три недели приходиться звонить по инстанциям, изучать законодательные нюансы. Проблемой является неспособность ответственных лиц на месте дать разумные ответы. Наблюдается «отфутболивание» по кабинетам.
В ряде случаев выгоднее прибегнуть к услугам агентов, лихо подготовившимся к перипетиям подобного формата. Агент всегда готов справиться с бюрократией. Агенты поступают по-своему, при этом умудряясь не нарушать закон.
Проходя процедуру досмотра, яхтсмену нужно купить бахилы. Таможенники соблюдают инструкцию, им запрещено входить на борт без бахил. Для захода в другое государство необходимо изучать традиции приема. Не забудьте поднять флаг государства, ступая по воде на брега чужеземного государства. Желтый флаг Квебека обязательно поднимать, сигнализируя об отсутствии больных людей на палубе. Запланировав визит в заморье, важно четко исследовать шкиперские лицензии и требования к ним усвоить.
Международных «водительских» прав в этом плане не разработано. Государства классифицируются на три ветки: государства, не заглядывающие в документ, страны, «нарисовавшие» бумаги; государства, принимающие только определенные категории суперяхт с особыми лицензиями в зависимости от мощности, габаритам, удаленности. Также есть государства, признающие российский документ.
Практически всюду, за исключением Израиля, принята 12-мильная зона территориального водного пространства. Достигнув этой зоны, яхтсмен обязан связаться с береговой охраной с целью подтвердить разрешение на переход границы. Канал для связи – 16 VHF.
Оформляют документ за рубежом спокойно при наличии стандартного требуемого набора бумаг.
«Да не угаснет надежда!»
Курортный город радует незамерзающим морем, граничащим со снежными склонами. Владельцам маломерок нравится в этом уголке. Большое количество маломерных корпусов зарегистрировано по РФ. Хотя пока еще упрощенная процедура оформления остается в мечтах судовладельцев, как и быстрое реагирование таможенных работников. Порты укрытия, заправки тоже являются главным желанием спортсменов.
Родные берега Черного моря манят природными красками. Но препятствием выступает бюрократический механизм. Пока сотрудники разбираются в законах, яхтсменам придется терпеть, дожидаясь часа, когда можно будет спокойно приехать и поплавать по волнам под парусами.
Крым не отличается более продуманными условиями. Очаровательный полуостров остается в тени бюрократической возни, доводящей людей до белого каления. Незаконная заправка касается грязным крылом бюрократии даже корабли портов. Телефон пограничной службы предоставляется один, звонить по которому нужно сутками. В результате без оглядки на штраф, яхты покидают российские границы. Таможня отказывается вечером принимать русскую яхту, в итоге подвергая ее катастрофическим повреждениям из-за бушующего шторма.
Срываются регаты из-за общения с погранзаставой. Патриотические вдохновения яхтсменов гаснут на корню из-за суровой «любви» Родины к соотечественникам. Прекрасное побережье крымского полуострова требует урегулирования законов в отношении парусников. Но совершенно ясен факт: инфраструктура обретает застойный вид, лодки следуют в Турцию за уважительным отношением, большим доверием со стороны властей к народу. Корректировать законы, открыть заправки даже никто не думает. Отток яхт вполне обыденное, но весьма печальное явление. В итоге денежные суммы тоже утекают за рубеж.
Выход! Дело и упорная борьба с бюрократической махиной станет отправной точкой для развития яхтинга.
Только кардинальные дела смогут изменить положение дел в лучшую сторону, не вызывая раздражение. Молчаливое наблюдение и бездействие – два злейших врага любого продвижения.
Активные действия смогут спасти ситуацию, воплощая мечту любителей яхтенного спорта и продвигая туризм в качестве важной части туристического сегмента в экономике страны.